Институт Омбудсмена в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 18:07, реферат

Краткое описание

Формирования национальной правовой системы в соответствии с международными стандартами в области прав и свобод человека, происходящих изменений в правовой действительности, приобретают большое значение исследования в области прав и свобод человека, новых правовых явлений в этой сфере, в достаточной мере не подвергавшихся изучению. К числу таковых относится, в частности, институт омбудсмена.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. История создания института Омбудсмена в Казахстан………..……...5
2. Реализация Института Омбудсмена в Казахстане……….........…….12
3.Международное сотрудничество……………………..…………….....16
Заключение…………………………………………………….…………..18
Список использованной литературы…………………………………….20

Файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 38.40 Кб (Скачать)

                                                Содержание

 
Введение……………………………………………………………………3 
1.
История создания института Омбудсмена в Казахстан………..……...5

2. Реализация Института Омбудсмена в Казахстане……….........…….12

3.Международное сотрудничество……………………..…………….....16

Заключение…………………………………………………….…………..18

Список  использованной литературы…………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                                            Введение

    Формирования национальной правовой системы в соответствии с международными стандартами в области прав и свобод человека, происходящих изменений в правовой действительности, приобретают большое значение исследования в области прав и свобод человека, новых правовых явлений в этой сфере, в достаточной мере не подвергавшихся изучению. К числу таковых относится, в частности, институт омбудсмена.

    Мировое сообщество устанавливает высокие  стандарты по защите прав и свобод человека и гражданина. В Казахстане, с принятием Конституции в 1995 г. человек стал высшей социальной ценностью, ратифицированы основные международные  конвенции в области прав человека и тем самым Казахстан отказался  от приоритета интересов государства по отношению к интересам личности. Впервые в истории внутринационального законодательства нашей страны понятие «права человека» признано как самостоятельная правовая категория.

   Права человека принадлежат ему от рождения и неотчуждаемы. Как известно, это право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на достоинство, право на неприкосновенность частной и семейной жизни, неприкосновенность жилища. Человек сам определяет свою национальность, имеет право говорить на родном языке, обладает свободой совести и вероисповедания, имеет право на свободу мысли и свободу информации

    Как правило, выделяют личные, политические, социально-экономические права человека. Личные права человека - это право  на жизнь, на свободу мысли. Они абсолютны, их нельзя и невозможно ограничить. К политическим правам относятся  право на свободу шествий и  митингов, право избирать и быть избранным, право участвовать в  управлении делами государства, право  участвовать в общественных объединениях. Существуют еще социально-экономические права, к которым отнесены право на пенсию, социальное пособие, право частной собственности и его охрану, право на образование, научное и техническое творчество.

    В современный период повышения роли защиты прав и свобод человека, среди многообразия проблем прав человека одним из направлений развития мировой практики в связи с возрастанием проникновения государства в социальные сферы жизни общества, ростом административного аппарата стало международно-правовое обеспечение формирования правозащитных институтов по единым международным стандартам, в том числе и в Казахстане. При этом самостоятельное значение имеет формирование международно-правовых основ функционирования института омбудсмена, создание которого в нашей стране явилось важным шагом в углублении демократизации общества, создании дополнительных механизмов обеспечения соблюдения прав и свобод человека в соответствии с международными стандартами и положительно отмечено международными организациями.

Новый государственный институт - Уполномоченный по правам человека, который в международном  праве принято обозначать термином «омбудсмен» (или омбудсман) образован в Казахстане в 2002 году. 
 
 
 
 
 
 

         История создания института Омбудсмена в Казахстане

     Создание учреждения Омбудсмена в Казахстане явилось плодом многолетних продолжительных усилий по поощрению данного института, освещению его роли и международной практики, выявлению положительного воздействия на ситуацию с правами человека и изучению мирового опыта. Особо следует отметить роль международных организаций, таких как Программа Развития ООН, Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека, Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе и других, которые целенаправленно предпринимали все необходимые шаги для выработки законодательства об Омбудсмене в соответствии с международными стандартами и, в первую очередь, Парижскими Принципами о статусе национальных учреждений.

   Идея создания нового учреждения была поднята еще в 1995 г. Тогда, в январе 1995 г., группа казахстанских официальных лиц в составе Идрисова Е.А. – заведующего международным отделом Администрации Президента РК, Колпакова К.А. – заведующего секретариатом Председателя Верховного Совета РК, Байкадамова Б.К. – Секретаря Комиссии по правам человека при Президенте РК, участвовала в семинаре в Женеве совместно с Координатором системы ООН/Постоянным Представителем Программы Развития ООН в РК Найджелом Рингроузом и координатором программ ПРООН Тищенко Е.

     Эта группа в ходе переговоров в управлении Верховного Комиссара ООН по правам человека впервые подняла вопрос о возможности создания в Республике Казахстан института Омбудсмена.

    Однако тогда предстояла задача конкретизировать и наполнить эту идею содержанием. В этом отношении, особо показателен 1997 г., когда стали вырисовываться контуры планомерных действий по поощрению данного института в Казахстане. Ключевую роль в данном процессе играли Комиссия по правам человека при Президенте РК и Программа Развития ООН. Именно эти две организации, работая в тесном сотрудничестве, явились катализатором всего процесса. В 1997 г. были проведены обсуждения и круглые столы, рекомендовавшие создание национального учреждения по правам человека в Казахстане. В том же году, был подготовлен совместный проект Программы Развития ООН и Комиссии по правам человека при Президенте РК, направленный на укрепление потенциала Комиссии и содействие в деле развития национального учреждения по правам человека в Казахстане. Разработанный проект был всесторонне анализирован и после согласования подписан в 1998 г. со стороны Правительства Республики Казахстан, ПРООН и Комиссии.

       Начиная с 1998 г., в рамках проекта был организован ряд международных конференций и семинаров, миссии международных экспертов и наблюдателей, создавались совместные рабочие группы с представителями международных организаций и правительства и парламента Казахстана, а также с вовлечением НПО.

      Так, в июне 1998г. в г. Астане была проведена международная конференция по тематике прав человека. В сентябре 1999 г. такая же представительная международная конференция в стенах Парламента РК обсудила перспективы создания нового института в Казахстане. Ряд высокопоставленных должностных лиц государства предложили серьезно рассмотреть вопрос создания нового учреждения с учетом национальной специфики Казахстана. В ноябре 1999г. в г. Алматы состоялась международная конференция, посвященная национальным учреждениям по правам человека. В декабре 1999 г. спикер Сената Парламента РК призвал к созданию института Омбудсмена на круглом столе в Парламенте, посвященного годовщине Всеобщей Декларации прав человека.

На данных значительных мероприятиях, собравших высших должностных лиц государства и руководителей международных организаций, а также руководителей и представителей зарубежных учреждений по правам человека, сложилось общее понимание необходимости нового института в Казахстане. Этому способствовал и целый ряд других мероприятий в последующие годы, включая конференции, семинары, регулярные миссии международных экспертов и консультантов и работу Программы Развития ООН и Комиссии по правам человека при Президенте РК.

    За создание учреждения Омбудсмена в Казахстане с учетом национальной специфики выступали такие ведущие государственные деятели как Председатель Сената Парламента РК Байгельди О., Советник Президента РК Рогов И.И., Председатель Верховного Суда РК Нарикбаев М.С., Председатель Коллегии Верховного Суда РК Тасмагамбетов С.Д., а также признанные общественные деятели – Жовтис Е.А. и другие.

     Особо следует отметить роль Рогова И.И., который не только ратовал за введение прогрессивного учреждения в Казахстане, но и помогал ценными юридическими советами и давал общую направленность всему законотворческому процессу.

    В работе конференций, семинаров и экспертных групп участвовали также международно-признанные эксперты, такие как Дин Готтерер, ведущий консультант ОБСЕ (в прошлом - Президент Ассоциации Омбудсменов США), Брайан Бурдекин, специальный советник Верховного Комиссара ООН по правам человека, Питер Хоскинг, ведущий консультант Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека (в прошлом - член Комиссии по правам человека Новой Зеландии), Сергей Сироткин, советник Регионального Бюро Программы Развития ООН.

    Огромную роль в процессе продвижения идеи создания института Омбудсмена в Казахстане, а также разработки конкретных предложений и формулировок сыграли Абдильдин Ж.М., Председатель Комиссии по правам человека при Президенте РК, Байкадамов Б.К., Секретарь Комиссии по правам человека при Президенте РК, Герберт Берсток, Координатор Системы ООН/Постоянный Представитель Программы Развития ООН в РК.

    В феврале 2000г., распоряжением Руководителя Администрации Президента РК Калмурзаева С.С. была образована рабочая группа в целях подготовки проекта Закона РК «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан (омбудсмене)». В рабочую группу вошли видные представители Администрации Президента РК, Парламента РК и других учреждений, такие как Абдильдин Ж.М. – Председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности Сената Парламента РК, Председатель Комиссии по правам человека при Президенте РК, Байкадамов Б.К. – Секретарь Комиссии по правам человека при Президенте РК; Белоруков Н.В. – заместитель заведующего Государственно-правовым отделом Администрации Президента РК, Котлов А.Н. - Вице-Министр юстиции РК, Журсимбаев С.К. – начальник департамента внутренней администрации Генеральной Прокуратуры РК, Мукашев Р.Ж. – депутат Мажилиса Парламента РК, Нурпеисов Е.К. – советник Председателя Сената Парламента РК, Федотова З.Л. - советник Председателя Сената Парламента РК.

    Рабочая группа проделала большой объем работы и подготовила законопроект. Этот процесс проходил в тесном сотрудничестве с Программой Развития ООН, Управлением Верховного Комиссара ООН по правам человека, другими международными организациями и экспертами. Впоследствии, законопроект подвергся анализу в министерствах и ведомствах РК и скрупулезному рассмотрению его отдельных положений. Конечно же, законопроект о совершенно новом учреждении вызывал массу вопросов. И хотя высшие должностные лица государства призвали к созданию нового учреждения, но оставалось много нерешенных практических вопросов. Например, вопрос о статусе Омбудсмена и его полномочиях. В разных странах Омбудсмен имеет разный статус и полномочия – например, в скандинавских странах Омбудсмен является одним из высших должностных лиц государства и имеет широчайший спектр полномочий вплоть до возбуждения уголовного преследования. Но там – в Швеции, Финляндии – Омбудсмен существует достаточно долго и имеет исторические корни и традиции, которые стали частью правовой культуры и государственной системы. В Казахстане об этом говорить пока не приходится. Соответственно в обсуждениях предлагалось уподобить казахстанскую модель Омбудсмена тем странам, где Омбудсмен осуществляет сугубо рекомендательные функции.

    Конечно же, классическая модель Омбудсмена, наиболее распространенная в мире – это учреждение, наделенное правом проводить проверки по фактам нарушений прав человека и затем выносить официальные рекомендации по устранению последних. Но какими властными полномочиями закрепить право Омбудсмена следить за должным выполнением своих рекомендаций? Это открытый вопрос и поныне – и не только в Казахстане. Во многих странах существует определенное неприятие и сопротивление рекомендациям Омбудсменов. В таких условиях трудно добиваться конкретных результатов, если только Омбудсмен не наделен соответствующими властными полномочиями. Но государственные органы, и прежде всего правоохранительные органы, обычно выступают против того, чтобы Омбудсмен был наделен властными полномочиями. Делается ссылка на то, что суд является основной инстанцией по решению дел о нарушениях прав человека, что прокуратура является надзорной инстанцией, осуществляющей надзор за законностью и пресекающей нарушения прав человека, и Омбудсмену в этой системе места не находится. Подобные аргументы имели место и в Казахстане и в определенной степени замедляли прогресс на пути создания нового учреждения.

      По этой причине, в 2001-2002 гг. подготовленный Рабочей группой законопроект претерпевал изменения и подвергался сомнению в разных инстанциях. Делались замечания по поводу компетенции Омбудсмена, его статуса и полномочий, организационно правового обеспечения ег работы и много других замечаний. Разработчики законопроекта добились на этом этапе определенных успехов и отстояли важнейшие положения о полномочиях и статусе Омбудсмена. В 2002 г., вопрос о введении нового института актуализировался, и благодаря усилиям разработчиков законопроекта и их тесному сотрудничеству с международными организациями, вошел в повестку дня важнейших вопросов, стоящих перед государством. Ведь учреждение Омбудсмена – это в определенной степени и лицо государства – показатель степени его цивилизованности, индикатор того, как государство относится к проблеме защиты прав своих граждан. На протяжении 2002 г., Министр иностранных дел РК - Государственный Секретарь РК Токаев К. несколько раз подчеркивал важность данного вопроса. В частности, в Женеве в ходе 58-ой сессии Комиссии ООН по правам человека, Токаев К.К. объявил о намерении создать данное учреждение в Казахстане.

Информация о работе Институт Омбудсмена в Казахстане