Институт президентства Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:46, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей контрольной работы:
поставлено поэтапный анализ становления института президентства;
дать качественную характеристику политической деятельности первого президента Р.К.
показать преимущества в президентской форме правления в Р.К.
описать политическую картину исторического хода событий в образовании суверенитета республики.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 36.76 Кб (Скачать)

Подэтап "легитимации" института президентства охватил период с декабря 1991 г. по январь 1993 г.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета от 16 октября 1991 г. в  стране состоялись всенародные прямые выборы Президента Казахской ССР, в результате которых главой государства стал Н.А. Назарбаев. Тем самым президентская система была легитимизирована. Однако в Конституционном законе "О государственной независимости Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 г. были сохранены нормы о равных полномочиях Верховного Совета и Президента, а также о полномочиях последнего как главы государства и исполнительной власти. Таким образом, на подэтапе "легитимизации" института президентства произошло совмещение Президентом постов главы государства и исполнительной власти.

Второй этап (1993-1995 гг.) по всем формальным признакам можно  отнести к смешанной (полупрезидентской) форме правления, т.к. именно в этот период представительные органы Казахстана формально и фактически стали ограничиваться в своих властных полномочиях. Конституцией 1993 г. было установлено четкое подчинение Правительства Президенту, ставшему одновременно главой государства и лицом, возглавляющим единую систему исполнительной власти. Таким образом, в указанной Конституции не говорилось об установлении президентской формы правления, однако в ней все же были закреплены важные начала президентской республики. На этом этапе осуществилась "централизация" института президентства. В связи с роспуском в декабре 1993 г. Верховного Совета XII созыва, произошло некоторое уточнение формулировок, направленных на повышение статуса Президента. Представительный орган своим постановлением временно делегировал Президенту законодательные полномочия. Однако фактически Президенту были делегированы полномочия по принятию указов, имеющих не только силу обычных законов, но и конституционных законов. Данный вопрос напрямую касался усиления президентских полномочий, окончательно оформленных Конституцией 1995 г.

Третий этап (1995-2001 гг.) был  ознаменован принятием новой  Конституции 1995 г., которая окончательно установила в Казахстане президентскую  республику, со всеми вытекающими  отсюда политическими последствиями. Здесь важным стало то, что, согласно новой Конституции, Президент, не являясь  главой исполнительной власти, сохранил в отношении нее руководящую  роль. Более того, Президент получил  конституционные полномочия осуществлять согласование действий всех трех ветвей власти в стране. Данный этап, можно назвать периодом "стабилизации" института президентства в Казахстане. В связи с принятием новой Конституции 1995 г. был значительно повышен статус Президента. Согласно ее положениям, Президент не возглавляет исполнительную власть, но осуществляет арбитражные и церемониальные функции. На этом этапе институт президентства в Казахстане получил наиболее законченную и высшую форму, что свидетельствует о его определенной "стабилизации".

 Четвертый этап, который  берет свое начало (с конца 2001 г.) отмечается процесс некоторой политизации ситуации вокруг института президентства.

При этом необходимо отметить, что президентская форма правления  в Казахстане, строго говоря, не полностью  соответствует ее классическим примерам, сложившимся в ряде стран "старой демократии". Тем не менее представляется вполне очевидным, что сегодня власть в Казахстане принято олицетворять с президентской формой правления. Данный этап, с известной долей допущений можно назвать периодом "политизации" института президентства в Казахстане. Отчасти и косвенно этому способствовали те изменения, которые были внесены в избирательную систему Казахстана в 1998-1999 гг. В частности, введение в избирательное законодательство нормы о проведении выборов в Парламент по партийным спискам существенно "оживили" статус представительной ветви власти. Иными словами, в реальности был сделан первый шаг на пути приобретения Парламентом страны, помимо статуса законодательного органа, статуса "политического органа". Кроме того, все более активными становятся дискуссии по вопросу децентрализации государственной власти и выборности Акимов.

В данном этапе можно отметить принятие новой конституции Р.К. от 21.05.2007 года. В конституционном  законе о президенте Р.К. были внесены  изменения. Президент Р.К. избирается со сроком на 5 лет. На период осуществления своих полномочий Президент Республики не приостанавливает свою деятельность в политической партии. Статус и полномочия первого Президента Казахстана определяется Конституцией республики конституционным законом. 

     Развитие президентского правления будет сопровождаться в перспективе расширением процессов демократизации. В институциональном плане это означает усиление и расширение полномочий на всех уровнях представительной власти, возрастание роли политических партии, децентрализацию государственного управления и развитие местного самоуправления, укрепление независимости СМИ. В социально-культурном плане это означает преодоление апатии и аполитичности населении, повышение уровня его государственной и социальной идентичности, формирование гражданской политической культуры и расширение форм политического участия. Дальнейшее развитие указанных тенденций в среднесрочной перспективе может привести к тому, что форма правления в Казахстане будет характеризоваться наличием президентской власти с одновременным присутствием политически веской представительной власти, которая станет средоточием или своего рода эпицентром основных политических баталий. Это будет происходить на фоне общественных дискуссий по тем или иным вопросам политической реформы. Все это способно будет оказать определенное политическое влияние на развитие института президентства в Казахстане. Существование такой потенциальной возможности делает допустимым характеризовать нынешний период эволюции института президентства в качестве этапа его косвенной "политизации".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Можно сделать следующий  вывод, что особенности становления  и укрепления президентской власти в Казахстане свидетельствует о  том, что эта форма правления, с определенными в перспективе  модификациями, является наиболее приемлемой для нашей страны, что продиктовано следующими обстоятельствами.

Эволюция института президентства  в нашей стране, как уже отмечалось, прошла ряд закономерных этапов. В  результате становление и укрепление президентской формы правления  носили скорее естественный и адекватный характер складывающейся в стране ситуации.

Не вызывает сомнений положение  о том, что Казахстан, представляя  собой транзитное общество, испытывал  острый дефицит сильной, основанной на легитимности и вотуме доверия, полученном от всего населения, президентской  институции. Исходя из этого, можно  сказать, что становление и укрепление президентской формы правления  в Казахстане стало естественной реакцией на "внезапное" возникновение  в нашей стране новой формационной парадигмы. Это произошло потому, что с самого начала системных  преобразований необходимость в  проведении радикальных экономических  и политических реформ в общественной жизни породила стремление к утверждению  сильной и стабильной государственной  власти в лице выборного национального  лидера - Президента.

Эффективность функционирования президентской формы правления  в Казахстане заключается в том, что Президент Казахстана, находясь в пределах политико-конституционного поля, не является ее пассивным наблюдателем. Существующие конституционные нормы  в отношении Президента Казахстана свидетельствуют о том, что он является активным и авторитетным участником государственно-политических процессов.

Президентская власть в Казахстане олицетворяет не только силу государственной  власти и управления, но и, не в последнюю  очередь, ту базу, на которой происходит развитие механизмов саморегуляции ветвей власти, их органичное вплетение в структуру общественной жизни, в глубинные пласты социальной культуры, специфичной для казахстанского общества. В конечном счете в казахстанских условиях президентская форма правления является одной из коренных организационных предпосылок устойчивости всей политической системы страны.

Таким образом, принимая во внимание объективную стабилизирующую  и инициирующую роль института президентства  в поэтапном реформировании Казахстана, отметим, что дальнейшая эволюция самой  президентской формы правления, как и политического транзита в целом, во многом будет определяться факторами социально-экономического, социально-культурного, внутриполитического  и геополитического порядка, которые  складываются сегодня в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Калмырзова А.С.республиканской областной политический журнал «Мысль», №6  24.06. 2008 год,
  2. М.Б. Касымбеков «Становление института президентства в Республике Казахстан» - , Алматы, 2000 год.
  3. Е.П. Смагулов. Основы политологии. Учебное пособие, - Астана, 2001 год. 
  4. Казахстанская политическая энциклопедия. Алматы, 1998 год.
  5. Ю.И. Аверьянов, Энциклопедический словарь по политологии, 1993 год.
  6. Асылханова Г. О процессах политического развития Казахстана. Саясат №2 15.02. 2005 год.
  7. Сапаргалиев  Г., «Основной закон – основа государственности», «Казахстанская правда», №3 24.03.2005 год.
  8. Конституция Р.К. от 07.10.98 год  Раздел III «Президент».
  9. Конституция Р.К. от 21.05.07 год Раздел III «Президент».
  10. Б.Г. Аяган, М.Д. Шаймерденова «Новейшая история Казахстана» учебник 9 класс, Алматы, 2005 год.

 

 


Информация о работе Институт президентства Республики Казахстан