Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

При употреблении понятия "источник права" обычно под ним стали понимать юридический источник права (источник права в формальном смысле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении "источники права" между этими словами в скобках добавляется уточнение - "формы".

Целью данной работы является описать сущность источников права.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Источники права: понятия и пути их формирования………………………..5
Классификация источников права…………………………….........................7
Правовой (санкционированный) обычай: историческая роль и современное значение…………………………………………………………………………9
Судебный прецедент как источник права…………………………………….11
Нормативный правовой акт: понятие и классификация…………………….13
Международный договор в системе источников права……………………...17
Иные источники права и их характеристика………………………………….19
Пределы действия источников права………………………………………….21


Заключение…………………………………………………………………………23



Список использованной литературы………………………….…………………..24

Файлы: 1 файл

Курсовая поТГП.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

   Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который  их принял, и способа принятия делятся  на две большие группы: на законы и подзаконные акты.

   Законы  принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты - всеми  остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего  исполнительными органами власти. В  современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковать уже действующие нормы права.

   Закон - это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке.

   Эта форма используется для регулирования  наиболее важных для жизни общества отношений. Закон обладает высшей юридической  силой. Отсюда следует, что закону присущи  следующие черты:

  • закон нормативно выражает волю народа как результат согласования различных социальных интересов;
  • закон принимается законодательным органом от имени народа или путем всенародного голосования (референдума);
  • закон устанавливает первичные нормы государства, регулируя основные стороны жизни в реально складывающихся отношениях;
  • закон принимается на основе специально установленных процедур в рамках законодательного процесса;
  • закон обладает особой, верховной юридической силой ставящей его на верхнюю ступень (после конституции как основного закона государства) системы действующих источников права которые должны соответствовать закону;
  • закон характеризуется наибольшей стабильностью своих положений, ему свойственна длительность действия.

   Верховенство  закона, его высшая юридическая сила означает, что при  принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены  в соответствие с законом, а в случае противоречия закону любой акт может быть опротестован или отменен. Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти.

   Будучи  весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в правовой системе, законы, тем не менее, значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов.

  • По способу принятия законов можно выделить:
  • законы, принятые на референдуме;
  • законы, принимаемые парламентом, в том числе:

    принимаемые однопалатным парламентом (в большинстве унитарных государств);

    принимаемые нижней палатой двухпалатного парламента (условиях федеративного государства);

    принимаемые обеими палатами (конституционные законы, законы о поправках в конституции);

    - законы, принимаемые в силу делегирования полномочий, в том числе:

    принимаемые в силу прямого делегирования  законотворческих полномочий (конституцией или специальными актами парламента) главе государства или кабинету министров (Франция, Казахстан);

    принимаемые в силу вторичного делегирования законотворческих полномочий вследствие принятия специального на то акта парламента.

  • В зависимости от формы государственного устройства разграничивают:
  • законы унитарного и федеративного государства;
  • законы автономий в составе унитарного государства;
  • законы субъектов федерации;
  • законы межгосударственных союзов (разнятся по юридической силе и территориальному действию в зависимости от сути и направленности самого объединения суверенных государств).
  • По юридической силе подразделяют:
  • акты общегосударственного референдума, в которых воплощается основной принцип «прямой» демократии - право народа принимать окончательное решение по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Так, в Швейцарии в обязательном порядке на всенародное голосование выносится любое изменение конституции, полное или частичное, включая поправки к действующим статьям. На факультативные референдумы (организуемые по инициативе не менее 50 тыс. граждан) выносятся законы, утвержденные парламентом страны;
  • конституционные (органические) законы как акты, вносящие изменения в конституцию либо пересматривающие ее текст, либо «списочные» акты, т. е. принимаемые по перечню, закрепленному в нормах конституции. Конституционные законы - это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте конституции. Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч. 3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается , что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом. В Российской Конституции они называются федеральными конституционными законами. В конституциях других государств, например, Испании, Франции, они называются органическими. Этим законам присущи следующие особенности:

             1) они обладают  более высокой юридической силой  по сравнению с обыкновенными  законами;

             2) принимаются  в особом порядке - квалифицированным  большинством, т.е. заранее установленным  повышенным кворумом при голосовании.  В России, например, за федеральный конституционный закон должны проголосовать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации от их списочного состава. В то время как для принятия обыкновенного закона достаточно простое большинство голосов в обеих палатах (50% плюс один голос);

             3) Глава  государства не обладает правом  вето в отношении конституционных  законов, а должен по истечении  определенного срока (в России - в течение 14 дней) подписать закон  и обнародовать его.

    -  ординарные (обычные) законы, наличие которых фиксируется во  всех  современных  правовых системах.  Обыкновенными называют федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Их собственная классификация, как правило, предусматривает выделение:

      А) кодексов и иных кодификационных актов (основ законодательства, уставов, положений, регламентов);

      Б) базовых законов, устанавливающих общие начала (принципы) организации определенной сферы правового регулирования;

      В) учредительных законов, создающих органы государственной власти или иные организационные структуры и предусматривающих порядок их деятельности;

      Г) статусных законов, предусматривающих правовое положение (статус) отдельных категорий субъектов права; тематических законов, вводящих. правовую регламентацию определенного вида деятельности (на определенной территории или по кругу лиц);

      Д) процедурных законов, вносящих изменения и дополнения в иные законодательные акты для повышения эффективности их действия;

      Г) ратификационных законов, вводящих в действие на территории государства международные соглашения и иные договоры общегосударственного значения;

       В отличие от конституционных законов  для принятия или изменения обыкновенных законов не требуется порядка или квалифицированного (в 2/3, 3/4 или же, как в Конституции Греции — 3/5) большинства депутатских голосов. В данном случае считается достаточным абсолютное большинство голосов.

       Различия  в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов — обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений.

    регламентарные законы как акты главы государства или правительства, которым в силу делегирования законотворческих положений придается юридическая сила закона;

    чрезвычайные законы как акты государственной власти, издаваемые в условиях чрезвычайных обстоятельств или при объявлении чрезвычайного положения в стране или в ее определенных регионах. Такими законами, носящими временный характер, ограничиваются действие ряда конституционных и иных законодательных положений, права и свободы граждан, правовое положение организаций и объединений;

    -     модельные законодательные акты («примерные» или рекомендательные законы) принимаются на государственном или  межгосударственном уровнях для согласования законодательной деятельности субъектов федерации или государств-членов межгосударственных союзов. Такие законы носят в основном рекомендательный характер и их внедрение в юридическую практику зависит от степени готовности и желания партнеров  воспринимать подобные типовые образцы или примерные варианты в своей непосредственной законодательной деятельности.

   Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию.

   Действует конституционное правило, что неопубликованные законы не могут применяться.

    Подзаконный нормативный правовой акт - акт государственной власти и иных полномочных органов, принимаемый на основе и во исполнение законов, содержащий общие правила поведения, которые рассчитаны на многократное применение.

   Такие акты, содержащие правовые нормы, являются самыми распространенными и многочисленными. Среди них выделяются:

  • акты главы государства (в частности, в России – нормативные указы Президента); Указ - это акт главы государства и должен реализовывать полномочия главы государства, но подменять или даже временно замещать закон указ не может, не должен. Иначе нарушается принцип «верховенство закона» и рушится вся иерархия правовой системы, что, разумеется, имеет не только формальные последствия.
  • акты высшего исполнительного органа государства (в РФ - нормативные постановления Правительства); Постановления - этот вид нормативных актов издается  в основном правительством. В компетенцию правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная защита населения, внешние экономические связи, организация министерств и ведомств и др.). Большое количество актов правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. Постановления – зеркало деятельности правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало правительство
  • акты (приказы, инструкции, положения) иных органов исполнительной власти (общих, региональных и местных);
  • акты муниципальных (негосударственных) органов;

    - локальные акты, принимаемые в пределах полномочий конкретных организаций, учреждений или предприятий. Это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Локальные  акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий.

 
 

 .

 

6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР в системе источников права.

   Нормативный договор как признаваемое государством соглашение, устанавливающее взаимные права и обязанности сторон в виде правовых норм.

   В процессе согласования взаимных прав и обязанностей стороны формулируют определенные правила деятельности как идеальные модели своего будущего поведения. Нормативность этих правил до сих пор подвергается сомнению, поскольку чаще всего договор считался исключительно частноправовой категорией и уже в силу этого активно не разрабатывался науками публичного права8. Однако понимание договора как общего правового источника складывается уже в античности, когда согласие сторон римские юристы были склонны считать универсальным правообразующим фактором. В период расцвета учения о естественном праве договор рассматривался единственно правомерным и фактическим источником всякого позитивного права государства. Идея выделения договоров нормативного характера как  источников действующего права в настоящее время признается перспективной и связывается с возрождением и укреплением позиций естественно-правовой доктрины.

Информация о работе Источники права