Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

При употреблении понятия "источник права" обычно под ним стали понимать юридический источник права (источник права в формальном смысле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении "источники права" между этими словами в скобках добавляется уточнение - "формы".

Целью данной работы является описать сущность источников права.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Источники права: понятия и пути их формирования………………………..5
Классификация источников права…………………………….........................7
Правовой (санкционированный) обычай: историческая роль и современное значение…………………………………………………………………………9
Судебный прецедент как источник права…………………………………….11
Нормативный правовой акт: понятие и классификация…………………….13
Международный договор в системе источников права……………………...17
Иные источники права и их характеристика………………………………….19
Пределы действия источников права………………………………………….21


Заключение…………………………………………………………………………23



Список использованной литературы………………………….…………………..24

Файлы: 1 файл

Курсовая поТГП.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

  8. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ  ИСТОЧНИКОВ ПРАВА.

  Для практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативных  актов. Она включает в себя четыре вопроса:

  1) Предметное действие (на какие общественные отношения данный акт распространяется);

  2) Действие источника права во  времени (с какого времени и  по какое время нормативный  акт имеет юридическую силу );

  3) Действие источника права   в пространстве (на какую территорию  он распространяет свое регулирующее  влияние );

  4) Действие по кругу лиц (каковы  его адресаты ).

  1. Предметное действие. Нормативные акты регулируют разные по своему характеру отношения. При этом, например, акты, рассчитанные на регулирование имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, не имеют силы в отношениях между государственными органами, и наоборот. Другими словами, только в качестве исключения (в ситуации так называемого субсидиарного применения права) нормы одной отрасли могут распространить свое действие на отношения, регулируемые нормативными актами другой отрасли права.

  В предмет правового регулирования  входят волевые общественные отношения, что исключает действие актов  в отношении событий или других состояний, в которых не может  участвовать воля человека. Такого рода обстоятельства могут выступать только в качестве юридических фактов, т.е. закон может связать с ними наступление юридических последствий, но повлиять на их ход нормы права бессильны.

  Законодатель  исключает привлечение к ответственности  за образ мыслей, считая такую практику реакционной. Он исходит из формулы: «Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом».

    2. Действие источника права во времени:

    - может быть «немедленным действием», т. е. направляться только на случаи, происходящие после введения источников права в юридическую силу;

    - может иметь в определенных законом случаях «ретроспективное действие», т. е. обратную силу — распространяться на то, что происходило до введения источника права в юридическую 
силу. Общее правило установлено в ст. 54 Конституции РФ, где констатируется, что «закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет». И никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Данное положение призвано придавать стабильность и определенность существующим правоотношениям, поскольку субъекты права должны поступать в соответствии с действующим законодательством. В то же время ретроспективность действия закона предусматривается в ряде случаев на основе принципов гуманизма и целесообразности. В той же статье Конституции (а эта норма является общепринятой среди цивилизованных государств) указывается на возможность обратной силы за 
кона: «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон»;

    - может также «переживать закон», т. е. продолжать действовать и по формальному окончанию собственной юридической силы - по специальному указанию нового закона. Так, в заключи 
тельных и переходных положениях Конституции РФ указывается на продолжение применения законов и других правовых актов, действовавших на территории Российской Федерации до ее вступления в силу, «в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

    Различают вступление в действие источника  прав и окончание его действия.

    Вступление  в действие закона (или иного нормативного акта) возможно по разным основаниям:

  • с момента его подписания;
  • со времени официального опубликования;
  • со времени, непосредственно указанного в самом законе;
  • по истечении обусловленного срока после опубликования;
  • поэтапно (частями).

    Прекращение действия источника права означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при:

  • истечении срока, на который он был принят;
  • фактической замене другим актом, регулирующим те же 
    правовые вопросы;
  • введении в юридическую силу международного договора, нормам которого противоречит данный источник;
  • признании акта утратившим юридическую силу;
  • признании акта (или его части) неконституционным;
  • признании акта недействующим на территории данного государства (если речь идет о законах, продолжающих действовать в ряде государств: в случае со странами СНГ, где еще имеют хождение законодательные акты времен СССР);
  • приостановлении действия акта или его части.

  3. Действие нормативных актов в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. К ней относятся земная территория, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства. Территориальные пределы действия нормативных актов проявляют суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств). В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловлены внутриполитическими отношениями. В качестве общего правила нормативные акты членов федерации действуют на собственной территории, акты местных органов власти и управления - на управляемой ими территории. Однако распространено и другое: юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц, признаются в качестве таковых на территории других. Столкновения нормативных актов равноправных (однопорядковых) органов решаются на основе коллизионных (противоречивых) норм, установленных федеральными властями. Коллизионные нормы существуют также на случай столкновения актов, изданных в разное время, в разном объеме, разными органами. В таком случае  действует  тот  нормативный  акт, который  имеет  высшую  юридическую  силу, или  при  ее  равнозначности—тот, который  принят  позднее.

  4. Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Здесь формируется общее правило: акт действует в отношении тех субъектов права, которые попадают под компетенцию органа, его принявшего Но из данного правила есть три исключения.

  Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), и, следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.

  Во-вторых, проживающие на территории государства  иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел.

  В-третьих, некоторые нормативные акты, например предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.

  Адресатами  нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.

 
 

 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  В данной курсовой работе были рассмотрены источники права: понятие, их классификация Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.    

  К ведущим источникам права относят нормативный правовой акт, правовой  обычай, судебный прецедент, нормативный правовой договор. Помимо ведущих источников права наиболее распространенными являются общие принципы права правовая доктрина, общепризнанные принципы и нормы международного права, религиозные нормы, деловое обыкновение.

  Правовой  обычай – санкционированное государством правило, ставшее общеобязательным в силу своего значения и привычного исполнения. Правовой обычай является первым  в истории источником права, известным всем государствам древнего мира.

  Судебный  прецедент – это правовой акт, представляющий собой судебное или административное решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов при решении аналогичных дел. Судебные прецеденты устраняют пробелы действующего законодательства и определяют практику его применения. В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников права, особенно в англосаксонской правовой семье (Великобритания, США).

  Нормативный правовой акт – официальный письменный документ, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции, который содержит, изменяет или отменяет правовые нормы. Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами права связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений.

   Нормативный договор как признаваемое государством соглашение, устанавливающее взаимные права и обязанности сторон в виде правовых норм.

  Общепризнанные  принципы и нормы  международного права  как самые общие начала международного права, определяющие его главное содержание и направленность.

  Правовая  доктрина как мнение юристов о праве, создающие понятия и категориальные конструкции, используемые в правотворчестве и при осуществлении действующих правовых положений и играющих в основном дополняющую роль в данных процессах.

  Общие принципы права как общие начала и идеи, положенные в начало правового регулирования и используемые в качестве источников при определенных жизненных ситуациях. 

  Религиозные нормы, становятся источником права там, где религии не отделена от государства, и особенно там, где канонический свод провозглашается и становится официальным законодательством..

  Деловое обыкновение - это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями.

     В  любом  современном   государстве  источники  права  (и  прежде  всего  законы)  упорядочены, но  вместе  с   тем  они  вряд  ли  составляют  строгую  систему, особенно  акты  подзаконного  нормотворчества, правовые  обычаи  и  прецеденты. Скорее  всего, это  совокупность  нормативных  и  иных  юридических  актов, устанавливающих  определенный  правовой  режим.

 

   СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ

 
   
  1. Малько  А.В. Теория государства и права  в вопросах и ответах. – 2-е изд., - Юристъ, 1997. – С.110
  2. Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учебник для студентов ВУЗов.- М.: «ИМПЭ-ПАБЛИШ», 2004.-563с.
  3. Теория  государства  и  права. Учебник  для  юридических  вузов  и  факультетов. Под  ред. В.М.Корельского  и  В.Д Перевалова—М.: Издательская  группа  НОРМА-ИНФРА-М, 1998.—с.288-289.
  4. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. С. 440.
  5. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие/ Под ред. проф. В. Г. Стрекозова. М.:”Дабахов, Ткачев, Димов”, 1995.- С.185-186.
  6. Поляков А. В. Введение в общую теорию права и государства. Курс лекций. Лекция15.- С.364.
  7. Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. - 1998. - № 2. -С. 15-21; Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора // Журнал российского права. - 2000. - № 7. - С. 85-95.
  8. Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. № 37. Ст. 772.
  9. Международное частное право / Под ред. Г.К. Дмитриевой. - М., 2000. С. 69-72
  10. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России.- М.,1997.С39
  11. Конституция Российской Федерации, 1993 г.
  12. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2001.–776с.

Информация о работе Источники права