Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:09, курсовая работа
Целью исследования является выявление основных закономерностей, особенностей и сущности понятия источника (формы) права. Взаимодействие видов источников права на современном этапе развития.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи курсовой работы:
Четко уяснить сущность понятия источника (формы) права;
Сделать вывод о соотношении источника и формы права;
Проанализировать виды источников (форм) права;
Выяснить, какие источники права характерны для Республики Беларусь.
В связи с развитием международных связей в послевоенное время все большее значение приобретает международное право. В ряде конституций предусматривается, что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальным законодательством, Подобная норма содержится и в Конституции Республики Беларусь (ст. 8). В этой статье закреплено положение, согласно которому «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». С учетом общепризнанных принципов международного права должно осуществляться «наполнение» конституционных норм, определение их содержания. Законом от 23 октября 1991 года «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Беларусь» в редакции от 8 июля 1998 года (в настоящее время – Закон «О международных договорах Республики Беларусь» (ст.15) предусмотрена определенная процедура имплементации международных договоров во внутреннее законодательство. Текущее законодательство нашей страны пошло дальше других Конституций. В Законе «О нормативных правовых актах» (ст. 20) и в Законе «О международных договорах Республики Беларусь» установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства [10, ст.8].
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что нормативный правовой акт является одним из основных, важнейших, существенных источников права в Беларуси. Хотя белорусской правовой системой признается в качестве источников права и такие разновидности правовых норм, как санкционированный обычай. Правовой обычай достаточно широко используется в международном праве, во внешней торговле. Беларусь как субъект международного права руководствуется обычаями, регулирующими международно-правовые отношения, а также отношения в сфере внешней торговли.
Для Республики Беларусь характерен такой источник, как нормативный договор. Тем более в условиях становления в Республике Беларусь рыночной экономики роль договора как инструмента саморегулирования значительно возрастает. Свобода и равенство сторон предполагают свободное вступление в договорные отношения без какого-либо административного диктата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования более подробно были рассмотрены виды источников (форм) права характерные, как для англо-саксонской правовой системы, так и для романо-германской правовой системы. Отдельно были рассмотрены источники права в Республике Беларусь. Подводя итоги данного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Противоречия, по мнению авторов, которые волю государственных органов считают юридическим источником, заключается в том, что эта воля не создает общественных отношений, а формулирует, отображает их в той или иной степени достоверно. Поэтому более логично, источником права считать то, что порождает их, а не создает или формулирует, т. к. право может быть закреплено и вне официальной формы-законодательства. С другой стороны, понятие формы права раскрывает то, как право, правовые нормы устанавливаются и отображаются вовне. С этой точки зрения установление права – это способы (виды) юридического нормоустановления (правотворчества), юридизация права органами государственной власти и управления путем делегированного или санкционированного правотворчества, признания судебного прецедента
2. Важность разделения форм установления и отображения права заключается еще и в том, что все акты нормотворчества в широком смысле содержат и отображают нормы права. Например, акты признания судебного прецедента или санкционирования обычая не содержат юридических норм, они всего лишь их силой юридической обязательности. Поэтому эти акты не порождают права, а только признают его юридизуют. Для субъекта, который использует и реализует юридизованное право, все иные источники не имеют значения. Потому что только официально изданный юридический документ является источником его прав и обязанностей при определенных условиях, опять-таки официально установленных.
Таким образом, источник права есть внешняя форма объективизации правовой нормы, причём только объективизированная («в определенной форме») норма становится общеобязательной, правовой нормой, реализация которой обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия. Норма права не существует и не может существовать вне источника права — оболочки бытия правовой нормы.
3. Мы выяснили, что источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи, закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.
4. В нашей работе мы рассмотрели следующие основные формы (источники) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, правовая доктрина, нормативный договор, священные книги, принципы международного права. Более подробно были рассмотрены нормативный правовой акт и закон.
Выявление круга источников имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов.
В свете вышеизложенного можно сказать, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Таким образом, чтобы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве Республике Беларусь функционировали, необходимо:
Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции Беларуси, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.
Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативным правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.
В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать «фундамент» регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативный правовой акт вообще, а только один из них Конституция. Все правовые акты и иные формы действующего права Республики Беларусь, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ