Электронные версификации законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2015 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу, и, несомненно, одним из таких условий является развитие системы нормативного правового регулирования отношений в информационной сфере
К сожалению, в настоящее время эта деятельность в России не рассматривается как самостоятельный объект законодательного регулирования.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Систематизация законодательства 5
§ 1. Понятие и характерные черты систематизации законодательства 5
§ 2. Формы систематизации законодательства 7
Глава II. Электронные версификации законодательства 10
§ 1. Электронные справочные правовые системы, как вид систематизации права 10
§ 2. Сравнительный анализ справочно-правовых систем в России и за рубежом 23
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 58.26 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время в Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу, и, несомненно, одним из таких условий является развитие системы нормативного правового регулирования отношений в информационной сфере

К сожалению, в настоящее время эта деятельность в России не рассматривается как самостоятельный объект законодательного регулирования. Отсутствует нормативно закрепленный состав требований к процедурам формирования, ведения, обработки и хранения юридически значимой информации. Вместе с тем действующее информационное законодательство (имеется в виду вся система нормативных правовых актов) достаточно полно обеспечивает ведение таких информационно-учетных систем, как регистры и реестры нормативных правовых актов.

Создание государственных регистров, реестров нормативных правовых актов и оперативное обновление содержащихся в них данных требует использования единых научно обоснованных методологических, организационных и программно-технических подходов с привлечением юридически формализованных способов формирования баз данных.

При построении глобального информационного общества во всем мире особое значение сегодня приобретает вопрос доступности публичной информации и, соответственно, социально значимым является вопрос о разработке теоретических и методологических основ систематизации законодательства в Российской Федерации, методологической роли государства (включая и федеральные органы исполнительной власти) в обеспечении полноты, достоверности, транспарентности и в целом качества этой информации. Как известно, соответствующие рекомендации содержатся в целом ряде международных правовых актов, и эти положения находят свое отражение в национальном законодательстве государств.

Целью настоящей работы выступает современная систематизация законодательства.

Задачи:

1. Проанализировать понятие  систематизации;

2. Рассмотреть формы систематизации  законодательства;

3. Охарактеризовать роль  электронных правовых систем  в систематизации законодательства.

Объектом изучения являются общественные отношения, которые возникают при систематизации законодательства.

Предметом изучения являются основные закономерности осуществления систематизации законодательства, а также нормативные документы, регламентирующие рассматриваемый процесс.

Методами изучения являются диалектический метод, структурно-логический метод познания, обобщение, теоретический и правовой анализ и т.д.

Тема работы достаточно хорошо представлена в ряде учебников по теории государства и права. Однако очень мало информации о проблеме исследования электронных правовых систем и их значимости в систематизации законодательства.

Структура работы построена с учётом поставленных цели и задач и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Систематизация законодательства 
§ 1. Понятие и характерные черты систематизации законодательства

 

Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.

Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствует ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Во-вторых, систематизация законодательства нужна как эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, ревизии действующей правовой системы. В-третьих, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения студентов.

В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бывает различной. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разные периоды существования государства и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда, по сути дела, создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.

Ныне темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности в России как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Поэтому, если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.1

Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельные формы правовой деятельности:

1) сбор государственными  органами, предприятиями, фирмами и  другими учреждениями и организациями  действующих нормативных актов, их обработка и расположение  по определенной системе, хранение, а также выдача справок для  заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);

2) подготовка и издание  различного рода собраний и  сборников нормативных актов (инкорпорация  законодательства);

3) подготовка и принятие  укрупненных актов на базе  объединения норм разрозненных  актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);

4) подготовка и принятие  новых актов, в которые помещаются  как оправдавшие себя нормы  прежних актов, так и новые  нормативные предписания (кодификация  законодательства).

 
 § 2. Формы систематизации законодательства

 

В настоящее время среди ученых-юристов нет единого мнения относительно количества форм систематизации законодательства.

Одни считают, что существует две формы систематизации законодательства - инкорпорация и кодификация;2 другие утверждают, что их три - инкорпорация, консолидация и кодификация;3 третьи настаивают, что их четыре - учет, инкорпорация, консолидация и кодификация;4четвертые предлагают пять форм - учет, инкорпорация, консолидация, кодификация и создание сводов законодательства.5 Кроме того, в составе каждой из этих форм систематизации законодательства разные авторы предлагают их деление на отдельные подформы.

Рассмотрим формы (виды, способы) систематизации законодательства, которые характеризуются в большинстве учебников по теории государства и права.6 Это: учёт законодательства; инкорпорация законодательства; консолидация законодательства; кодификация законодательства.

Учёт законодательства - это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативных актов, а также по созданию поисковой системы, которая обеспечивает розыск необходимой информации среди массива актов, взятых на учёт.

Виды учёта: а) журнальный; б) картотечный; в) ведение контрольных текстов действующих нормативных актов; г) автоматизированный учёт законодательства.

Автоматизированный учёт законодательства, основанный на применении компьютерной техники, постепенно становится доминирующим. Компьютерный учёт законодательства во многом смягчает проблему его доступности и обозримости.

Инкорпорация законодательства - это деятельность по упорядочению действующих нормативных актов путём их объединения в хронологическом, тематическом, алфавитном порядке (без изменения формы и содержания) в соответствующем официальном, официозном (полуофициальном) или неофициальном сборнике (собрании).

Консолидация законодательства - это сведение (объединение) соответствующего множества нормативных актов по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупнённый акт.

Новый укрупнённый акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку принимается компетентным правотворческим органом и имеет все необходимые собственные официальные реквизиты. Его особенность в том, что он не меняет содержание правового регулирования, только вносит изменения, относящиеся к форме законодательства.

Кодификация законодательства - это правотворческая деятельность органов государства по радикальной количественно-качественной переработке формы и содержания законодательства путём создания нового, сводного, систематизированного (единого, логически и юридически целостного, внутренне и внешне согласованного) нормативного акта повышенного уровня стабильности.

Виды кодификации:

а) общая кодификация (завершается принятием кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства);

б) отраслевая кодификация (охватывает соответствующую отрасль законодательства: издаются Гражданский, Уголовный кодексы и т.д.);

в) специальная (комплексная) кодификация (направлена на издание актов, регулирующих соответствующие институты законодательства: Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и т.д.).

Главная конечная цель кодификации - создание т.н. кодификационного акта. Формы кодификационных актов: а) основы законодательства; б) кодекс; в) устав; г) положение; д) правила.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Электронные версификации законодательства

§ 1. Электронные справочные правовые системы, как вид систематизации права

 

Систематизация законодательства, в целях которой осуществляется деятельность по ведению регистров нормативных правовых актов, требует знаний о закономерностях, принципах и тенденциях построения автоматизированных информационных систем, создания государственных информационных ресурсов в целях информационного обеспечения интересов граждан, общества, государства.

Сегодня формирование целого ряда учетных систем осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в т.ч. в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, создании соответствующих регистров и реестров, отнесенных к учетным системам федеральных органов государственной власти

Важно отметить, что государственная учетная деятельность Минюста России ведется в рамках полномочий, установленных нормативными правовыми актами, в т.ч. Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, по созданию и ведению регистров, реестров нормативных правовых актов и предоставлению доступа к информации, содержащейся в них.

В Перечне регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, отнесенных к учетным системам федеральных органов государственной власти, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 25.04.2006 N 584-р, значатся и учетные системы Минюста России:

Информация о работе Электронные версификации законодательства