Источники права в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

С тех пор, как возникло право, проблемы источников его обра¬зования, форм его организации и существования постоянно при¬влекали к себе повышенное внимание исследователей-теоретиков и, отчасти, практиков.
И это не случайно, имея в виду их трудно переоценимую не только академическую, фундаментальную в плане развития на¬циональных правовых систем и права как такового в целом, но и их сугубо прикладную, практическую значимость. Вопросы, ка¬сающиеся источников права, являются своего рода отправной точкой в процессе познания всех иных правовых институтов и са¬мого права.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие источников права. Соотношение источника и формы права 5
1.1. Виды источников права 9
2. Нормативный правовой акт как основной источник права в Республике Беларусь 16
2.1. Общая характеристика нормативного правового акта 16
2.2. Классификация и иерархия нормативных правовых актов 19
3. Иные источники права Республики Беларусь 33
3.1. Нормативный договор 33
3.2. Правовой обычай 35
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ОТП.docx

— 91.87 Кб (Скачать)

 

Нормативный правовой акт, издаваемый органами законодательной, исполнительной, а зачастую и судебной власти является наиболее распространенной формой права. Его называют нормативным правовым потому, что он содержат нормы права. «Под нормативными правовыми актами понимаются акты, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера»12.

Под нормативным  правовым актом понимается официальный письменный документ субъектов правотворчества, содержащий правовые нормы. Это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, по их поручению негосударственных организаций или непосредственно народа (при референдумах), который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Нормативный правовой акт — это официальный документ, в котором содержатся общеобязательные правила поведения, обращенные к относительно неопределенному кругу субъектов (например, граждане, сотрудники органов внутренних дел, лица, проживающие в зоне радиационного контроля и т.д.), и который действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается от актов, которые не обладают признаками нормативности. Государство нередко издает акты морально-политического значения (обращения, призывы, заявления). Они не являются нормативными правовыми актами, так как не содержат в себе юридических норм. Не являются таковыми и индивидуальные юридические акты. Когда, например, суды выносят решения по гражданским или приговоры по уголовным делам, то они тем самым применяют соответствующие юридические нормы к конкретным лицам. Эти акты носят правоприменительный характер. Они возникают на основе правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, и называются правоприменительными, индивидуальными актами. Индивидуальные акты правоприменительного значения издают многие государственные органы и негосударственные организации. Они имеют юридическое значение, но не содержат в себе правил общего характера. Нормативные правовые акты, т.е. акты, в которых содержатся такие общие правила, издаются только определенными государственными органами13.

Нормативные правовые акты следует отличать и от актов толкования (интерпретации), в которых даются лишь разъяснения содержания юридических норм, но при этом само содержание нормы не изменяется.

По сравнению  с другими источниками права, нормативный правовой акт имеет ряд преимуществ. В нем, как правило, четко и ясно, в письменном виде формулируются общеобязательные правовые предписания, что предопределяет большую доступность их содержания для населения. В силу специфики тщательно отработанных письменных текстов нормативным правовым актом легко пользоваться при разрешении различных юридических дел, вносить в него уточнения и дополнения в случае необходимости, осуществлять контроль за его исполнением и т.д.

В странах  с романо-германской правовой системой нормативный правовой акт является основным источником права. Этот источник используется достаточно широко (хотя и не преобладает) и в странах со сложившейся системой общего права, где главенствующее место занимает юридический прецедент (судебная и административная практика).

Система нормативных  правовых актов каждой страны является достаточно разветвленной и отражает особенности ее развития и традиции. На верхней ступеньке этой системы стоят конституции и иные законы государства. В демократических государствах другие нормативные правовые акты находятся по отношению к ним в соподчиненном положении, являются строго подзаконными. К подзаконным актам относятся, прежде всего, акты исполнительной власти. В принципе же сфера действия подзаконных нормативных правовых актов, их юридическая сила зависит от места и роли в системе государственного механизма того органа, который издал соответствующий акт14.

 

Юридический прецедент (судебный или административный) как источник права используется не во всех странах. Но, как уже упоминалось, он является преобладающим источником права в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада, Австралия и др.).

В странах  романо-германской правовой системы (Франция, ФРГ, Италия, Швейцария) считается, что  правотворческая деятельность является прерогативой законодателя и других органов, им определенных. Вместе с тем в некоторых из европейских континентальных стран все же используются прецедент и судебная практика в качестве источников права.

Суть юридического прецедента как формы (источника) права  состоит в том, что решению  государственного органа (в первую очередь суда) по конкретному юридическому делу придается значение общей нормы. Другими словами, судебное или административное решение по конкретному делу становится обязательным образцом для разрешения аналогичных дел.

Юридический прецедент как источник права  достаточно широко применялся еще в рабовладельческом обществе. Например, решения (эдикты) преторов в Древнем Риме считались обязательными образцами для разрешения сходных дел. На этой основе, как известно, сложилась целая система преторского права. Прецедент применялся и в феодальных сословных судах при разрешении споров, возникающих, прежде всего, в сфере торговых отношений. Он твердо укоренился в качестве источника права в феодальной Англии.

 

Нормативный договор 

Как известно, договор — это соглашение двух или более сторон по урегулированию какой-либо жизненной ситуации. Договор в праве — весьма распространенное явление. Однако далеко не всегда договор является источником права. Источником права является только такой договор, в котором содержатся правила общего характера. Нормативный договор — это соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Этот источник права известен давно. Нормативные договоры заключались между феодалами в средние века. В настоящее время нормативные договоры как источник права применяются во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются и в международном праве15.

Нормативные договоры имеют по меньшей мере три разновидности. Это прежде всего международный договор - соглашение между двумя или несколькими странами относительно установления или прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия) или утвердительными (например, Договор о Содружестве Независимых Государств).

Второй разновидностью является договор между субъектами федерации (между краями, областями и автономными образованиями). Например, Договор от 31 марта 1999 г. между субъектами РФ.

Разновидностью  нормативного договора является трудовой договор (контракт), регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на государственных предприятиях, учреждениях и организациях. В него могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости, переобучения, условий освобождения работников, соблюдения их интересов при приватизации предприятий и др.

Условия договоров, заключенных в соответствии с  законодательством, являются обязательными для работодателей, т. е. являются специфической формой нормативного документа.

В Республике Беларусь имеет место первый и  второй виды нормативного договора. Третий вид договора отсутствует16.

 

Общие принципы права

В современном  цивилизованном мире в качестве источника права признаются принципы, сформировавшиеся в международных отношениях между странами. В этом смысле различают принципы двоякого рода. Одни из них имеют глобальное значение и действуют в сфере международного публичного права. Другие имеют внутригосударственное значение.

Например, ст. 38 Статута Международного суда гласит: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». К общим принципам в праве относятся, например, такие положения, как: «специальный закон отменяет действие общего закона», «позднейшим законом отменяется более ранний» и т. д.

В ряде стран  источником права признаются общие  принципы, т. е. отправные, исходные начала национальной правовой системы. Это принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права и др. Например, Гражданский кодекс Испании называет общие принципы, вытекающие из испанских кодексов и законов. В исламских государствах (например, Афганистан) в случае пробела в законе суд может сослаться на принципы шариата (религиозные каноны).

Широкое применение как источника права в законодательстве Республики Беларусь имеют место общие принципы права: справедливости, гуманности и др. Например, ч. 2 ст. 21 ГПК Республики Беларусь гласит: «...суд, решая спор, исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательства Республики Беларусь (аналогия права)», ст. 970 ГК Республики Беларусь «Способы и размер компенсации морального ущерба» гласит: «При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости».

Юридические доктрины на определенных исторических этапах также выступали в качестве источников права. Например, научные труды наиболее авторитетных римских юристов (Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина и др.) имели силу источников права. Их тексты, даваемые разъяснения использовались судами при разрешении юридических дел. В английских судах судьи также нередко использовали труды известных юристов в качестве источников права. Юридические доктрины как источники права известны индусскому и мусульманскому праву и др.

В настоящее  время юридические доктрины, работы, мнения известных ученых-юристов  в большинстве стран не выступают  как непосредственные источники  права. Но они являются источниками юридических знаний, идейным источником права и играют, несомненно, большую роль в развитии правовых систем, правовой культуры любой страны. Роль юридических воззрений, концепций, доктрин чрезвычайно важна в формировании модели правового регулирования, в выработке правовых понятий, в пра-вообразовании, совершенствовании законодательства. Аналитические труды и разъяснения ученых играют важную роль и оказывают заметную помощь в процессе реализации правовых норм.

 

Религиозные писания

На определенных этапах истории развития общества роль источников права играли религиозные писания. Церковные нормы занимали значительное место среди норм феодального права. Догматы церкви охватывали отношения не только между духовными лицами, но в значительной части распространялись на всех членов общества. Суды строго руководствовались их предписаниями. Под действие религиозных канонов подпадала значительная часть семейных, наследственных отношений. На их основе рассматривались дела о ересях, колдовстве и т.д.

Постепенно  сфера действия норм церковного права  сужалась за счет усиления светской власти.

Религиозные тексты как источники права наиболее характерны для мусульманского права  и составляют его основу. Его источники  определяют нормы, которые правоверный должен чтить, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать. В этом смысле к источникам права в первую очередь относятся Коран и Сунна. Коран - это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха. Суннa-сборник жизнеописания пророка Мухаммеда17.

 

 

Однако, в правовой системе Беларуси используются только три вида источников права: нормативный правовой акт, нормативный договор, правовой обычай. Причем основное, доминирующее положение занимает нормативный правовой акт. Другие известные истории источники права, такие как религиозные писания, научные юридические доктрины, не входят в систему источников белорусского права. Не выступает в таком качестве и юридический прецедент. Хотя в настоящее время в литературе высказываются суждения о целесообразности его (пока ограниченного) использования в условиях Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нормативный правовой акт как основной источник права в Республике Беларусь

    1. Общая характеристика нормативного правового акта

 

Как уже сказано выше, под нормативным правовым актом понимается официальный письменный документ субъектов правотворчества, содержащий правовые нормы. Это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, по их поручению негосударственных организаций или непосредственно народа (при референдумах), который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

В Законе «О нормативных  правовых актах Республики Беларусь»  дано следующее определение: «Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение»18.

Законом предусмотрено, что «нормативный правовой акт может  приниматься несколькими нормотворческими органами, если Конституцией Республики Беларусь не предусмотрено иное.

Не допускается  принятие совместного нормативного правового акта нормотворческими органами, один из которых является вышестоящим по отношению к другому, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь исходя из особенностей компетенции этих органов.

Изменение и  прекращение действия совместных нормативных правовых актов осуществляются только совместно принявшими их государственными органами, если иное не предусмотрено настоящим Законом»19.

Структурные подразделения государственных  органов не вправе принимать акты нормативного характера, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь20.

 

 

Информация о работе Источники права в Республике Беларусь