Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление основных закономерностей, особенностей и сущности понятия источника (формы) права. Взаимодействие видов источников права на современном этапе развития.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи курсовой работы:
Четко уяснить сущность понятия источника (формы) права;
Сделать вывод о соотношении источника и формы права;
Проанализировать виды источников (форм) права;
Выяснить, какие источники права характерны для Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

Священные книги - различные сакральные тексты, в  которых сформулированы  религиозные  правовые нормы, исходящие от Бога (например, Библия, Коран) и  признаваемые государством в качестве общеобязательных.

В настоящее  время распространенным источником права в арабских и некоторых  других странах остаются мусульманские  религиозные воззрения. Мусульманское  право значительно отличается от всех других правовых систем. Оно представляет одну из сторон религии ислама. В основе мусульманского права лежат четыре источника:

1) священная  книга Коран, состоящая из высказываний  Аллаха, обращенных к последнему  из его   пророков и посланцев  Магомету;

2) Сунна – сборник традиционных правил,   касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;

3) Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;

4) Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками   мусульманского права. Таким суждениям предается законный, общеобязательный   характер.

Несмотря  на значительную роль мусульманского права в регулировании   общественных отношений, в последнее время  во многих мусульманских странах  все шире используются такие классические источники права, как правовой обычай и нормативный  правовой акт (законодательство) [18, с. 93].

 

 

 

2.6 Нормативный правовой акт

 

Нормативный правовой акт – это изданный в  особом порядке официальный   акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Нормативные правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами права связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений.

Широкому  использованию нормативных правовых актов способствуют такие их качества, как способность централизовано регулировать различные общественные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем испытаний. Документально-письменная форма нормативных правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население.

Нормативный правовой акт принимается специально уполномоченным на это органом государства. Однако, основным и принципиальным признаком нормативного правового акта является то, что он устанавливает, изменяет или отменяет юридические нормы, т.е. издание нормативного правового акта любого уровня всегда означает установление, изменение или отмену юридической нормы.

Нормативные правовые акты принимаются в рамках специальной процедуры, для большинства из них в законодательном порядке установлен – но наименование.

Установлены следующие виды правовых актов: «Конституция», «закон», «правовые акты», «нормативные правовые акты», «указы», «постановления», «распоряжения», «решения», «акт», «международные договоры», «устав», «договор», «соглашение». Фактически, здесь перечислены все виды нормативных правовых актов, которые в своей совокупности и составляют законодательство страны. Однако, это не механическая совокупность актов, а некоторая их система, поскольку массив нормативных правовых актов время от времени специально упорядочивается.

Нормативные правовые акты следует отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты – это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия для конкретных субъектов (акт о регистрации брака, договор купли-продажи, постановление о наложении штрафа и т.д.). Таким образом, можно выделить следующие признаки нормативных правовых актов:

1)нормативные  акты есть результат правотворческой  деятельности компетентных органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;

2) они содержат  в себе общеобязательные правила  поведения (нормы);

3) содержащиеся  в них предписания являются  выражением государственной воли;

4) принимаются  и реализуются в особом процессуальном  порядке; 

5) имеют строго  определенную документальную форму  и реквизиты, порядок вступления  в силу и сферу действия;

6) направлены  на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств;

7)рассчитаны  на постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные акты – на однократную реализацию;

8) нормативные  акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределенно большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата;

9) может быть  быстро изменен или отменен  в зависимости от социальных  потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии        [5, с. 293].

 

 

 

 

 

 

 

          Нормативные акты делятся на виды (рис. 1).

Рис. 1. Виды нормативных  актов

Это не единственные критерии, по которым нормативные акты подразделяются на виды. Существуют также деление по территориальному признаку, по времени действия и др.  

 

 

         2.7 Принципы международного права

 

Принципы  международного права – это наиболее значимые нормы международного права. Имеются в виду те принципы, которые  не имеют непосредственно правового значения, поскольку отражены, например, в декларациях, имеющих рекомендательный характер, но получают таковое в случае признания их государством.   

Так, в соответствии со статьей 8 Конституции Республики Беларусь, «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Республика  Беларусь в соответствии с нормами  международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.

Не допускается  заключение международных договоров, которые противоречат Конституции » [10, ст. 8].

Принципы  международного права выполняют  две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая  их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию,

Основные  принципы международного права зафиксированы  в Уставе ООН. Широко признано, что  принципы Устава ООН не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

Источники права в Республики Беларусь

 

 

Основной  источник  системы  права  Республики  Беларусь  –  нормативный правовой акт. В 2000 году был принят Закон  «О нормативных  правовых  актов Республики  Беларусь».  При  определенных  его  недостатках  Закон  подробно регламентирует  порядок  подготовки,  оформления,  принятия  и  введения   в действие нормативных правовых  актов,  их  систематизации.  Именно  в  такой форме принимается подавляющее большинство  норм  права. Это,  в  частности, Конституция Республики Беларусь,  Гражданский  кодекс  Республики  Беларусь, Уголовный  кодекс  Республики  Беларусь, все законы,   указы Президента Республики Беларусь, постановления и распоряжения Правительства Республики Беларусь и пр.

Конституция – это основной закон государства,  закрепляющий  организацию государственной  власти и  определяющий  ее  взаимоотношение  с  обществом  и гражданами (индивидуумами). В чисто формальном  значении  конституцию  можно определить, как акт  (совокупность  актов),  обладающий  высшей  юридической силой. По этой причине ее нередко сопутствует  другое  название  –  Основной Закон.

Конституция по меньшей мере закрепляет два важных аспекта:

1.     провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

2. организацию государственной власти, а часто и определяет основы       конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства) и др.

Конституцией  Республики Беларусь предусмотрены следующие виды правовых  актов  Президента:  декреты, указы,  распоряжения. Декреты  являются  одним  из  новых   видов   актов Президента.  По  своему  содержанию   они   являются   актами   нормативного характера. В силу особой необходимости Президент по своей  инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие  силу закона. Если раннее акты,  имеющие  силу  закона,  могли  издаваться  только Верховным Советом, который по Конституции от  15  марта  1994  года являлся высшим правительственным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь, то сейчас и Президент  Беларуси в случаях, предусмотренных Конституцией, может издавать акты,  имеющие  силу закона.

Среди актов  общегосударственных органов   важную   роль   играют постановления  Правительства,   которое   издает   свои   акты   на   основе Конституции,  законов,  декретов  и   указов   Президента.   В   Конституции определены органы, имеющие  право  принимать  нормативные  акты,  и  порядок издания таких актов. Например, в статье 84 Конституции  Республики  Беларусь определены полномочия Президента. Палаты Парламента могут  принимать  законы и  постановления.   Правительство также  вправе   принимать   постановления   и распоряжения [10, ст. 84].

Нормативные правовые акты в зависимости от их юридической силы, органа, который  их принял, и способа принятия делятся  в теории права на две большие  группы: законы и подзаконные акты. Деление нормативных правовых актов на законы  и  подзаконные  акты  отражает  не  только формальную сторону (верховенство  закона), но и особенности содержания законов. В  них содержатся  основополагающие   первичные   нормы,  базовые   положения   по основным  вопросам  государственно-правовой общественной жизни. Законы занимают ведущее место в иерархии нормативных правовых актов [9, с. 22].

Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый  порядок принятия —  вот особенности  этой  разновидности  нормативных актов. Отсюда вытекают  и  требования  к  ним:      

  • законы  должны  регулировать  действительно  коренные  вопросы;
  • они  должны  быть  совершенными  по  содержанию  и  по  форме;
  • их  соблюдение  должно  быть  неприкасаемым.

            Основные  характерные  признаки закона как ведущего источника права:

  • Закон – это юридический документ, содержащий нормы права.
  • Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа       государственной власти или всего народа.
  • Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые  отношения  в  обществе.
  • Закон  обладает  высшей  юридической   силой,   что   проявляется   в      невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а  также  в      том,  что  содержанию  закона  не  должны   противоречить   все   иные      юридические документы.
  • Закон  является  фундаментальным  юридическим  документом.  Он  служит       базой,   основой,   ориентиром   нормотворческой   деятельности   иных      государственных органов, судов [2, с. 161].

Подзаконный акт – акт правотворчества, который  основан на  законе  и  не противоречит ему, он  призван  конкретизировать  основные  положения  закона применительно к определенным общественным отношениям. В  силу  этого  они  и носят название подзаконных.   Выделяют следующие подзаконные акты:

  • указы и распоряжения президента;
  • постановления правительства;
  • приказы, инструкции, положения министерств, ведомств,  государственных     комитетов;
  • решения,  распоряжения,  постановления  местных  органов   власти   и       управления, органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты.

            К числу подзаконных относятся нормативные акты палат  Национального собрания Республики Беларусь, Правительства, высших судебных органов, Генерального прокурора. Важными подзаконными актами  являются  постановления Совета  Министров  Республики  Беларусь.  Эти  акты  носят,  как   отмечено, подзаконный характер и издаются по вопросам  управления  экономикой  страны, обеспечения государственной политики в сфере науки,  культуры,  образования, здравоохранения,  экологии,  социального  обеспечения,  труда,  национальной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с  преступностью  и  др. Постановления Правительства обычно  носят  нормативный  характер,  хотя  они могут иметь и ненормативное  значение.  Премьер-министр  издает  в  пределах  своей компетенции распоряжения, которые содержат конкретные предписания,  то есть   относятся к  актам   индивидуального    регулирования.   Наиболее многочисленными подзаконными актами являются ведомственные акты,  издаваемые центральными  органами   государственного   управления   –   министерствами, государственными комитетами,  комитетами  при  Совете  Министров  Республики Беларусь.   Эти   акты   регулируют   отношения,    складывающиеся    внутри соответствующих  органов,   но   некоторые министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете  Министров  обладают  правом  издания  актов, имеющих  и  межведомственное   значение.   Такими   полномочиями   наделено, например, Министерство внутренних дел, Министерство  финансов,  Министерство труда и социальной защиты и др.

Информация о работе Источники права