Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 20:23, курсовая работа
При употреблении понятия "источник права" обычно под ним стали понимать юридический источник права (источник права в формальном смысле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении "источники права" между этими словами в скобках добавляется уточнение - "формы".
Целью данной работы является описать сущность источников права.
Введение……………………………………………………………………………3
Источники права: понятия и пути их формирования………………………..5
Классификация источников права…………………………….........................7
Правовой (санкционированный) обычай: историческая роль и современное значение…………………………………………………………………………9
Судебный прецедент как источник права…………………………………….11
Нормативный правовой акт: понятие и классификация…………………….13
Международный договор в системе источников права……………………...17
Иные источники права и их характеристика………………………………….19
Пределы действия источников права………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………23
Список использованной литературы………………………….…………………..24
Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты.
Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты - всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковать уже действующие нормы права.
Закон - это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке.
Эта форма используется для регулирования наиболее важных для жизни общества отношений. Закон обладает высшей юридической силой. Отсюда следует, что закону присущи следующие черты:
Верховенство закона, его высшая юридическая сила означает, что при принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с законом, а в случае противоречия закону любой акт может быть опротестован или отменен. Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти.
Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в правовой системе, законы, тем не менее, значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов.
принимаемые однопалатным парламентом (в большинстве унитарных государств);
принимаемые
нижней палатой двухпалатного
принимаемые обеими палатами (конституционные законы, законы о поправках в конституции);
- законы, принимаемые в силу делегирования полномочий, в том числе:
принимаемые в силу прямого делегирования законотворческих полномочий (конституцией или специальными актами парламента) главе государства или кабинету министров (Франция, Казахстан);
принимаемые в силу вторичного делегирования законотворческих полномочий вследствие принятия специального на то акта парламента.
1) они обладают
более высокой юридической
2) принимаются
в особом порядке - квалифицированным
большинством, т.е. заранее установленным
повышенным кворумом при
3) Глава
государства не обладает
- ординарные (обычные) законы, наличие которых фиксируется во всех современных правовых системах. Обыкновенными называют федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны. Их собственная классификация, как правило, предусматривает выделение:
А) кодексов и иных кодификационных актов (основ законодательства, уставов, положений, регламентов);
Б) базовых законов, устанавливающих общие начала (принципы) организации определенной сферы правового регулирования;
В) учредительных законов, создающих органы государственной власти или иные организационные структуры и предусматривающих порядок их деятельности;
Г) статусных законов, предусматривающих правовое положение (статус) отдельных категорий субъектов права; тематических законов, вводящих. правовую регламентацию определенного вида деятельности (на определенной территории или по кругу лиц);
Д) процедурных законов, вносящих изменения и дополнения в иные законодательные акты для повышения эффективности их действия;
Г) ратификационных законов, вводящих в действие на территории государства международные соглашения и иные договоры общегосударственного значения;
В отличие от конституционных законов для принятия или изменения обыкновенных законов не требуется порядка или квалифицированного (в 2/3, 3/4 или же, как в Конституции Греции — 3/5) большинства депутатских голосов. В данном случае считается достаточным абсолютное большинство голосов.
Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов — обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений.
- регламентарные законы как акты главы государства или правительства, которым в силу делегирования законотворческих положений придается юридическая сила закона;
- чрезвычайные законы как акты государственной власти, издаваемые в условиях чрезвычайных обстоятельств или при объявлении чрезвычайного положения в стране или в ее определенных регионах. Такими законами, носящими временный характер, ограничиваются действие ряда конституционных и иных законодательных положений, права и свободы граждан, правовое положение организаций и объединений;
- модельные законодательные акты («примерные» или рекомендательные законы) принимаются на государственном или межгосударственном уровнях для согласования законодательной деятельности субъектов федерации или государств-членов межгосударственных союзов. Такие законы носят в основном рекомендательный характер и их внедрение в юридическую практику зависит от степени готовности и желания партнеров воспринимать подобные типовые образцы или примерные варианты в своей непосредственной законодательной деятельности.
Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию.
Действует конституционное правило, что неопубликованные законы не могут применяться.
Подзаконный нормативный правовой акт - акт государственной власти и иных полномочных органов, принимаемый на основе и во исполнение законов, содержащий общие правила поведения, которые рассчитаны на многократное применение.
Такие
акты, содержащие правовые нормы, являются
самыми распространенными и
- локальные акты, принимаемые в пределах полномочий конкретных организаций, учреждений или предприятий. Это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Локальные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий.
.
6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР в системе источников права.
Нормативный договор как признаваемое государством соглашение, устанавливающее взаимные права и обязанности сторон в виде правовых норм.
В процессе согласования взаимных прав и обязанностей стороны формулируют определенные правила деятельности как идеальные модели своего будущего поведения. Нормативность этих правил до сих пор подвергается сомнению, поскольку чаще всего договор считался исключительно частноправовой категорией и уже в силу этого активно не разрабатывался науками публичного права8. Однако понимание договора как общего правового источника складывается уже в античности, когда согласие сторон римские юристы были склонны считать универсальным правообразующим фактором. В период расцвета учения о естественном праве договор рассматривался единственно правомерным и фактическим источником всякого позитивного права государства. Идея выделения договоров нормативного характера как источников действующего права в настоящее время признается перспективной и связывается с возрождением и укреплением позиций естественно-правовой доктрины.