Институт президентства Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:46, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей контрольной работы:
поставлено поэтапный анализ становления института президентства;
дать качественную характеристику политической деятельности первого президента Р.К.
показать преимущества в президентской форме правления в Р.К.
описать политическую картину исторического хода событий в образовании суверенитета республики.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 36.76 Кб (Скачать)

Введение.

Крушение Советско-Социалистической республики и образование новых  независимых государств потребовали  формирования в них принципиально  иных политических систем. Важнейшее значение при этом имел вопрос о форме правления. Прежняя партийно-государственная система не была пригодна в условиях выхода бывших советских республик из пиитической изоляции и вхождения в мировое сообщество.

Преобразования, проведенные  на различных этапах десятилетнего  периода политической реформы в  Казахстане, сформировали сегодняшний  политико-государственный облик  нашей страны. Важной составляющей данных преобразований стало то, что  в рамках республиканской формы  правления за десятилетие суверенного  развития Казахстан совершил эволюцию от квазипарламентской республики в сторону президентской.

Целью моей контрольной работы:

  1. поставлено поэтапный анализ становления института президентства;
  2. дать качественную характеристику политической деятельности первого президента Р.К.
  3. показать преимущества в президентской форме правления в Р.К. 
  4. описать политическую картину исторического хода событий в образовании суверенитета республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и понятие института президентства.

Институт президентства  как интеграционный правовой институт, а цель определяет как согласование деятельности институтов государственной  власти.  То есть, институт президентства  – это властный институт, иными  словами совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, которые в равной степени  зависят как от конституционных  норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности президента, являясь своеобразным «прочтением» Конституции.

Десять лет назад в  соответствии с принятым Законом  Казахской ССР "Об учреждении поста  Президента Казахской ССР и внесении дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР" в Казахстане был учрежден институт президентства.

Конституция – это Основной орган страны, на котором зиждется наша государственность. Чтобы фундамент  государственности был прочным, нельзя подвергать ее частым изменениям и всяким экспериментам. Но не следует  также отказываться от ее совершенствования  в рамках политической модернизации страны.  

Конституция Казахстана гласила, что главой Казахской Советской  Социалистической Республики является Президент Казахской ССР избранный  сроком на шесть лет. Глава государства является гарантом соблюдения прав и свобод граждан территории республики, Конституции и законов Казахской ССР, принимал необходимые меры по охране суверенитета, безопасности, территориальной целостности республики, представлял Казахстан внутри страны и в международных отношениях, а также в Совете Федерации СССР.

Согласно Конституции  местом расположения    Резиденции Президента Казахской ССР определялась столица государства — город  Алма-Ата.

24 апреля 1990 года  в истории государства свершился  акт непреходящего значения, связанный  с избранием Верховным Советом  республики Президента Казахстана  – Нурсултана Абишевича Назарбаева.

В условиях разрастающегося  «парада суверенитетов» и отсутствия среди республик единых подходов к содержанию нового союзного договора, 25 октября 1990 года, по инициативе главы  государства,  высший законодательный  орган страны принял Декларацию о  государственном суверенитете Казахской  ССР, которая провозгласила:

  1. « … 1. Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных Республик и строит свои взаимоотношения с ними на договорной основе.

Казахская ССР  сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.

  1. Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению национальной государственности …».

С провозглашением  суверенитета главой государства в  первую очередь были предприняты  шаги по укреплению органов государственного управления страны.

20 ноября 1990 года  Президент Казахстана подписал  Закон «о совершенствовании структуры  государственной власти и управления  в казахской ССР и внесении  изменений и дополнений в Конституцию  Казахской ССР», согласно которому  было установлено, что президент  Казахской ССР является главой  высшей исполнительной и распорядительной  власти; был учрежден пост вице-президента  страны; упразднен Совет Министров  и образован Кабинет министров  Казахстана. Новым законом учреждались посты премьер-министра и государственных советников. Произошло объединение аппаратов главы государства и Совета Министров страны в единый аппарат президента и Кабинет Министров Казахской ССР. При президенте страны был образован консультативно-совещательный орган – Совет Республики.

В сложнейший период 1990 – 1991 годов, наполненный напряжением коллапсирующей социалистической экономики, поисков перспектив и путей развития уже распадающегося Советского Союза. Президент Казахской ССР Н.А. Назарбаев дважды назван «Человеком года».

Августовские  события в Москве показали, что  перспектив к Коммунистической партии, как оплота старой отжившей системы  нет и, в связи с этим, руководитель Казахстана осуществил тонкие и точные политические ходы, выведя Компартию  республики из структуры КПСС, а  затем и вовсе отказался от догматов коммунистической идеологии.

С целью консолидации всех сил казахстанского общества для  преодоления экономического и социального  кризиса, получения мандата доверия  всего народа для быстрого и необратимого продолжения начальных реформ глава государства принял четкое и мужественное решение провести всенародные выборы Президента Казахстана.

16 октября  1991 года глава государства подписал  Закон о выборах президента  Казахской ССР.

1 декабря  1991 года, после подведения итогов  напряженной предвыборной борьбы, Н.А. Назарбаев стал первым всенародно избранным Президентом, получив поддержку более 98% казахстанцев, принявших участие в голосовании.

Одним из первых важных актов главы государства  стало подписание, 10 декабря 1990 года, разработанного по его инициативе Закона «Об изменении наименования Казахской  Социалистической республики», которой  провозгласил Республику Казахстан.

Судьбоносным  для народов Казахстана стало  подписание Президентом Н.А. Назарбаевым 16 декабря 1991 год Конституционного закона Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» и провозглашение подлинного суверенитета нового независимого государства.

21 декабря 1991 года собравшихся в  столице Казахстана по инициативе  Н.А. Назарбаева руководители  бывших союзных республик  подписали в Алма-Атинскую декларацию, ставшую основополагающим документом нового объединения – Содружества Независимых Государств (СНГ).

Одним из самых ярких документов в истории  СНГ является программа «десять  простых шагов навстречу простым людям» и модель Евроазиатского союза.

Строительство новой государственности требовало  разработки принятия новых символов независимости и суверенитета Казахстана. И этот исторический факт обретения  новых государственных символов  свершился 4 июня 1992 года, когда главой государства были подписаны Законы Республики Казахстан «О Государственном  флаге Республики Казахстан», «О Государственном  гербе Республики Казахстан», «О Государственном  гимне Республики Казахстан».

Отправной точкой для осуществления  правовой реформы и создания новой  законодательной базы в стране получило принятие 28 января 1993 года Конституции  Казахстана переходного периода.

Решительные политические шаги. Предпринятые руководителем страны в этот период, позволили избежать «российского синдрома». Свидетельством этого является реформирование органов  представительной и исполнительной власти Казахстана, разделение полномочий центральных государственных  и  местных органов. Ликвидация таких  архаизмов коммунистического прошлого как советы народных депутатов. 10 декабря 1993 года был принят Закон Р.К. «О временном делегировании Президенту Р.К. и главам местных администраций дополнительных полномочий». Однако этого, в условиях быстро меняющегося мира, оказалось недостаточно. Избранный 7 марта 1994 года первый профессиональный парламент Казахстана оказался неготовым адекватно реагировать на стремительно развивающуюся ситуацию. Итоги выборов, в плане подсчета голосов, решением Конституционального суда страны от 10 марта 1995 года были признаны не легальными.      

25 марта 1995 года Ассамблея  народов Казахстана  - уникальный  общественный орган, созданный  по инициативе главы государства  в 1994 году для изучения и  учета интересов, а также всестороннего  и равноправного развития всех  народов страны, в целях сохранения  единства общества и недопущения  глубокой поляризации политической и социальной обстановки в стране, - приняла резолюцию о необходимости проведения республиканского референдума по продлению полномочий президента Республики Казахстан до 1 декабря 2000 года.

Итоги референдума, состоявшегося 29 апреля 1995 года —  продление срока  полномочий Президента Республики Казахстан.

Преодоление трудностей переходного  периода и второго этапа реформирования экономики и общества было невозможно без постоянного внимания к настроению народа, нуждалось в подтверждении  правильности действий и поддержке  выбранного курса, провозглашенного в  долгосрочной программе «Казахстан - 2030».

Таким подтверждением стали  первые альтернативные президентские  выборы в Казахстане, состоявшиеся 10 января 1999 года.

С участием Президента Н.А. Назарбаева более 300 раз решались важные вопросы  жизнедеятельности государства  на заседаниях Правительства Казахстана.

Становление Казахстана как  государства с сильной президентской  формой правления и деятельность Президента Н.А. Назарбаева как гаранта  подлинного демократической Конституции  страны позволили полностью ликвидировать  наследство тоталитаризма. В стране провозглашены и реализованы  такие демократические ценности как свобода слова и печати, вероисповедания, обеспечено равноправное развитие для всех народов страны. В республики, наряду с официальными средствами массовой информации, издаются частные газеты и журналы, осуществляется деятельность телерадиостанции и компании.             

 

 

 

 

          

        

     

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Этапы  становления института президентства  в Республики Казахстан.

Анализ становления и  укрепления президентской формы  правления в Казахстане можно  провести, опираясь на периодизацию. С  точки зрения трансформации формы  правления в Казахстане этапизация позволяет выявить определенный ряд закономерностей, характеризующих последовательный характер эволюции страны от квазипарламентской республики в сторону президентской. Анализ развития президентской формы правления, позволяет периодезировать эволюцию президентства на четыре основные этапа, на которых прослеживается его последовательная "институционализация" и "легитимизация", "централизация", "стабилизация" и косвенная "политизация". При этом на каждом из четырех этапов происходили важные законодательные преобразования, оказавшие решающее влияние на трансформацию формы правления в стране. Поэтому считаем целесообразным в рамках предлагаемой четырехэтапной модели становления института президентства в Казахстане более детально рассмотреть, прежде всего, те политико-правовые преобразования, которые сопровождали этот процесс.

Первому этапу (1990-1993 гг.) поочередно соответствовала квазипарламентская республика советского типа, а затем - "переходная" парламентская республика. Достаточно короткий промежуток времени, с декабря 1991 г. по октябрь 1993 г., Верховный Совет юридически выступал в качестве высшего органа власти и реально располагал возможностью оказывать влияние на законодательство, внутреннюю и внешнюю политику, контролировать Правительство.

Первый этап состоит из двух подэтапов, на протяжении которых произошла последовательная "институционализация" и "легитимизация" института президентства.

Временные рамки подэтапа "институционализации" президентской формы правления охватывают период с апреля 1990 г. по декабрь 1991 г.

Несмотря на то, что в  этот период Президент Республики Казахстан  был наделен широкими полномочиями в отношении Совета Министров (преобразованного указанным законом в Кабинет  Министров) и других институциональных  структур в системе исполнительной власти, Закон от 25 июня 1991 г. "О  Кабинете Министров Казахской ССР" все еще предусматривал двойную  подотчетность Кабинета Министров - Парламенту и Президенту. Однако значительные изменения, внесенные на этом подэтапе в президентскую форму правления, свидетельствовали о ее окончательной "институционализации" в Казахстане.

Информация о работе Институт президентства Республики Казахстан