Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:26, курсовая работа
С тех пор, как возникло право, проблемы источников его обра¬зования, форм его организации и существования постоянно при¬влекали к себе повышенное внимание исследователей-теоретиков и, отчасти, практиков.
И это не случайно, имея в виду их трудно переоценимую не только академическую, фундаментальную в плане развития на¬циональных правовых систем и права как такового в целом, но и их сугубо прикладную, практическую значимость. Вопросы, ка¬сающиеся источников права, являются своего рода отправной точкой в процессе познания всех иных правовых институтов и са¬мого права.
Введение 3
1. Понятие источников права. Соотношение источника и формы права 5
1.1. Виды источников права 9
2. Нормативный правовой акт как основной источник права в Республике Беларусь 16
2.1. Общая характеристика нормативного правового акта 16
2.2. Классификация и иерархия нормативных правовых актов 19
3. Иные источники права Республики Беларусь 33
3.1. Нормативный договор 33
3.2. Правовой обычай 35
Заключение 38
Список использованной литературы 41
В юридической
литературе кодификацией считается
вид систематизации нормативных
правовых актов, сопровождающейся переработкой
установленного ими содержания правового
регулирования путем
В настоящее время в Республике Беларусь действует более 20 кодексов: Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский, Гражданский процессуальный, Кодекс о браке и семье, Трудовой, Водный, Лесной, Жилищный, Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Кодекс об административных правонарушениях, Хозяйственный процессуальный, Таможенный и др.
Безусловно, стремление законодателя облечь совокупность нормативных актов в форму кодекса обусловливается рядом причин, например, желанием упорядочить правовое регулирование, устранить противоречия в текущем законодательстве, дублирование, обеспечить простоту использования для правоприменителя и др.
На практике
возникают вопросы о
Многое зависит от того, как сам законодатель определяет место кодекса среди других актов, отдает ли им приоритет (при этом следует иметь в виду, что кодексы, на наш взгляд, не могут «возвышаться» над программными законами). Возникают вопросы о соотношении норм кодексов и норм декретов. Видимо, здесь должен действовать принцип: новый закон отменяет положения старого акта.
Согласно статье 2 УК данный Кодекс является единственным уголовным законом, действующим на территории Республики Беларусь. Это вполне разумный подход в силу специфичности отношений, регулируемых названным Кодексом. В свою очередь, в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст. 2) предусмотрено, что законодательные акты, постановления Совета Министров до включения их в установленном порядке в Кодекс применяются на территории Республики Беларусь непосредственно. При этом положения Кодекса распространяются и на административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, еще не включенным в Кодекс.
Наиболее значительной и менее устойчивой группой законодательных актов являются обыкновенные законы. Они чаще всего регулируют отдельные виды общественных отношений, реже носят комплексный характер, вбирая в себя нормы, относящиеся к различным сферам общественной жизни. Обычные законы принимаются Парламентом простым большинством голосов избранных депутатов.
В юридической
литературе закон обычно определяют
как нормативный акт, содержащий
в юридической форме
Как отмечает А.С. Пиголкин, «закон непосредственно олицетворяет собой принцип народовластия. Его верховный характер, авторитет и непререкаемость — непреложные принципы любого цивилизованного общества, обязательное условие становления правового государства»36. По его мнению, с которым вполне можно согласиться, регулирование законом отношений обеспечивает стабильность, устойчивость, исключает непродуманные изменения, поэтому в этом плане имеет преимущество перед нормотворчеством органов исполнительной власти.
Однако нередко в один ряд с законами могут ставить и акты исполнительной власти, обладающие той же юридической силой. Необходимо проводить различие между законами и постановлениями Парламента.
Возможна классификация законов по различным основаниям. По мнению одних авторов, законы можно подразделять на органические, планово-бюджетные и обыкновенные. По мнению других — в специальную группу ранее могли быть выделены законы об утверждении тех указов Президиума Верховного Совета, которые в дальнейшем сохраняли свое действие. Безусловно, на классификацию оказывает влияние существующая в государстве правовая система. Так, во Франции отдельную группу составляют финансовые законы, принимаемые в особом порядке, при котором правительство наделяется существенными полномочиями в определении его судьбы, например может ввести в действие своим ордонансом государственный бюджет, если парламент не утвердил его в установленный Конституцией срок37.
Декреты являются одним из новых видов актов Президента. По своему содержанию они являются актами нормативного характера.
Определение нормативности акта Президента имеет огромное значение. Правильный выбор формы акта (например, указа или распоряжения), во-первых, влияет на его легитимность, во-вторых, имеет значение для определения подведомственности рассмотрения жалобы в связи с принятием такого акта.
В Конституции и Законе о Президенте Республики Беларусь определяется, когда Глава государства вправе издавать декреты.
Согласно статье 101 Конституции «Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью премьер-министра. Временные декреты должны быть в 3-дневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены»39.
Таким образом, декреты Президента могут быть двух видов — декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.
Если декреты носят нормативный характер, то сложнее дело обстоит с указами. В некоторых случаях они включают положения как нормативного, так и ненормативного характера. К сожалению, ни Конституция, ни закон четко не определяют, какие отношения регулируются указами, а какие могут регламентироваться распоряжениями Президента.
Существуют различные точки зрения относительно места указов в иерархии нормативных актов Республики Беларусь. Некоторые специалисты рассматривают их в качестве подзаконных актов, тем самым определяя их место вслед за законами.
Впринципе, с этим можно было бы согласиться, если бы в Конституции прямо было записано, что указы должны соответствовать Конституции и законам. Однако этого нет. Кроме того, у Президента есть самостоятельные полномочия, непосредственно определенные в Конституции. В принципе, можно утверждать, что указы следуют за законами, хотя в некоторых случаях они могут базироваться не на законах, а на Конституции.
Постановления Совета Министров Республики Беларусь вступают в силу со дня их принятия, если в них не указан другой срок, который не может быть более ранним, чем день принятия постановления. При этом постановления, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу согласно закону только после их официального опубликования. Представляется, что такое требование закона часто толкуется не совсем правильно. По мнению автора, актам, улучшающим положение граждан, может быть придана обратная сила, т.е. не обязательно, чтобы они вводились в действие после их опубликования.
Постановления Правительства могут отменяться указами Президента, а также признаваться не имеющими юридической силы (полностью или частично) Конституционным Судом в случае внесения на его рассмотрение предложения о проверке конституционности постановления. Национальное собрание правом отмены актов Правительства не наделено, однако оно может обратиться с соответствующим предложением к Президенту либо в Конституционный Суд42.
Конституционный суд принимает Заключения по вопросам:
о соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение законов, Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам Президента Республики Беларусь;
о соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;
о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;
о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь.
По иным вопросам, входящим в его компетенцию, Конституционный Суд Республики Беларусь вправе принимать решения.
Обращения к государственным органам могут быть переданы отдельно в форме представления или запроса.
Анализ состояния конституционной законности в Республике Беларусь оформляется как послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь.
Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь оформляются в виде отдельного документа, решения Конституционного Суда Республики Беларусь - в виде отдельного документа или протокольно.
Заключения и решения Конституционного Суда Республики Беларусь, за исключением запросов, представлений и решений процедурного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок44.