Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:31, реферат
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрытие понятия «Институт права»
2) Рассмотреть классификацию правовых институтов
3) Рассмотреть примеры правовых институтов в разных областях права
Введение
Институт права и его понятие …………………………………….. 3
Классификация правовых институтов ……………………………. 4
Примеры правовых институтов …………………………………… 7
Заключение ………………………………………………………… 21
Список литературы …………………………………………………
Содержание:
Введение
Представленная работа посвящена теме: «Институт права». Вопросам исследования посвящено много работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Институт права». Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Институт права» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрытие понятия «Институт права»
2) Рассмотреть
классификацию правовых
3) Рассмотреть
примеры правовых институтов в разных
областях права
1. Институт
права и его понятие
Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма - "исходный" элемент, "живая" клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность (С.С. Алексеев).
Институт права является одним из основных структурных элементов системы права, его «составной частью, блоком, звеном».. При этом институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права. Таким образом, институты права в иерархии структурных элементов системы права занимают второй уровень: они состоят из норм права; при этом они сами являются составным элементом отраслей права.
Характерно, что относительную самостоятельность (автономию) и устойчивость функционирования нормы в составе института приобретают в силу того, что регулируют типичные (т.е. сходные) общественные отношения. В отличие от отраслей права, институт права объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида.
Правовые
институты со временем могут перерастать
в самостоятельные подотрасли и отрасли, что обусловлено
рядом объективных и субъективных причин.
К объективным причинам можно отнести
материальные, социальные и иные условия
жизни общества, определяющие процесс
возникновения и существования системы
права и объективную необходимость её
слаженного и эффективного функционирования
(например, развитие отдельных видов общественных
отношений, повышение их значения). К субъективным —
деятельность законодателя. Правовые
институты призваны регламентировать
отдельные участки, фрагменты, стороны
общественной жизни. Институт - составная
часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли
их множество. Они обладают относительной
автономией, так как касаются в известной
мере самостоятельных вопросов. Термин
"институт" часто употребляется в
литературе и печати в неопределенно широком
смысле: говорят, например, о социальных,
политических, общественных институтах,
институтах демократии, парламентаризма,
подразумевая под этим весьма разнородные
и аморфные явления. В данном же случае
это понятие берется в сугубо юридическом
его значении - как конкретное нормативное
установление государства, закона, т.е.
как правовой институт.
2.
Классификация правовых
институтов.
Правовой институт — первичное самостоятельное структурное подразделение отрасли. Правовые нормы образуют отрасль не непосредственно, а через институты. Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из правовых институтов.
Система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:
Прежде всего,
институты делятся по отраслям права на
гражданские, уголовные, административные,
финансовые и т.д. Сколько отраслей - столько
соответствующих групп институтов. Отраслевая
принадлежность правовых институтов -
наиболее общий критерий их дифференциации.
По этому же признаку они подразделяются
на материальные и процессуальные. Далее
институты классифицируются на отраслевые
и межотраслевые (или смешанные), простые
и сложные (или комплексные), регулятивные,
охранительные и учредительные (закрепительные).
Институты права можно классифицировать
по характеру предписаний,
содержащихся в них, на следующие виды:
правоохранительные, функциональные,
общие. Правоохранительные институты
состоят из юридических норм, направленных
на обеспечение законности, правопорядка,
прав и свобод граждан.. Функциональные
институты охватывают нормы права, регулирующие
процедуры, порядок решения вопросов,
имеющих правовой характер. Таким, например,
является институт искового производства
в Гражданско-процессуальном кодексе
РФ. Общие институты права содержат нормы
права, закрепляющие принципы, общие положения.
Примером такого института является раздел
I Гражданского кодекса РФ «Общие положения».Внутриотраслевой
институт состоит из норм одной отрасли
права, а межотраслевой - из норм двух и
более отраслей. Например, институт государственной
собственности, институт опеки и попечительства.
Простой институт, как правило, небольшой
и не содержит в себе никаких других подразделений.
Сложный или комплексный, будучи относительно
крупным, имеет в своем составе более мелкие
самостоятельные образования, называемые
субинститутами. Например, институт поставки
в гражданском праве включает институт
штрафа, неустойки, ответственности. Регулятивные
институты направлены на регулирование
соответствующих отношений; охранительные
- на их охрану, защиту (типичны для уголовного
права); учредительные - закрепляют, учреждают,
определяют положение (статус) тех или
иных органов, организаций, должностных
лиц, а также граждан (характерны для государственного
и административного права).
3. Примеры правовых институтов
3.1 Институты, входящие в состав гражданского права
1) Институт «купли-продажи»:
Гражданский кодекс РФ устанавливает правила реализации товаров (продукции, услуг, работ, производимых предприятием) по договору купли-продажи. Правовой институт купли-продажи положен в основу правового регулирования торгового оборота производственных активов. Институт купли-продажи охватывает отношения, связанные с продажей недвижимости и продажей предприятия, осуществляемой в хозяйственной деятельности в порядке управления производственными активами. Общие положения Гражданского кодекса, посвященные купле-продаже, должны применяться, кроме того, к купле-продаже имущественных прав, результатов интеллектуальной деятельности, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания и иных средств индивидуализации гражданина или юридического лица, выполняемых ими работ или услуг, если иное не вытекает из содержания или характера соответствующих прав или существа объекта гражданских прав.
2) Институт «найма жилого помещения»:
Договор найма жилого помещения (наем жилья) является основным институтом жилищного законодательства, договор найма регулируется ГК РФ. Жилищное законодательство необходимо для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, беспрепятственного осуществления жилищных прав граждан. Основным институтом жилищного законодательства, без преувеличения, является договор найма жилого помещения.
Договор найма жилого помещения - договор, по которому одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нём. (п.1 ст.671 ГК РФ). Как следует из определения, договор найма жилого помещения является взаимным, возмездным и консенсуальным.
Права и обязанности участников данной сделки регулируются гл. 35 ГК РФ и актами ЖК РФ. Не претендуя на исчерпывающее регулирование социального и коммерческого найма жилых помещений, гл. 35 ГК РФ в первую очередь направлена на регламентацию отношений, связанных с коммерческим наймом.
3) Институт «наследования»:
В теории гражданского права одним из древнейших является институт наследственного права, упоминания о котором встречаются в самых первых письменных источниках: глиняных табличках Шумера, египетских иероглифах и т.д. В привычном нам виде основные понятия наследственного права появились в римском праве; позднее они были воспроизведены (рецепированы) гражданским правом новых народов и до сих пор лежат в основе наследственного права большинства современных цивилизованных правовых систем. Право наследования гарантируется частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации и подробно регламентируется гражданским законодательством. Под наследованием подразумевается переход в установленном законом порядке имущественных и некоторых личных неимущественных прав и обязанностей умершего лица - наследодателя к одному или нескольким лицам. Оно включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, завещать его любым гражданам, государственным и муниципальным образованиям, так и право лиц, призываемых к наследованию, на получение наследственного имущества.
4) Институт сделки:
Осуществляя
предпринимательскую деятельность, юридические
лица и индивидуальные предприниматели
заключают различные хозяйственные договоры,
т. е. совершают сделки (п.1 ст.154 ГК РФ). Под
сделкой понимаются действия граждан
и юридических лиц, направленные на установление,
изменение или прекращение гражданских
прав и обязанностей (ст.153 ГК РФ). Сделка
представляет собой действие субъекта
гражданских правоотношений, направленное
на установление, изменение, прекращение
гражданских прав и обязанностей (ст.153
ГК РФ, определяя сделку, упоминает только
граждан и юридические лица, тем не менее
публично-правовые образования, участвуя
в гражданском обороте, также заключают
сделки).
Определение сделки, содержащееся в действующем
Гражданском кодексе, очень напоминает
определения ранее действовавших актов.
Так, ст.26 ГК РСФСР 1922 г. называла сделками
действия, направленные на установление,
изменение или прекращение гражданских
правоотношений; ст.14 Основ гражданского
законодательства Союза ССР и союзных
республик 1961 г. дополняло это определение
указанием на субъектов: "действия граждан
и организаций", что было воспроизведено
и в ст.41 ГК РСФСР 1964 г. Логичен вывод: законодательство
воспринимает отношение к сделкам, существовавшее
в российском дореволюционном праве. Д.И.
Мейер понимал под юридической сделкой
"всякое юридическое действие, направленное
к изменению существующих юридических
отношений". Он отмечал, что для сделки
существенны два условия: "1) чтобы юридическое
действие произвело изменения в существующих
юридических отношениях: изменение может
состоять в установлении какого-либо права,
прежде не существовавшего, или в переходе
права от одного лица к другому, или в прекращении
права; 2) чтобы юридическое действие было
направлено к изменению существующих
юридических отношений, предпринято с
целью произвести это изменение; а действие,
не направленное к тому, не подходит под
определение сделки, например, сюда не
подходит нарушение права, хотя оно и составляет
юридическое действие и производит изменение
в существующих юридических отношениях:
цель нарушения права иная, а потому и
существо сделки отлично от юридического
действия, составляющего нарушение права".
Сделками признаются действия граждан
и юридических лиц, направленные на установление,
изменение или прекращение гражданских
прав и обязанностей (ст 153 ГК)
Сделки — акты осознанных, целенаправленных,
волевых действий физических и юридических
лиц, совершая которые они стремятся к
достижению определенных правовых последствий.
Это обнаруживается даже при совершении
массовидных, обыденных действий Например,
предоставление денег взаймы влечет за
собой возникновение у лица, давшего взаймы
(заимодавца), права требовать возврата
займа, а у лица, взявшего взаймы (заемщика),
— обязанности возвратить деньги или
вещи, взятые взаймы.
Сущность сделки составляют воля и волеизъявление
сторон. Воля — детерминированное и мотивированное
желание лица достичь поставленной цели.
Воля есть процесс психического регулирования
поведения субъектов. Содержание воли
субъектов сделки формируется под влиянием
социально-экономических факторов: лица,
осуществляющие предпринимательскую
деятельность, заключают сделки, чтобы
обеспечить изготовление и сбыт товаров,
оказание услуг с целью получения прибыли;
граждане посредством совершения сделок
удовлетворяют материальные и духовные
потребности.
3.2 Институты, входящие в трудовое право
1) Институт материальной ответственности:
Материальная ответственность – это юридическая обязанность одной из
сторон трудовых отношений возместить ущерб, причиненный противоправными виновными действиями другой стороне в размере и порядке предусмотренным законом.
Институт материальной ответственности является самостоятельным в системе отрасли трудового плана. Он включает в себя нормы: регулирующие
материальную ответственность работодателя перед работником за материальный ущерб причиненный последнему в результате:
- нарушения его трудовых прав
- необходимости сохранения имущества работника.
Таким образом
нормы института материальной ответственности
гарантируют каждой из сторон трудовых
отношений исполнение обязанностей
закрепленных в ст.21-22 ТК РФ, по возмещению
ущерба другой стороне.
2) Институт пенсионного права:
В нашей стране
сложился важнейший процессуальный
институт пенсионного права –
представление к назначению пенсии.
Формирование указанного института
прошло ряд стадий вплоть до его
законодательного закрепления. Однако
в настоящее время в Российской
Федерации по ряду причин на федеральном
уровне отсутствуют нормативные документы,
обязывающие организации представлять
своих работников или членов их семей
(в случае смерти кормильца) к назначению
пенсий. Наоборот, положения Закона Российской
Федерации “О государственных пенсиях
в Российской Федерации” (ст. ст. 6, 117–119,
121), на первый взгляд, дают все основания
полагать, что за назначением пенсии в
соответствующие государственные и муниципальные
органы должны обращаться сами граждане.
При этом следует иметь в виду, что представление
организациями своих работников (членов
их семей) к назначению пенсии само по
себе не является самоцелью или чей-то
прихотью. В условиях тесного взаимодействия
органов, назначающих пенсии, и организаций
такая практика имеет важное значение
для реализации прав граждан на пенсионное
обеспечение (своевременность назначения
пенсий, определение более выгодных условий
пенсионного обеспечения и т. д.), в упорядочении
работы по назначению пенсий на льготных
условиях в связи с работой в тяжелых и
вредных условиях труда (заблаговременная
проверка права на такие пенсии, своевременный
сбор необходимых документов, подтверждающих
право на льготные пенсии, и т. д.), а также
служит дополнительным фактором привлечения
и закрепления трудовых ресурсов в соответствующих
организациях, что немаловажно для их
нормальной производственной деятельности.