Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:37, доклад
Общей чертой полисной жизни VII–V вв. до н.э. являлась борьба междуродовой аристократией, перераставшей в рабовладельческую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами, образовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демократии. В зависимости от перевеса той или иной стороны государственная власть в полисах принимала форму либо аристократического правления (например, в Спарте), либо демократии (Афины), либо переходного правления тиранов (тирания – власть одного или нескольких лиц, узурпировавших ее силой).
Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:
ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;
период расцвета (V – первая половина IV века до нашей эры) – это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;
период эллинизма (вторая половина IV – II века до нашей эры) – время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.
Тема 1: Политико-правовые учения Древней Греции......................................3
Введение................................................................................................................3
1. Ранний период становления политической мысли в Древней Греции........5.
2. Период расцвета политико-правовых учений в Древней Греции...............8
3. Период эллинизма политико-правовых учений Древней Греции..............12
Заключение...........................................................................................................14
Список используемой литературы.....................................................................16
Тема 2: Политико-правовые учения Томаса Гоббса..........................................17
Введение.................................................................................................................17
1. Естественные законы Томаса Гоббса.......................................................... ...19
2. Происхождение, сущность, цель, формы государства...................................25
3. Учение о государственном суверенитете .......................................................29
Заключение.............................................................................................................34
Список используемой литературы.......................................................................37
Содержание
Тема 1: Политико-правовые
учения Древней Греции................
Введение......................
1. Ранний период становления политической мысли в Древней Греции........5.
2. Период расцвета политико-правовых учений в Древней Греции...............8
3. Период эллинизма политико-правовых учений Древней Греции..............12
Заключение....................
Список
используемой литературы....................
Тема 2:
Политико-правовые учения Томаса Гоббса........................
Введение......................
3. Учение
о государственном суверенитете ..............................
Заключение....................
Список
используемой литературы....................
Тема1: Политико-правовые
учения Древней Греции.
Введение.
Одну из главных ролей в формировании политической истории сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики. Развитие древнегреческой политико-правовой мысли охватывает длительный период (более тысячи лет — с конца VII в. до н. э. до VI в. н. э.).
Нельзя не согласиться с Энгельсом, писавшим: "Как развивалось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти; как место подлинного "вооруженного народа", защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах, заняла вооруженная "публичная власть", которая была подчинена этим государственным органам, а следовательно, могла быть применена и против народа все это, по крайней мере, в начальной стадии, мы нигде не можем проследить лучше чем в Древних Афинах".
Социально-политический строй Древней Греции представлял собой своеобразную систему независимых полисов, т. е. небольших, иногда даже крошечных государств. Территория полиса состояла из города и прилегающих к нему селений. По подсчетам современных историков численность свободного населения полиса редко достигала 100 тыс. человек.
Общей чертой полисной жизни VII–V вв. до н.э. являлась борьба междуродовой аристократией, перераставшей в рабовладельческую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами, образовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демократии. В зависимости от перевеса той или иной стороны государственная власть в полисах принимала форму либо аристократического правления (например, в Спарте), либо демократии (Афины), либо переходного правления тиранов (тирания – власть одного или нескольких лиц, узурпировавших ее силой).
Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:
Остановимся
подробнее на каждом из этих периодов.
1. Ранний период становления политической мысли в Древней Греции.
На ранней стадии своего развития воззрения
древних народов на мир носят мифологический
характер. В эти времена политические
и правовые взгляды ещё не выделились
в самостоятельную область, и представляют
собой составную часть целостного мифологического
мировоззрения. В мифе господствует представление
о божественном происхождении существующих
отношений власти и порядка. Право и закон
ещё не выделились в особую сферу норм
и существуют в виде аспекта религиозно
одобряемого порядка частной, общественной
и государственной жизни. В законах этого
времени тесно переплетены мифологические,
религиозные, нравственные, социально-
Политические и правовые учения появляются лишь
в ходе довольно длительного существования
раннеклассовых обществ и государств.
Древние мифы теряют свой сакральный характер
и начинают подвергаться этической и политико-правовой
интерпретации. Особенно это проявляется
в поэмах Гомера и Гесиода. Согласно их
трактовке, борьба богов за власть над
миром и смена верховных богов (Уран - Крон
- Зевс) сопровождалась сменой принципов
их правления и властвования, что проявлялось
не только во взаимоотношениях между богами.
Но и в их отношениях к людям, во всём порядке,
формах и правилах земной общественной
жизни.
Характерные для поэм Гомера и Гесиода
попытки рационализации представлений
об этическом, нравственно-правовом порядке
в человеческих делах и отношениях получают
дальнейшее развитие в творчестве семи
мудрецов Древней Греции. К ним обычно
причислялись Фалес, Питтак, Периандр,
Биант, Солон, Клеобул и Хилон. В своих
кратких изречениях (гномах) эти мудрецы
сформулировали уже вполне рациональные
и светские по своему духу этические и
политические сентенции. Мудрецы настойчиво
подчёркивали основополагающее значение
господства справедливых законов в полисной
жизни. Многие их них сами были активными
участниками политических событий, правителями
или законодателями и приложили немало
усилий для практической реализации своих
политико-правовых идеалов. Соблюдение
законов, по их мнению, - существенная отличительная
черта благоустроенного полиса. Так, наилучшим
государственным устройством Биант считал
такое, где граждане боятся закона в той
же мере, в какой боялись бы тирана. С идеей
необходимости преобразования общественных
и политико-правовых порядков на философских
основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит,
Лизис, Филолай и др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они
Мнения противоположного пифагорейскому
придерживался Гераклит. Мир образовался
не через слияние, а через разделение,
не через гармонию, а через борьбу. Мышление,
согласно Гераклиту, присуще всем, однако,
большинство людей не понимают все управляющего
разума, которому надо следовать. Исходя
из этого он разделяет людей на мудрых
и неразумных, лучших и худших. Принципиально
общим для подходов Пифагора и Гераклита
является выбор ими интеллектуального
критерия для определения того, что есть
«лучший», «благородный» и т.п.
Социально-политическое неравенство оправдывается
Гераклитом как неизбежный, правомерный
и справедливый результат всеобщей борьбы.
Критикуя демократию, где правит толпа
и нет места лучшим, Гераклит выступал
за правление лучших. По его мнению для
формирования и принятия закона вовсе
не обязательно всеобщее одобрение на
народном собрании: главное в законе -
его соответствие всеобщему логосу (всеуправляющему
разуму), понимание чего одному (лучшему)
более доступно, чем многим.
2. Период расцвета политико-правовых учений
в Древней Греции.
Развитию политико-правовой
В государстве, по Демокриту,
Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону.
Законы,
соответственно, нужны для обычных людей
для того, чтобы обуздать присущие им зависть,
раздоры, взаимное причинение вреда. С
этой точки зрения мудрому человеку подобные
законы не нужны.
В условиях укрепления и расцвета античной
демократии политико-правовая тема широко
обсуждалась и связывалась с именами софистов.
Софисты были платными учителями мудрости,
в том числе и в вопросах государства и
права. Многие из них были выдающимися
просветителями своей эпохи, глубокими
и смелыми новаторами в области философии,
логики, гносеологии, риторики, этики,
политики и права.
Софисты
не составляли какой-то единой школы и
развивали различные философские, политические
и правовые взгляды. Различали два поколения
софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик,
Гиппий и др.) и младших (Фрасимах, Калликл,
Ликофрон и др.). Многие из старших софистов
придерживались в целом демократических
воззрений. Среди младших софистов наряду
со сторонниками демократии встречаются
приверженцы и иных форм правления (аристократии,
тирании). (3, стр. 45)
Сократ являлся принципиальным и основным
критиком софистов. Уже при жизни он был
признан мудрейшим из всех людей. Споря
с софистами, он вместе с тем воспринимал
ряд их идей и по-своему развил начатое
ими просветительское дело.
Сократ
занимался поисками рационального, логически-понятийного
обоснования объективного характера этических
оценок, нравственной природы государства
и права. Обсуждение морально-политической
проблематики Сократ поднял на уровень
понятий. Тем самым закладывались начала
собственно теоретического исследования
в данной области. Сократ различал естественное
право и закон полиса, но он считал, что
и естественное право и полисный закон
восходят к разумному началу. Своим понятийным
подходом Сократ стремился отразить и
сформулировать именно эту разумную природу
нравственных, политических и правовых
явлений. На этом пути он пришёл к выводу
о торжестве разумного, справедливого
и законного. В плане практической политики
сократовские идеи означали правление
знающих, т.е. обоснование принципа компетентного
правления, а в теоретическом плане - попытку
выявить и сформулировать нравственно-
разумную основу и сущность государства.
Учеником и последователем Сократа был
Платон. Государство трактуется им как
реализация идей и максимально возможное
воплощение мира идей в земной общественно-политической
жизни - в полисе.
В своём диалоге “Государство” Платон, конструируя идеальное
справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по его
представлениям,
существует между космосом в целом, государством
и отдельной человеческой душой. Справедливость
состоит в том, чтобы каждое начало занималось
своим делом и не вмешивалось в чужие дела.
«Государство возникает, когда каждый
из нас не может удовлетворить сам себя,
но нуждается еще во многом», - писал Платон.
Определяя полис, как совместное поселение,
обусловленное общими потребностями,
Платон подробно обосновывает положение
о том, что наилучшее удовлетворение этих
потребностей требует разделения труда
между гражданами государства.
Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Этим он разделяет естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало.
Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля. Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики. Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как начало политики, введение к ней.
Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является “арифметическое равенство”, сферой применения этого принципа - область гражданского-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа “геометрического равенства” и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).
Результатом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворённость.
Аристотель в своем труде «Политика» пишет: «Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни».
Человек
по своей природе существо политическое,
и в государстве завершается развитие
этой политической природы человека.
3. Период
эллинизма политико-правовых учений Древней
Греции.
Кризис древнегреческой государственности отчётливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий.
Учения
Эпикура и Полибия являлись отражением
политико- правовая мысль этого периода.
По своим философским
Этика - связующее звено между его физическими и политико-правовыми представлениями. Этика Эпикура носит индивидуалистический характер. Свобода человека - это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Главная цель государственной власти и основания политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда.
Информация о работе История политико-правовых учений Древней Греции и Томаса Гоббса