Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:03, реферат
Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с политическими учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем, что идеологические концепции в этих странах формировались на основе однотипных социально-экономических отношений, но и глубокой преемственностью в развитии их культуры. Древний Рим, долгое время остававшийся на периферии Античного мира, вынужден был подтягиваться до уровня передовых полисов Греции, перенимать ее культуру.
Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с политическими учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем, что идеологические концепции в этих странах формировались на основе однотипных социально-экономических отношений, но и глубокой преемственностью в развитии их культуры. Древний Рим, долгое время остававшийся на периферии Античного мира, вынужден был подтягиваться до уровня передовых полисов Греции, перенимать ее культуру. Завоевание Римом греческих полисов положило начало эллинизации римского общества, т.е. широкому распространению греческой культуры среди римлян. В эпоху империи эти процессы переплетались с процессами взаимовлияния греческих, восточных и собственно римских культурных традиций. Новизна и оригинальность политических воззрений римских мыслителей заключались в том, что ими были выдвинуты идеи, соответствующие отношениям зрелого рабовладельческого общества.
Значительное влияние на идеологию римского общества оказала философия стоиков. Ее последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о “духовном равенстве” всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости подчиниться мировому закону. Мистические стороны и пессимизм учения стоиков усиливались с нарастанием кризиса рабовладельческого строя. Многие идеи стоицизма были восприняты христианством – идейным течением, зародившимся среди социальных низов Римской империи.
На протяжении II–III вв. христианская религия постепенно утратила свой первоначальный бунтарский дух, а в IV в. была возведена в ранг официальной идеологии римского государства.
Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах “О государстве” и “О законах”. Некоторые аспекты государственно-правовой проблематики затрагиваются им также в сочинениях по этике (например, в трактате “Об обязанностях”) и в многочисленных речах.
Цицерон исходит из общих для всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства. Следуя Аристотелю и стоикам, он утверждал, что гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению. Первой причиной для объединения людей в государство послужила “не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе”. В духе аристократических учений своего времени Цицерон настаивал на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума. Государство могло бы стать вечным, уверял мыслитель, если бы люди жили по заветам и обычаям отцов. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан.
Аналогичным образом решаются им и вопросы, касающиеся происхождения и сущности права. “Истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера”, – утверждал Цицерон. Этот высший, естественный и неписаный закон возникает задолго до того, как люди объединились в гражданские общины, и его нельзя изменить голосованием народа или решением судей (здесь – откровенный выпад против учений рабовладельческой демократии). Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку – в противном случае они не имеют законной силы. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы.
Цицерон утверждал, что государство является не только естественным организмом, но и искусственным образованием, "народным установлением". Цицерон признает равенство всех людей от природы и возможность достижения мудрости каждым, кто получит образование. Имущественные и социальные различия между людьми, с этой точки зрения, возникают не от рождения, а в силу установившихся в обществе отношений. "Частной собственности, — заявлял Цицерон, полемизируя с последователями Аристотеля, — не бывает от природы". Она возникает на основании либо давнишнего завладения, либо победы в войне, либо закона и соглашения. Положительно оценивая значение богатства и договоров в жизни общества, Цицерон приходит к выводу, что государство "держится на кредите".
Эти и другие подобные
им положения были заимствованы мыслителем
из идеологии полисной демократии. Развивая
их, Цицерон определяет государство как
республику - дело народа, где под народом
понимается "соединение многих людей,
связанных между собой согласием в вопросах
права и общностью интересов". В трактовке
Цицерона право выступает основой государства,
его определяющим началом. Государство
в таком понимании оказывается уже не только
моральным сообществом свободных граждан
(каким оно представлялось Платону и Аристотелю),
но и правовым сообществом.
Предложенное Цицероном понятие государства
сыграло значительную роль в последующем
развитии политико-правовой теории. Цицерон,
говоря о народе в своем определении государства, имел
в виду исключительно землевладельцев
и крупных торговцев.
Политический идеал
Цицерона - аристократическая республика.
В общетеоретическом плане он обосновывает
свой
идеал учением о смешанной форме правления.
Ссылаясь на греческих
мыслителей, Цицерон различает три основные
формы государства: царскую власть — монархию,
власть оптиматов —
Понятие права Цицерон, как и многие другие римские юристы выводил, из идеи мирового, всеобщего закона природы.
Согласно определению Цельса, принятому многими римскими юристами, право - это искусство добра и справедливости.
Приведенные высказывания свидетельствуют, что юристы не отделяли еще право от нравственности. Как и другие последователи стоицизма, они считали источником права мировой божественный разум.
В составе права,
действовавшего в Римской империи,
юристы
выделяли три части: естественное право,
право народов и право граждан (цивильное
право).
Естественное право, по их представлениям,
распространяется как на людей, так и на
животных. К его установлениям относятся
брак, семья и воспитание детей. По естественному
праву все рождаются свободными.
Право народов, в отличие от естественного,
охватывает правила, которые мировой разум
установил для людей. Римляне используют
это право в своих отношениях с покоренными
народами и соседними государствами. Правом
народов введены война, рабство, основание
царств, международная торговля и ряд
других установлений.
Право граждан, или цивильное право, регулирует
отношения между свободными римлянами.
Цивильное право, указывал Гай, является
"собственным правом государства".
Именно цивильное право легло в основу
знаменитого римского частного права,
рецепцированного позднее большинством
европейских государств.