Источники права в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

С тех пор, как возникло право, проблемы источников его обра¬зования, форм его организации и существования постоянно при¬влекали к себе повышенное внимание исследователей-теоретиков и, отчасти, практиков.
И это не случайно, имея в виду их трудно переоценимую не только академическую, фундаментальную в плане развития на¬циональных правовых систем и права как такового в целом, но и их сугубо прикладную, практическую значимость. Вопросы, ка¬сающиеся источников права, являются своего рода отправной точкой в процессе познания всех иных правовых институтов и са¬мого права.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие источников права. Соотношение источника и формы права 5
1.1. Виды источников права 9
2. Нормативный правовой акт как основной источник права в Республике Беларусь 16
2.1. Общая характеристика нормативного правового акта 16
2.2. Классификация и иерархия нормативных правовых актов 19
3. Иные источники права Республики Беларусь 33
3.1. Нормативный договор 33
3.2. Правовой обычай 35
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ОТП.docx

— 91.87 Кб (Скачать)

 

Нормативным правовым актам присущи  следующие особенности:

 

    1. выражают государственную волю народа;
    2. содержат юридические нормы;
    3. издаются компетентным органом государства;
    4. носят государственно-властный характер;
    5. обладают юридической силой;
    6. документально оформлены;
    7. охраняются государством.

Если обратиться к мировой практике принятия и  понимания нормативных актов, можно отметить, что все они имеют иерархичность построения, соподчиненность, как правило, наличие верховенства закона. Однако им невозможно дать универсальную классификацию. Это можно объяснить, во-первых, закреплением в конституциях превосходства норм международного права над правом внутригосударственным в ряде стран Западной Европы. В результате принцип верховенства закона приобретает ограниченное толкование. Во-вторых, несколько по-иному дается им научное толкование нормативных актов. Понимание закона в странах различных правовых систем неодинаково. Так, нет универсальной формы конституций. Они бывают писаными и неписаными, могут иметь форму моноконституционного акта и нескольких основных законов (Швеция, Финляндия). Имеют различия и концепции закона. В странах англосаксонского права понятие закона имеет широкий и узкий смысл. В широком смысле понимают любую писаную или неписаную норму, которая подлежит защите в судебном порядке, в узком - акт парламента. Под понятием законодательства понимаются нормативные акты правительства, министров, принятые на основе делегирования им парламентом полномочий по тому или иному вопросу (делегированное законодательство), а также подзаконные акты некоторых местных органов21.

В странах  романо-германского права различают  понятие закон в материальном смысле, т. е. всякую норму, принятую государственными органами независимо от форм ее изложения, и закон в формальном смысле, т. е. акт высшего представительного органа государственной власти, обладающего юридической силой, а также конституционные законы, органические законы, программные законы, законы-декреты, чрезвычайные законы. В странах - членах Европейского Союза к закону приравниваются акты ЕС, а некоторые из них обладают приоритетом перед законами этих стран, а именно: постановления, директивы, решения, принимаемые органами Союза22. Неодинаковы и виды законов. Например, в Великобритании это парламентские акты, делегированное законодательство и автономное законодательство.

Соотношение закона и декретов президента весьма неоднозначно в различных странах мира. Делегирование президенту на издание нормативных актов имеет место в США, Франции и других странах. Делегированным правом издавать декреты, имеющие силу закона, обладает Президент Республики Беларусь. Абзац 3 ст. 137 Конституции Республики Беларусь гласит: «В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом». При этом имеются и существенные различия в полномочиях президента. Например, в США Президент представляет исполнительную власть, в Республике Беларусь Президент - глава государства, он координирует три ветви власти (законодательную, исполнительную, судебную).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Классификация и иерархия нормативных правовых актов

 

Нормативные правовые акты можно классифицировать в зависимости от признака, который может быть положен в основу (например, по сроку действия — на временные и постоянные; по территории действия — республиканские и региональные (местные, локальные) и т.д.).

На практике больше всего возникает проблем  с классификацией нормативных правовых актов по их юридической силе. Ведь определение их иерархии имеет важное значение для правоприменителя: с учетом приоритета соответствующего акта разрешается юридический спор, определяется компетенция государственного органа, должностного лица.

В повседневной жизни практикующие юристы (юрисконсульты, судьи, адвокаты и др.), а также граждане, обращаясь к правовым нормам, вынуждены решать прежде всего такую задачу, как определение юридической силы акта, его места в общей системе права.

Юридическая сила актов определяется не только статусом органа, их принимающего, но и  степенью «сложности процедуры их принятия. Причем в общетеоретическом плане  такие формальные обстоятельства отражают значимость общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования соответствующих правовых актов»23. Не только общественная значимость регулируемых отношений, стратегическая направленность, но и более сложная процедура принятия предопределяют, например, более высокую юридическую силу программных законов.

Иерархическая структура законодательства может  быть определена либо Конституцией, которая непосредственно устанавливает ранжирование актов, либо исходя из анализа природы, роли и места того или иного органа в общей системе государственной власти. Ведь, как справедливо отмечается, определение юридической силы акта не может носить произвольный характер. Более детальное развитие конституционных норм может быть осуществлено путем принятия специального закона. В настоящее время в Республике Беларусь действует Закон от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с последующими изменениями и дополнениями). В нем термин «Юридическая сила нормативного правового акта» трактуется как характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам»24.

Законы как  акты высшего органа государственной  власти обладают высшей юридической  силой по отношению ко всем нормативным актам. Одновременно на высшей иерархической лестнице по отношению к другим законам является Конституция Республики Беларусь. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В случае расхождения  закона, декрета, указа или иного  нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция  Республики Беларусь.

В случае расхождения  декрета или указа с законом  закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Законы, декреты, указы имеют большую юридическую  силу по отношению к постановлениям палат парламента - Национального  собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленума  Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.

Законы, декреты, указы и постановления Совета Министров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь.

Кодексы имеют  большую юридическую силу по отношению к другим законам.

Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов  правил определяется юридической силой  нормативного правового акта, которым они утверждаются.

Нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица).

Новый нормативный  правовой акт имеет большую юридическую  силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному акту того же государственного органа (должностного лица).

Нормативный правовой акт, принятый (изданный) государственным органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту государственного органа (должностного лица) одного уровня, если государственный орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений.

Таким образом, можно выстроить следующую правовую уровневую пирамиду.

Главенствующее  место в правовой системе, как  указывалось выше, занимает Конституция. При этом смысл и содержание конституционных норм предопределяются общепризнанными принципами международного права. Именно такой вывод можно сделать из содержания статьи 8 Конституции. За Конституцией Республики Беларусь следуют: 1) конституционные законы, включая и законы о толковании Конституции (ст. 140 Конституции); 2) международные договоры Республики Беларусь, ставшие обязательными для Республики Беларусь (ст.ст. 8, 116 Конституции); 3) программные законы (ч. 4 ст. 104 Конституции). К ним следовало бы отнести и закон о бюджете, по крайней мере, при сопоставлении актов приоритет должен отдаваться закону о бюджете, если он принят в соответствии с Конституцией и регламентами палат Парламента (следует иметь в виду, что принятие закона в нарушение регламента палаты может привести к признанию его Конституционным Судом не имеющим юридической силы. Поэтому можно утверждать, что принятый в соответствии с Конституцией регламент палаты Парламента является основой для принятия законов и этим предопределяется его юридическая сила и место в системе актов законодательства); 4) законы, декреты и указы, изданные на основе Конституции; 5) указы, изданные на основе закона (т.е. указы, имеющие подзаконный характер); 6) постановления Правительства и Национального банка; 7) акты министерств и других республиканских органов с учетом их "компетенции; 8) акты местных Советов депутатов с учетом их уровня (областные, базовые, первичные); 9) акты местных исполнительных и распорядительных органов с учетом их уровня; 10) локальные нормативные правовые акты. В пределах данной системы можно определить и место правоприменительных актов (постановления палат, распоряжения Президента, премьер-министра)25.

 

    1. Виды нормативных правовых актов в Республике Беларусь

 

  • Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений26.

Конституция — основной источник национального  права. Она обладает верховенством  по отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым на национальном уровне.

Конституция отличается от иного закона как по юридической силе, так и по форме  и содержанию. Конституция является таким Основным Законом государства, который регулирует главные стороны государственной, общественной жизни, допуская и прямо предполагая процесс правового, в том числе законодательного, регулирования, стимулируя и направляя его.

Анализ содержания Конституции Беларуси свидетельствует  о стремлении законодателя закрепить  в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.

Конституция пользуется повышенной защитой. При  этом наблюдается дифференциация конституционных норм в плане закрепления их иерархии. Отдельные из них, наиболее важные, пользуются особой защитой: некоторые из них не могут быть изменены, для корректировки других требуется прохождение более сложной процедуры (например, они могут быть изменены не парламентом, а только в результате референдума).

В статье 137 Конституции  прямо зафиксировано, что Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом последний имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом27.

Таким образом, Конституция является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине Конституцию нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой Конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции имеется около 100 ссылок на закон. Конституция воздействует на развитие правовой системы, определяет правотворческую компетенцию государственных органов, в ней определяются объекты правового регулирования. В Конституции закрепляются виды нормативных актов и их соподчиненность.

 

  • Решение референдума - нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом28.

Согласно  статьи 74 Конституции Республики Беларусь «Республиканские референдумы назначаются  Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также  по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается  на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным  правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

Президент после  внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики либо граждан о проведении референдума  назначает республиканский референдум.

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания  указа Президента о назначении референдума.

Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются  Президентом Республики Беларусь» 29.

Статья 75 гласит «Местные референдумы назначаются  соответствующими местными представительными  органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов  граждан, обладающих избирательным  правом и проживающих на соответствующей  территории»30.

Принять участия  в референдуме может любой  гражданин Республики Беларусь обладающий избирательным правом, что подтверждает статья 76 Конституции.

Перечень  вопросов и порядок проведения референдумов определяются законом Республики Беларусь.

 

  • Программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам31.

К программным  законам, согласно Конституции Республики Беларусь, относятся законы, которыми определяются основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь, ее военная доктрина. К ним следовало бы отнести и закон об утверждении бюджета на очередной год. Программные законы, наряду с конституционными актами, международными договорами, должны быть базой для развития всего текущего законодательства.

В Конституции  Республики Беларусь среди программных  назван закон о военной доктрине. Особый характер этого закона — программность, несмотря на его название (о военной доктрине), выводит его в более высокий ранг. В Российской Федерации существует подход, подкрепленный позицией Конституционного Суда этой страны, в соответствии с которым «военная доктрина» не содержит нормативных положений. С этим подходом не согласен С.А. Карапетян, который обращает внимание на то, что в таком случае бессмысленно принимать иные акты (законы), если они будут расходиться с доктриной32. Однако если такой спор возможен в российском законодательстве, где по Конституции Президенту предоставлено право вырабатывать доктрину, то согласно Конституции Республики Беларусь, как уже отмечалось, военная доктрина, для того чтобы быть действенной, должна быть оформлена программным законом.

Информация о работе Источники права в Республике Беларусь