Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 18:55, курсовая работа
Сколько существует человеческое общество, столько же существуют деяния, которые им одобряются или не одобряются. До возникновения государства любое племя, клан, род могли устанавливать свою систему деяний, «являющихся табу». Это могло и не совпадать с мировоззрением другого племени и не наказываться его лидерами.
Введение………………………………………………………………………….2
1. История возникновения учения о юридической ответственности …………………………………………………......................................................4
2.Сущность юридической ответственности ……………………………………………………………………..…..………....10
3. Момент (основание) возникновения юридической ответственности ………………………………………………………..……………..………….....29
4.Функции юридической ответственности и роль ОВД в их реализации ………………………….........................................................................................41
Заключение……………………………………………………….…………........47
Список использованных источников…………………………………………...
Среди функций правовой ответственности, прежде всего, выделяют штрафную, карательную. Она выступает как реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем. Это наказание правонарушителя, которое есть не что иное, как средство самозащиты общества от нарушения условий его существования. Наказание - всегда причинение правонарушителю духовных, личных, материальных обременений. Оно реализуется либо путем изменения юридического статуса нарушителя через ограничение его прав и свобод, либо возложения на него дополнительных обязанностей.
Однако наказание правонарушителя не самоцель. Оно является также средством предупреждения (превенции) совершения новых правонарушений. Следовательно, юридическая ответственность осуществляет и превентивную (предупредительную) функцию. Реализуя наказание, государство воздействует на сознание правонарушителя. Это воздействие заключается в «устрашении», доказательстве неизбежности наказания и тем самым в предупреждении новых правонарушений. Причем предупредительное воздействие оказывается не только на самого правонарушителя, но и на окружающих. Тем самым достигается так называемая общая превенция. При этом наказание направлено и на воспитание правонарушителя, т.е. юридическая ответственность имеет также воспитательную функцию. Эффективная борьба с нарушителями, своевременное и неотвратимое наказание виновных создают у граждан представление о незыблемости существующего правопорядка, укрепляют веру в справедливость и мощь государственной власти, уверенность в том, что их права и интересы будут надежно защищены. Это в свою очередь способствует повышению политической и правовой культуры, ответственности и дисциплины граждан, активизации их политической и трудовой деятельности, а в конечном счете - укреплению законности и устойчивости правопорядка.
В значительном числе случаев меры юридической ответственности направлены не на формальное наказание виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес общества, управомоченного субъекта, восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения. В этом случае правовая ответственность осуществляет правовосстановительную (компенсационную) функцию.
Таким образом, юридическая ответственность связана в основном с охранительной деятельностью государства, с охранительной функцией права. Но она выполняет и свойственную праву в целом организующую (регулятивную) роль. Уже сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества [ 33, c. 419-421].
Функции юридической ответственности реализуются в каждом ее виде: будь то гражданское, уголовное, уголовно - процессуально и другие отрасли права. И везде она обеспечивается специальными органами (должностными лицами). При этом нельзя недооценивать роль ОВД в среде этих органов.
Основными задачами органов внутренних дел в рамках реализации юридической ответственности в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел» являются:
- защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав и свобод граждан Республики Беларусь;
- защита интересов общества
и государства от преступных
и иных противоправных
- профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений;
- организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;
- иные задачи, возложенные
на ОВД законодательными
Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, входит в число основных задач милиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками милиции в пределах установленной им компетенции с целью:
– выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;
– выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;
– предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;
– пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);
– создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений.
Деятельность по предупреждению преступлений и административных правонарушений должна основываться на принципах (ст. 4 Закона «Об органа внутренних дел»):
– законности;
– соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина;
– сочетания гласных и негласных методов работы;
- гуманизма;
- независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.
Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений включает в себя следующие направления:
- профилактику преступлений
и административных
- предотвращение готовящихся
преступлений и
- пресечение покушений на преступления.
Органы внутренних дел же должны предупреждать и пресекать не только преступления и правонарушения, но и некоторые не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями общественно опасные и (или) общественно вредные деяния. К таковым следует относить, например, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной или административной ответственности. Данные действия, как и преступления, а также иные правонарушения предупреждать и пресекать милиция вправе и обязана лишь в пределах установленной законами (иными нормативно-правовыми актами) своей компетенции.
Следует отметить, что работа, проводимая ОВД в обеспечении общественного порядка, предупреждения преступлений и правонарушений и реализации юридической ответственности, играет большую роль. Об этот свидетельствует официальная статистика раскрытия правонарушений и преступлений.
Более полное уяснения сущности реализации юридической ответственности можно определить через принципы, на которых она базируется. В принципах любого явления отражаются глубинные, устойчивые, закономерные связи, благодаря которым оно и существует. Познание принципов ответственности позволяет правильно применять охранительные нормы, разрешать дела при пробелах в праве, обеспечивать эффективность государственно-правового принуждения.
Многие ученые на протяжении долгого времени формулируют цели и принципы юридической ответственности. "...Чтобы ни одно наказание, — писал Ч. Беккариа, — не было проявлением насилия одного или многих над отдельным гражданином, оно должно быть по своей сути гласным, незамедлительным, неотвратимым, минимальным из всех возможных при данных обстоятельствах, соразмерным преступлению и предусмотренным в законах". [ 27, c. 498]. Формулируемые сегодня в законодательстве цивилизованных государств, принципы во многом следует классическому образцу. А это значит, что на протяжении столь долгого времени ученые и мыслители считали юридическую ответственность не просто наказанием, а средством для восстановления нарушенной справедливости, показывая тем самым огромную роль юридической ответственности не только в системе права, но и во всех сферах жизни общества.
Заключение
По своему содержанию юридическая ответственность выступает в виде применения к лицу мер государственно-принудительного воздействия, а по своему непосредственному выражению - представляет собой претерпевание неблагоприятных последствий для нарушителя (отрицательные последствия в виде лишений личного, имущественного или организационного характера, ограничений в пользовании субъективными правами), которые могут быть самыми различными в зависимости от тяжести правонарушения и которые он должен принимать как ответную реакцию государства и общества на его деяния, сообразуя с ним свое дальнейшее поведение.
Ретроспективная юридическая ответственность есть исполнение правонарушителем обязанностей на основе государственного принуждения, правовое отношение, возникающее между государством и личностью, на которую возлагаются обязанности претерпеть неблагоприятные последствия и лишения за совершенное правонарушение.
В нашей стране в борьбе с различными видами правонарушений применяются многочисленные средства: экономические, социально-политические, правовые, а регулирует все общественные отношения юридическая ответственность.
Идеей всего законодательства является обеспечение охраны общественного строя, его политической и экономической системы, собственности, личности, прав и свобод граждан, и в целом правопорядка от преступных посягательств. И ещё раз нужно подчеркнуть, что всё это регулируется юридической ответственностью.
Однако, в связи с ростом преступности на данном этапе времени необходимо усилить юридическую ответственность, ведь она служит мерой государственного принуждения и несёт своими идеями воспитательный характер.
Роль органов обеспечивающих правильность и законность юридической ответственности на данном этапе времени является доминирующим принципом. Ведь ни кто другой, как органы наделённые полномочиями, путём реализации своей деятельности защищают права и свободы граждан.
Хотелось бы отметить что термин «ответственность» многообразен в своем смысле. Жизнь людей основывается на отношениях между личностями, а также между личностью и государством. И посредством реализации юридической ответственность, во всех её видах, обеспечивается охрана этих отношений, защита интересов граждан и государство. Ведь только под страхом принудительной ответственности люди сдерживают себя и подчиняются закону.
Но в настоящее время общественные отношения должны основываться на принципах и основах морали, а не страхе перед законом. Народ должен понимать, как они относятся к государству, так и оно будет относиться к ним. В наше время народ смотрит только на закон, и думаю только о себе и об удовлетворении своих потребностей. И поэтому государству, путем наделения органов полномочиями приходиться контролировать субъектов и сдерживать их поведение. Но как можно это осуществить? Только путём внедрения юридической ответственности а отношение и это внедрение является «грузиком» на весах общества, между одним человеком и другим. Если этот грузик убрать, то равновесие нарушиться и произойдёт нарушение прав одной из сторон- по конституции Республики Беларусь одним из основных принципов это равенство граждан.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г.: текст по состоянию на 8 февр. 2010г.- Минск: Амалфея, 2010.- 368 с.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999г.: текст по состоянию на 25 февр. 2010г.- Минск: Амалфея, 2010.-356 с.
4. Уголовный кодекс РФ: Принят ГД ФС РФ 24. 05. 1996г.: текст по состоянию 13. 06. 1996 № 63-ФЗ.
5. Уголовно – процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 199г.: текст по состоянию на 10 февр. 2011 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 432 с.
6. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 29 июня 2007 г. и изм. и доп.: текст по состоянию на 31. дек. 2010 г. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь; 2010 – 55 с.
7. Абдулаев, М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений./ М.И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с.
8. Алексеев, С.С. Теория государства и права/ Алексеев С.С., Архипов С.И. и другие// общая теория права [ электронный ресурс ] – Электрон. Дан. И прогр. ( 2 мб) – М., 2005, 496 с.
9. Баранов, В.М. Система права, система законодательства и правовая система/ Баранов В.М., Паленина С.В.: Учебное пособие, -Н. Новгород, 2000, 215с.
10. Бондарев, А.С. Юридическая ответственность и безответственность – стороны правовой культуры и антикультуры субъектов права.- Санкт – Петербург: Юридический центр Пресс (Р. Асланов), 2008. – 185 с.
11. Борисов, Г.А. Теория государства и права:Ученик для высших учебых заведений/ Г.А. Борисов. – Белгород: Изд – во БелГУ, 2007. – 292 с.
12. Вабищев, С.С. Гражданское право. Особенная часть/ Вабищев С.С., Маньковский И.А.: Учебное пособие. – 2-е изд., изм. и доп. – Минск: Молодежное, 2010 – 228 с.
13. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/ А.Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
14. Ветрова, Г.Н. Уголовно – процессуальная ответственность/ Отв. Ред. А.М. Ларин. – М.: Наука, 1987, 111 [ 2 ] с.
15. Вишневский, А.Ф. Общая теория права/А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общ. ред. Вишневского. – 2-е изд., исправ. и доп. – мн. Тесей, 1999. – 560 с.
16. Дидье Жюлиа Филосовский
словарь. Пер. с франц. [ Электронный ресурс ]/
Дидье Жюлиа. – М. Междунар. отношения,
2000. – 544 с. - Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/
Информация о работе История возникновения учения о юридической ответственности