Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 18:07, реферат
Формирования национальной правовой системы в соответствии с международными стандартами в области прав и свобод человека, происходящих изменений в правовой действительности, приобретают большое значение исследования в области прав и свобод человека, новых правовых явлений в этой сфере, в достаточной мере не подвергавшихся изучению. К числу таковых относится, в частности, институт омбудсмена.
Введение……………………………………………………………………3
1. История создания института Омбудсмена в Казахстан………..……...5
2. Реализация Института Омбудсмена в Казахстане……….........…….12
3.Международное сотрудничество……………………..…………….....16
Заключение…………………………………………………….…………..18
Список использованной литературы…………………………………….20
В 2000-2002гг. развивалось сотрудничество государственных органов с Программой Развития ООН и постоянная работа с привлечением экспертной поддержки и консультационных услуг для создания нового учреждения. Большую роль в данном процессе сыграл новый Координатор Системы ООН/Постоянный Представитель Программы Развития ООН в РК Фикрет Акчура, который уделял особое внимание сотрудничеству с Комиссией по правам человека при Президенте РК и другими учреждениями и приложил немало усилий в направлении создания института Омбудсмена.
В августе 2002г., Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. произнес речь по случаю 7-ой годовщины Конституции РК. В своей речи он отметил существование учреждений Омбудсмена в демократических странах и подчеркнул ближайшее создание такого учреждения в Казахстане.
Принимая
во внимание факт того, что по Конституции
Республики Казахстан Указы Президента
РК являются неотъемлемой и одной из важнейших
частей национального законодательства,
19 сентября 2002г. путем соответствующего
Указа было создано учреждение Национального
Уполномоченного по правам человека.
Реализация Института Омбудсмена в Казахстане |
Данный институт призван защищать права человека от посягательств государственных должностных лиц, обеспечивать развитие законодательства и правоприменительной практики, разрабатывать и внедрять просветительские программы. Вся деятельность Омбудсмена строится в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан по ратифицированным конвенциям ООН и со ссылкой на мировую практику работы подобных учреждений. Омбудсмен также тесно сотрудничает с неправительственными организациями, средствами массовой информации и международными организациями. Принципами работы Омбудсмена являются гласность, объективность и беспристрастность.
Данные принципы работы Омбудсмена органично закреплены в законодательстве Республики Казахстан - учреждение Омбудсмена соответствует Парижским Принципам о статусе национальных учреждений.
В соответствии с законодательством, Омбудсмен назначается Президентом РК после консультаций с Комитетами Парламента РК. Данная процедура отображает высокий общественно-политический статус Омбудсмена в Республике Казахстан и обеспечивает участие и Президента РК, и Парламента РК в процедуре обсуждения и назначения Омбудсмена. Срок действия полномочий Омбудсмена зафиксирован в законодательстве и составляет пять лет, что рассматривается как одна из гарантий его независимости.
Полномочия Омбудсмена могут быть досрочно прекращены только Президентом РК и только в случаях, зафиксированных в законодательстве. Например, в случаях проблем со здоровьем, влекущих неспособность исполнять должностные обязанности, потери гражданства РК, вступления в силу обвинительного приговора и некоторых других особо веских причин. Список условий для досрочного прекращения полномочий, зафиксированный в законодательстве, является исчерпывающим. Каких-либо других причин для досрочного прекращения полномочий не существует, что является залогом несменяемости Омбудсмена и твердой гарантией его независимости.
В то же время, законодательство прямо устанавливает, что Омбудсмен независим и что всякое вмешательство в его деятельность запрещено. Омбудсмен неподотчетен кому бы то ни было, что также является гарантией независимости. Омбудсмен осуществляет свою деятельность с помощью Национального Центра по правам человека, который является рабочим органом Омбудсмена. Омбудсмен назначает Директора Центра и сотрудников и составляет Положение о Центре. Данный факт свидетельствует о широком характере административных полномочий Омбудсмена и подтверждает его высокий общественно-политический статус.
Финансирование деятельности Омбудсмена осуществляется, согласно законодательству, из республиканского бюджета, что также является гарантией его независимости.
Следует особо подчеркнуть факт того, что Омбудсмен неподотчетен кому бы то ни было и всякое вмешательство в его деятельность запрещено. Данная правовая норма находится в прямом соответствии с Парижскими принципами и международной практикой и является твердой гарантией независимости нового учреждения в Казахстане.
Омбудсмен наделяется широкими полномочиями по защите и поощрению прав и свобод человека. Речь идет не только о правах и свободах граждан РК, но также и о правах и свободах иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся под юрисдикцией Республики Казахстан. В рамках своей деятельности, Омбудсмен вправе:
Таким образом, Омбудсмен вправе свободно рассматривать любой вопрос в пределах своей компетенции, брать свидетельские показания и затребовать и получать любую необходимую информацию, апеллировать к общественному мнению. В рамках своей деятельности, Омбудсмен также имеет право создавать экспертные советы и привлекать к работе специалистов, экспертов, а также организации (международные организации, неправительственные организации и другие).
Все вышеперечисленные полномочия и способы деятельности Омбудсмена установлены законодательным путем и являются гарантией его действенной работы и объективной оценки любого случая или ситуации, связанной прямо или косвенно с нарушениями прав и свобод человека.
Широкий характер полномочий Омбудсмена, его независимость и неподотчетность, высокий общественно-политический статус, а также организационно-правовое и финансовое обеспечение его деятельности, закрепленные законодательным путем, являются залогом реального влияния Омбудсмена на улучшение ситуации по защите прав и свобод человека, а также развития международного сотрудничества в данной области. Еще раз следует подчеркнуть соответствие учреждения Омбудсмена Парижским Принципам о статусе национальных учреждений, чему придается особое значение.
Первые годы функционирования учреждения
Омбудсмена в Казахстане будут во многом
решающими. Поскольку это совершенно новый
институт, его эффективность будет оцениваться
именно по практическим результатам работы.
Данное учреждение должно добиться общественного
признания в качестве действенного механизма
защиты прав человека и доказать свою
жизнеспособность.
Международное сотрудничество |
Формой сотрудничества Уполномоченного по правам человека с международными организациями является работа в рамках совместных проектов. В настоящее время реализуются следующие проекты:
1. «Создание системы омбудсмен по правам ребенка в Казахстане» (финансируется Европейским Союзом, реализуется в партнерстве с ЮНИСЕФ)
Проект ориентирован на создание системы по рассмотрению жалоб о нарушении прав детей, а также проведение профессионального и качественного мониторинга соблюдения их прав в Казахстане учреждением омбудсмена, иными государственными органами, гражданским сектором. Деятельность проекта сфокусирована на анализе системы работы с жалобами, разработке, апробации и оценке моделей омбудсмена по правам ребенка в трех выбранных регионах. Кроме того, проект предусматривает создание ресурсных центров в Астане, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях, которые будут заниматься мониторинговыми исследованиями в области соблюдения прав ребенка.
Реализация проекта рассчитана на 16 месяцев. Проект является первой ступенью в создании казахстанской системы детского омбудсмена. Он предполагает широкую образовательную и просветительскую работу среди целевых групп (дети, родители, профессиональные группы, работающие с детьми), создание офисов детских омбудсменов в трех регионах страны, обучение специалистов.
По проекту осуществлен сбор информации о нарушениях прав ребенка, определены пробелы в возможностях, ролях и ответственности правительства и неправительственных организаций в мониторинге и отчетности по правам ребенка.
2. «Деятельность по укреплению институционального развития потенциала с целью усиления системы убежища в Центральной Азии», (финансируется Европейским Союзом и УВКБ ООН)
Проект направлен на анализ ситуации в области прав вынужденных мигрантов, беженцев и оралманов в Республике Казахстан на основе полномасштабного мониторинга соблюдения прав данной категории лиц в регионах Республики (в Карагандинской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Алматинской, Жамбылской и Западно-Казахстанской областях, в которых проживает наибольшее количество беженцев); объединение усилий правозащитных организаций, специализирующихся на вопросах защиты прав граждан; привлечение возможностей СМИ к процессу актуализации проблем возникающих при предоставлении статуса беженца и оралмана, а также проблем с незаконной миграцией.
Проект рассчитан на 14 месяцев (до 31 декабря
2007 года). Итогом проекта должен стать
Специализированный доклад Уполномоченного
по правам человека «О соблюдении прав
беженцев в Республике Казахстан», который
будет направлен Президенту Республики
Казахстан, в Парламент Республики Казахстан
и Правительство Республики Казахстан.
Институт
омбудсмена является для Казахстана
новым. Вместе с тем в мировой
практике он занимает важное место
в системе органов, осуществляющих
наблюдение за деятельностью аппарата
управления, эффективно защищающих права
личности. Его содержание и деятельность
открыли новую главу в
В настоящее время институт омбудсмена считается важным фактором укрепления законности и правовой основы в деятельности исполнительной власти. В законодательстве разных странах он называется по-разному: омбудсмен, проведор, медиатор, олий, Уполномоченный и т.д. Обобщающее, почти общепринятое наименование этой должности, этого института – омбудсмен (или омбудсман).
Для
новых независимых государств учреждение
и эффективная работа омбудсмена
имеют значительный потенциал и
могут стать действенным
Создание надлежащей международно-правовой основы (нормативного обеспечения) института омбудсмена, наряду с другими средствами, является одним из условий, определяющих успешное продвижение Казахстана по пути строительства демократического государства. От качества международно-правового обеспечения во многом зависит достижение поставленной Президентом Республики Казахстан стратегической задачей в ближайшие десять лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Сегодня в Казахстане наработана определенная практика международно-правовой регламентации института омбудсмена, но с развитием международно-правовых основ института омбудсмена в государстве возникает необходимость и их научно-практического анализа.
Состояние разработанности темы в Казахстане опыт использования института омбудсмена постепенно приобретается.
В
отношении международно-