Экологические права граждан РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 13:41, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с действующим законодательством РФ граждане имеют права и обязанности как в рамках природоохранительного, так и в рамках природоресурсного законодательства, что являет составными частями экологического права. Права и обязанности граждан в рамках природоресурсного законодательства сводятся к правам и обязанностям конкретных собственников пользователей, владельцев природных ресурсов.

Оглавление

Введение
Экологические права граждан РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Правовые основы.docx

— 26.79 Кб (Скачать)

Содержание

 

  1. Введение
  2. Экологические права граждан РФ
  3. Заключение
  4. Список литературы

 

Введение

 В соответствии с действующим законодательством РФ граждане имеют права и обязанности как в рамках природоохранительного, так и в рамках природоресурсного законодательства, что являет составными частями экологического права. Права и обязанности граждан в рамках природоресурсного законодательства сводятся к правам и обязанностям конкретных собственников пользователей, владельцев природных ресурсов.

Отдельно можно выделить права и обязанности граждан в рамках природоохранительного законодательства в целом.

Главной целью и задачей работы является дать общую характеристику экологических прав граждан РФ.

В ходе исследования, используется метод сравнительного анализа, а также результаты изучения сᴨȇциальной литературы и законодательства.

 

Экологические права граждан РФ.

Комплексным нормативным документом в области охраны окружающей среды является Федеральный закон "Об охране окружающей среды", в котором определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п.1 ст.11).

Поскольку речь идет о правах человека и гражданина, нельзя не учитывать нормы Конституции РФ, согласно которой (ст.2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина, среди котоҏыҳ к правам человека (гражданина) в области экологического законодательства относятся:

- право на благоприятную окружающую  среду (ст.42);

- право на достоверную информацию  о ее состоянии (ст.42);

- право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или  имуществу экологическим правонарушением (ст.42);

- право иметь в частной собственности  землю; владение, пользование и распоряжение  землей и другими природными  ресурсами осуществляются их  собственниками свободно, если это  не наносит ущерба окружающей  среде и не нарушает прав  и законных интересов иных  лиц (ст.36).

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст.41).

Основные права человека и гражданина, установленные в Конституции РФ, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст.17).

Немаловажную роль в развитии экологических прав граждан играют нормы международного права. В соответствии с той же ст.17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек имеет соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого представления информации. Обеспечивается эффективный доступ к судебным и адмиʜᴎϲтративным разбирательствам, включая возмещение и средства судебной защиты. Право на жизнь в целом тоже можно рассматривать как естественное экологическое право граждан.

Права граждан в Российской Федерации в рамках норм природоохранительного законодательства содержатся в п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Но перечень данного пункта исчерпывающим не является.

Среди имеющихся прав согласно ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" можно выделить следующие основные группы прав:

- общественные права граждан  в области охраны окружающей  среды;

- информативные права граждан  в области охраны окружающей  среды;

- права по защите прав граждан  в области охраны окружающей  среды.

Так, согласно п. 2 указанной статьи граждане имеют право:

- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие  организации, осуществляющие деятельность  в области охраны окружающей  среды. Перечень прав самих общественных  объединений, осуществляющих деятельность  в области охраны окружающей  среды, предусмотрен ст.12 Федерального  закона "Об охране окружающей  среды";

- направлять обращения в органы  государственной власти Российской  Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным  лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации  о состоянии окружающей среды  в местах своего проживания, мерах  по ее охране;

- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях  и пикетировании, сборе подписей  под ᴨȇтициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

- выдвигать предложения о проведении  общественной экологической эксᴨȇртизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

- оказывать содействие органам  государственной власти Российской  Федерации, органам государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органам местного самоуправления  в решении вопросов охраны  окружающей среды;

- обращаться в органы государственной  власти Российской Федерации, органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органы местного  самоуправления и иные организации  с жалобами, заявлениями и предложениями  по вопросам, касающимся охраны  окружающей среды, негативного воздействия  на окружающую среду, и получать  своевременные и обоснованные  ответы;

- предъявлять в суд иски о  возмещении вреда окружающей  среде;

- осуществлять другие предусмотренные  законодательством права.

В свое время был подготовлен проект закона о гарантиях прав граждан на экологическую информацию, но до сих пор данный законопроект не принят. Право граждан на информацию о состоянии окружающей среды, закрепленное Конституцией РФ, дает возможность реализовывать иные права в области охраны окружающей среды самими же гражданами, в том числе возможность возмещения ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением. Причем как таковой обязанности граждан обоснования запрашиваемой экологической информации законодателем не предусматривается. Экологическая информация не относится к информации с ограниченным доступом и информации, подлежащей засекречиванию (Федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "О государственной тайне").

Право требовать соответствующую экологическую информацию гражданами предусматривается в Федеральных законах "Об экологической экспертизе", "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения".

Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительством РФ было принято постановление от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Согласно утвержденному Порядку информация должна содержать сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их последствиях, о радиационной, химической, медико - биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также сведения о деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (далее - организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в этой области.

Сбор и обмен информацией осуществляются организациями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях.

Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют сбор и обмен информацией, как правило, через постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организации представляют информацию в орган местного самоуправления, а также в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относится организация. Органы местного самоуправления осуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в Миʜᴎϲтерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют сбор, обработку и обмен информацией в своей сфере деятельности и представляют информацию в Миʜᴎϲтерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводят информацию о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях до органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Миʜᴎϲтерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

- координирует работу по сбору  и обмену информацией;

- осуществляет сбор и обработку  информации, представляемой федеральными  органами исполнительной власти, органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации;

- представляет в Правительство  Российской Федерации информацию  о трансграничных, федеральных, региональных  и территориальных чрезвычайных  ситуациях и принимаемых мерах  по их ликвидации, а также ежегодный  государственный доклад о состоянии  защиты населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций;

- ведет учет чрезвычайных ситуаций.

Прямым источником получения экологической информации являются ежегодные государственные доклады о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды.

За непредоставление гражданину соответствующей информации в Кодексе РФ об адмиʜᴎϲтративных правонарушениях предусмотрена адмиʜᴎϲтративная ответственность в ст. 5.39 (отказ в предоставлении гражданину информации), согласно которой неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо неверной информации влечет наложение адмиʜᴎϲтративного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

"Иной информацией" в данном  случае может быть экологическая  информация.

 

Заключение

Исходя из рассмотренной в данной работе общей характеристики экологических прав граждан РФ, можно подвести следующий итог.

1. Экологические права и обязанности  граждан РФ закреплены в Конституции  РФ, а также Законе "Об охране  окружающей среды" и иных законах, касающихся отдельных объектов  окружающей среды (водные ресурсы, земля, атмосферный воздух, недра, леса).

Основные экологические права граждан РФ:

- каждый гражданин имеет право  на благоприятную окружающую  среду, на ее защиту от негативного  воздействия, вызванного хозяйственной  и иной деятельностью, чрезвычайными  ситуациями природного и техногенного  характера, на достоверную информацию  о состоянии окружающей среды  и на возмещение вреда окружающей  среде;

- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

- направлять обращения в органы  государственной власти Российской  Федерации, органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным  лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации  о состоянии окружающей среды  в местах своего проживания, мерах  по ее охране;

- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях  и пикетировании, сборе подписей  под ᴨȇтициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

Информация о работе Экологические права граждан РФ