Институт Омбудсмена в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 18:07, реферат

Краткое описание

Формирования национальной правовой системы в соответствии с международными стандартами в области прав и свобод человека, происходящих изменений в правовой действительности, приобретают большое значение исследования в области прав и свобод человека, новых правовых явлений в этой сфере, в достаточной мере не подвергавшихся изучению. К числу таковых относится, в частности, институт омбудсмена.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. История создания института Омбудсмена в Казахстан………..……...5
2. Реализация Института Омбудсмена в Казахстане……….........…….12
3.Международное сотрудничество……………………..…………….....16
Заключение…………………………………………………….…………..18
Список использованной литературы…………………………………….20

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 38.40 Кб (Скачать)

    В 2000-2002гг. развивалось сотрудничество государственных органов с Программой Развития ООН и постоянная работа с привлечением экспертной поддержки и консультационных услуг для создания нового учреждения. Большую роль в данном процессе сыграл новый Координатор Системы ООН/Постоянный Представитель Программы Развития ООН в РК Фикрет Акчура, который уделял особое внимание сотрудничеству с Комиссией по правам человека при Президенте РК и другими учреждениями и приложил немало усилий в направлении создания института Омбудсмена.

    В августе 2002г., Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. произнес речь по случаю 7-ой годовщины Конституции РК. В своей речи он отметил существование учреждений Омбудсмена в демократических странах и подчеркнул ближайшее создание такого учреждения в Казахстане.

Принимая во внимание факт того, что по Конституции Республики Казахстан Указы Президента РК являются неотъемлемой и одной из важнейших частей национального законодательства, 19 сентября 2002г. путем соответствующего Указа было создано учреждение Национального Уполномоченного по правам человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Реализация Института Омбудсмена в Казахстане

   Данный институт призван защищать права человека от посягательств государственных должностных лиц, обеспечивать развитие законодательства и правоприменительной практики, разрабатывать и внедрять просветительские программы. Вся деятельность Омбудсмена строится в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан по ратифицированным конвенциям ООН и со ссылкой на мировую практику работы подобных учреждений. Омбудсмен также тесно сотрудничает с неправительственными организациями, средствами массовой информации и международными организациями. Принципами работы Омбудсмена являются гласность, объективность и беспристрастность.

       Данные принципы работы Омбудсмена органично закреплены в законодательстве Республики Казахстан - учреждение Омбудсмена соответствует Парижским Принципам о статусе национальных учреждений.

      В соответствии с законодательством, Омбудсмен назначается Президентом РК после консультаций с Комитетами Парламента РК. Данная процедура отображает высокий общественно-политический статус Омбудсмена в Республике Казахстан и обеспечивает участие и Президента РК, и Парламента РК в процедуре обсуждения и назначения Омбудсмена. Срок действия полномочий Омбудсмена зафиксирован в законодательстве и составляет пять лет, что рассматривается как одна из гарантий его независимости.

     Полномочия Омбудсмена могут быть досрочно прекращены только Президентом РК и только в случаях, зафиксированных в законодательстве. Например, в случаях проблем со здоровьем, влекущих неспособность исполнять должностные обязанности, потери гражданства РК, вступления в силу обвинительного приговора и некоторых других особо веских причин. Список условий для досрочного прекращения полномочий, зафиксированный в законодательстве, является исчерпывающим. Каких-либо других причин для досрочного прекращения полномочий не существует, что является залогом несменяемости Омбудсмена и твердой гарантией его независимости.

     В то же время, законодательство прямо устанавливает, что Омбудсмен независим и что всякое вмешательство в его деятельность запрещено. Омбудсмен неподотчетен кому бы то ни было, что также является гарантией независимости. Омбудсмен осуществляет свою деятельность с помощью Национального Центра по правам человека, который является рабочим органом Омбудсмена. Омбудсмен назначает Директора Центра и сотрудников и составляет Положение о Центре. Данный факт свидетельствует о широком характере административных полномочий Омбудсмена и подтверждает его высокий общественно-политический статус.

     Финансирование деятельности Омбудсмена осуществляется, согласно законодательству, из республиканского бюджета, что также является гарантией его независимости.

    Следует особо подчеркнуть факт того, что Омбудсмен неподотчетен кому бы то ни было и всякое вмешательство в его деятельность запрещено. Данная правовая норма находится в прямом соответствии с Парижскими принципами и международной практикой и является твердой гарантией независимости нового учреждения в Казахстане.

     Омбудсмен наделяется широкими полномочиями по защите и поощрению прав и свобод человека. Речь идет не только о правах и свободах граждан РК, но также и о правах и свободах иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся под юрисдикцией Республики Казахстан. В рамках своей деятельности, Омбудсмен вправе:

  • Начать расследование любого нарушения прав человека, совершенного государственными должностными лицами. Расследование может быть начато независимо от того, есть ли жалоба по факту нарушения или Омбудсмен сам узнал о данном нарушении. Таким образом, Омбудсмен вправе начать расследование по собственной инициативе.
  • Принимать меры по должному расследованию нарушений прав человека, например, встречаться в срочном порядке с государственными должностными лицами всех уровней, затребовать и получить всю необходимую информацию, свободно вступать в помещения любого государственного учреждения, в том числе военные части и места задержания.
  • Направить свои рекомендации государственным должностным лицам для восстановления нарушенных прав. Государственные должностные лица обязаны ответить в течение месяца относительно принятых мер.
  • Опубликовать в официальном порядке в средствах массовой информации свои заключения.
  • В случаях, когда Омбудсмен сочтет необходимым, обращаться напрямую к Президенту РК, Парламенту РК и Правительству РК.
  • Содействовать в развитии законодательной базы в Республике Казахстан и обеспечении ее соответствия международным стандартам.
  • Содействовать в развитии международного сотрудничества.
  • Поощрять и развивать поощрение в области прав человека путем разработки образовательных программ, информационных мероприятий и других форм деятельности.

     Таким образом, Омбудсмен вправе свободно рассматривать любой вопрос в пределах своей компетенции, брать свидетельские показания и затребовать и получать любую необходимую информацию, апеллировать к общественному мнению. В рамках своей деятельности, Омбудсмен также имеет право создавать экспертные советы и привлекать к работе специалистов, экспертов, а также организации (международные организации, неправительственные организации и другие).

Все вышеперечисленные  полномочия и способы деятельности Омбудсмена установлены законодательным  путем и являются гарантией его  действенной работы и объективной  оценки любого случая или ситуации, связанной прямо или косвенно с нарушениями прав и свобод человека.

   Широкий характер полномочий Омбудсмена, его независимость и неподотчетность, высокий общественно-политический статус, а также организационно-правовое и финансовое обеспечение его деятельности, закрепленные законодательным путем, являются залогом реального влияния Омбудсмена на улучшение ситуации по защите прав и свобод человека, а также развития международного сотрудничества в данной области. Еще раз следует подчеркнуть соответствие учреждения Омбудсмена Парижским Принципам о статусе национальных учреждений, чему придается особое значение.

     Первые годы функционирования учреждения Омбудсмена в Казахстане будут во многом решающими. Поскольку это совершенно новый институт, его эффективность будет оцениваться именно по практическим результатам работы. Данное учреждение должно добиться общественного признания в качестве действенного механизма защиты прав человека и доказать свою жизнеспособность. 
 
 
 

                         Международное сотрудничество

       Формой сотрудничества Уполномоченного по правам человека с международными организациями является работа в рамках совместных проектов. В настоящее время реализуются следующие проекты:

1. «Создание системы  омбудсмен по правам  ребенка в Казахстане»  (финансируется Европейским Союзом, реализуется в партнерстве с ЮНИСЕФ)

     Проект ориентирован на создание системы по рассмотрению жалоб о нарушении прав детей, а также проведение профессионального и качественного мониторинга соблюдения их прав в Казахстане учреждением омбудсмена, иными государственными органами, гражданским сектором. Деятельность проекта сфокусирована на анализе системы работы с жалобами, разработке, апробации и оценке моделей омбудсмена по правам ребенка в трех выбранных регионах. Кроме того, проект предусматривает создание ресурсных центров в Астане, Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях, которые будут заниматься мониторинговыми исследованиями в области соблюдения прав ребенка.

    Реализация проекта рассчитана на 16 месяцев. Проект является первой ступенью в создании казахстанской системы детского омбудсмена. Он предполагает широкую образовательную и просветительскую работу среди целевых групп (дети, родители, профессиональные группы, работающие с детьми), создание офисов детских омбудсменов в трех регионах страны, обучение специалистов.

    По проекту осуществлен сбор информации о нарушениях прав ребенка, определены пробелы в возможностях, ролях и ответственности правительства и неправительственных организаций в мониторинге и отчетности по правам ребенка.

2. «Деятельность по укреплению институционального развития потенциала с целью усиления системы убежища в Центральной Азии», (финансируется Европейским Союзом и УВКБ ООН)

   Проект направлен на анализ ситуации в области прав вынужденных мигрантов, беженцев и оралманов в Республике Казахстан на основе полномасштабного мониторинга соблюдения прав данной категории лиц в регионах Республики (в Карагандинской, Северо-Казахстанской, Павлодарской, Алматинской, Жамбылской и Западно-Казахстанской областях, в которых проживает наибольшее количество беженцев); объединение усилий правозащитных организаций, специализирующихся на вопросах защиты прав граждан; привлечение возможностей СМИ к процессу актуализации проблем возникающих при предоставлении статуса беженца и оралмана, а также проблем с незаконной миграцией.

    Проект рассчитан на 14 месяцев (до 31 декабря 2007 года). Итогом проекта должен стать Специализированный доклад Уполномоченного по правам человека «О соблюдении прав беженцев в Республике Казахстан», который будет направлен Президенту Республики Казахстан, в Парламент Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан.  
 
 
 
 
 
 

                                             Заключение

    Институт  омбудсмена является для Казахстана новым. Вместе с тем в мировой  практике он занимает важное место  в системе органов, осуществляющих наблюдение за деятельностью аппарата управления, эффективно защищающих права  личности. Его содержание и деятельность открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, между лицами, наделенными властью, и управляемыми

    В настоящее время институт омбудсмена считается важным фактором укрепления законности и правовой основы в деятельности исполнительной власти. В законодательстве разных странах он называется по-разному: омбудсмен, проведор, медиатор, олий, Уполномоченный и т.д. Обобщающее, почти общепринятое наименование этой должности, этого института – омбудсмен (или омбудсман).

    Для новых независимых государств учреждение и эффективная работа омбудсмена имеют значительный потенциал и  могут стать действенным инструментом, рычагом и катализатором демократизации. Максимальное использование такого потенциала должно способствовать не только формированию правозащитной  инфраструктуры, но и катализировать процессы реформирования государственной  службы, содействовать прямой и полной реализации прав и свобод граждан, сыграть  важную роль в предотвращении административной и политической коррупции, которая  является серьезным фактором нарушения  прав человека. При этом в условиях выхода проблем защиты прав человека за пределы внутринационального законодательства остро возникла необходимость изучения перспектив развития международно-правовых аспектов института омбудсмена. Политические, экономические предпосылки развития института омбудсмена обуславливают ныне важность и необходимость формирования и развития международно-правовых основ института омбудсмена.

    Создание  надлежащей международно-правовой основы (нормативного обеспечения) института  омбудсмена, наряду с другими средствами, является одним из условий, определяющих успешное продвижение Казахстана по пути строительства демократического государства. От качества международно-правового  обеспечения во многом зависит достижение поставленной Президентом Республики Казахстан стратегической задачей в ближайшие десять лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

    Сегодня в Казахстане наработана определенная практика международно-правовой регламентации  института омбудсмена, но с развитием  международно-правовых основ института  омбудсмена в государстве возникает  необходимость и их научно-практического  анализа.

    Состояние разработанности темы в Казахстане опыт использования института омбудсмена постепенно приобретается.

    В отношении международно-правового  статуса, определения понятия института  омбудсмена трудно сказать, что сегодня  международно-правовая наука Казахстана располагает фундаментальными общетеоретическими представлениями. Более того, не только в отечественной правовой науке, но и на международном уровне современная  правовая наука не имеет глубоко  проработанного учения об институте  омбудсмена. В международно-правовой практике также не выработан единый опыт формирования данного института. На уровне же международного законодательства с начала 90-х годов прошлого столетия ведется работа по определению и  закреплению в международных  документах единых мировых стандартов функционирования института омбудсмена. Данный институт до сих пор был  объектом научно-теоретического исследования в основном в отечественной науке  конституционного права, а в науке  международного права только в контексте  сравнительного анализа с зарубежными  институтами омбудсмена.  
 

Информация о работе Институт Омбудсмена в Казахстане