Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 20:23, курсовая работа
При употреблении понятия "источник права" обычно под ним стали понимать юридический источник права (источник права в формальном смысле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении "источники права" между этими словами в скобках добавляется уточнение - "формы".
Целью данной работы является описать сущность источников права.
Введение……………………………………………………………………………3
Источники права: понятия и пути их формирования………………………..5
Классификация источников права…………………………….........................7
Правовой (санкционированный) обычай: историческая роль и современное значение…………………………………………………………………………9
Судебный прецедент как источник права…………………………………….11
Нормативный правовой акт: понятие и классификация…………………….13
Международный договор в системе источников права……………………...17
Иные источники права и их характеристика………………………………….19
Пределы действия источников права………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………….…………………..24
Признаками нормативного договора являются:
- добровольность заключения и равенство его участников;
Особое место в системе договоров нормативного содержания занимают внутригосударственные и международные договоры. Эти акты различны и имеют собственную классификацию как с точки зрения правовой природы, так и иерархического места в анализируемой системе источников права современных государств.
Я рассмотрю более подробно международные договоры.
Международный договор - это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей. Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативное определение этого источника: "Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования"9
Международные договоры делятся на следующие виды:
Договоры, в зависимости от их значимости, предмета регулирования, международных традиций и обыкновений, вводятся в юридическую силу на территории государства различным путем. Правовой механизм их процессов предусматривается национальным правом и представляет собой трансформацию положений международных договоров во внутригосударственные правовые нормы..
Сам термин «трансформация», означающий «воспринятое» или «преобразование», является условным, поскольку международно-правовая норма не преобразуется, сохраняет свои позиции в международном праве, но ее содержанию придается положение внутригосударственной нормы. В то же время теория трансформации, по мнению юристов-международников10, наиболее адекватно отражает сущность юридического процесса воспринятая международно-правовых норм национальным правом.
В России данный механизм устанавливается Конституцией, ч. 4 ст. 15 которой признает международные договоры составной частью правовой системы России. Причем, подчеркивается там же, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Обязательность для нашей страны норм международного договора подтверждается либо в форме федерального закона о ратификации, если исполнение договора требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов или договор устанавливает иные правила, чем предусмотрены законом, и в ряде других случаев, либо в форме указа Президента или постановления Правительства.. Соответственно, правовая форма введения в правовую систему обусловливает положение норм международного права в иерархии источников права: если они вводятся федеральным законом, то обладают его юридической силой, если указом или постановлением - то юридической силой подзаконного акта.
7. ИНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА и их характеристики.
Помимо рассмотренных источников права, являющихся наиболее распространенными, в правовые системы государств многих государств входят и следующие.
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права как самые общие начала международного права, определяющие его главное содержание и направленность.
Они вырабатывались международно-правовой теорией и практикой и закреплены в международных пактах, конвекциях и декларациях и служат основным критерием правомерности поведения современных государств. Такие принципы и нормы разделяются мировым сообществом государств и рассматриваются в качестве обязательных для большинства стран. Им свойственна «высшая степень обобщенности и нормативности», в силу чего данные принципы и нормы предопределяют содержание других, более конкретных норм11.
В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Принципы
Основные принципы
и нормы международного права
зафиксированы в Декларации о
принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и
2. Правовая доктрина как мнение юристов о праве, создающие понятия и категориальные конструкции, используемые в правотворчестве и при осуществлении действующих правовых положений и играющих в основном дополняющую роль в данных процессах.
Специфика и сложность права (содержание норм, их системнocтъ, оценочные понятия, и т. п.) объективно ведет к участию юристов-ученых в объяснении тех или иных дискуссионных аспектов права юристам-практикам, иным участникам правовых процедур. Сюда относится и такая сфера этой деятельности, как толкование (уяснение, разъяснение) права.
В иные времена поучения, формулы крупных юристов становились составной частью нормативно-правовых актов, кодексов, судебных прецедентов и т. д. Яркий пример здесь кодекс Юстиниана (VI век н.э.), в который вошли (были кодифицированы) многие положения римских юристов - Ульпиана, Гая, Павла и других, составив целый раздел кодекса - Дигесты, наряду с Институциями самого императора Юстиниана.
В европейской средневековой правовой истории большое место занимали глоссаторы (толкователи, комментаторы), которые восполняли, дополняли римским правовым опытом, так удачно, творчески опосредовавшим товарно-денежную организацию экономики, международные отношения и иные стороны жизнедеятельности общества, то обычное право и вульгаризированные останки и остатки римского права, которые действовали в средневековом обществе.
Нельзя
не сказать и о том, что в
отечественной истории
Но доктрину как форму права не следует смешивать с так называемыми комментариями. Хотя роль научного комментария весьма важна для уяснения смысла и содержания правовых норм, однако правовой обязательности эти комментарии не имеют. И такая доктринальная деятельность ученых юристов, хотя она и имеет - подчеркну - важное практическое значение, не становится формой выражения права
Роль правовой доктрины как жизненного источника права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права.
3 Общие принципы права как общие начала и идеи, положенные в начало правового регулирования и используемые в качестве источников при определенных жизненных ситуациях. Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно-правовых договорах. Поэтому применение принципов права к конкретному делу не основывается только на правосознании правоприменителя, но и на действующих конституционных и обыкновенных законах, где эти принципы нормативно сформулированы.
4. Религиозные нормы, становятся источником права там, где религии не отделена от государства, и особенно там, где канонический свод провозглашается и становится официальным законодательством.. Нормы религии до сих пор регулируют (часто даже на подсознательном уровне) общественную жизнь. А в традиционных системах права они стоят на первом месте среди источников права.
Хорошо прослеживается влияние религиозных норм на правовую систему Индии. Индусская религия представляет собой систему правил детально регламентирующих всю общественную жизнь, предписывает определенный образ поведения, исключая возможность разумной оценки обычаев и традиций. Религиозно-нравственные установки срастаются с нормами права. Создание дхармашастр послужило переплетению норм морали, обычного права и религии.
Единство религиозных и правовых предписаний характерно для нормативных систем мусульманских государств. Это объясняется прежде всего общим происхождением правовых и религиозных предписаний ислама. Так главным источником мусульманского права и не юридических норм признаются Коран и Сунна в основе которых якобы лежит божественное откровение. Они закрепляют прежде всего догматы веры, правила религиозного культа и морали, которые определяют содержание мусульманского права в юридическом смысле. Для характеристики Корана как источника мусульманского права важно иметь в виду, что среди его норм, регулирующих взаимоотношения людей, заметно преобладают общие положения, имеющие форму отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие простор для толкования правоведами. Что же касается немногочисленных конкретных правил поведения, то большинство их возникло по частным случаям при решении Пророком конкретных конфликтов, оценке им отдельных фактов или в ответ на заданные ему вопросы. Преобладающая часть нормативных предписаний сунны также имеет казуальное происхождение.
Взаимосвязь права и религии достаточно распространена в современном мире. Система традиционного права проникнуты религиозными началами и принципами. Правовые системы стран Западной Европы все более обособляются от религиозных догм. Однако здесь право и религия не противостоят друг другу абсолютно. Некоторые нормы права по-прежнему находят в религии нравственные опоры. Христианские религиозные запреты и требования несут в себе опыт социального общения людей, выработанные тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общежития.
5. Деловое обыкновение - это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок по телефону. Примером признания в России делового обыкновения в качестве источника права может служить часть 2 статьи 478 ГК РФ. Согласно данной норме, "в случае, если договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями".