Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:20, реферат
Целью реферата является исследование информационной политики Российской Федерации, изучение её тенденций и проблем развития.
Для осуществления цели работы, передо мной стояли следующие задачи:
определение основных целей, а также тенденций и перспектив развития ГИП;
выделение ключевых элементов в информационной политике;
выявление роли СМИ в информационной политике;
рассмотрение путей использования ГИП для налаживания эффективных взаимоотношений России с другими странами.
Введение………………………………………………………………………3
Определение и содержание информационной политики РФ……………...4
СМИ как объект и субъект информационной политики России………….7
Концепция государственной информационной политики. Основные проблемы развития ГИП ………..........................................................................11
Оценка предпринимаемых усилий ………………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………….22
Реферат
по дисциплине:
управление общественными отношениями
на тему: «Информационная политика
РФ – проблемы и тенденции развития»
Содержание
Введение…………………………………………………
Определение и содержание информационной политики РФ……………...4
СМИ как объект и субъект информационной политики России………….7
Концепция
государственной информационной политики.
Основные проблемы развития ГИП ………...........................
Оценка предпринимаемых усилий ………………………………………...16
Заключение……………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Сегодня мир делится на информационно богатые и информационно бедные страны. Первые развиваются, совершенствуются, процветают и правят, у вторых все эволюционные процессы происходят значительно медленнее, они вынуждены зависеть и подчиняться воле более успешных государств.
Поэтому, на сегодняшний день, во многих странах очень популярным является вопрос об информатизации. Это означает не только обогащение в технической и информационной сферах, но и построение единого информационного пространства, а также создание информационного общества.
Следовательно, для того чтобы Россия стала информационно богатой, необходимо создание единого информационного пространства на территории нашей страны, формирование информационного общества и, соответственно, проведение грамотной государственной информационной политики (ГИП).
Ее формирование и реализация на современном этапе доктринально и насущно выдвигаются на передний план политики российского государства, что и обуславливает актуальность данной темы.
Целью реферата является исследование информационной политики Российской Федерации, изучение её тенденций и проблем развития.
Для осуществления цели работы, передо мной стояли следующие задачи:
Определение и содержание информационной политики РФ
Политика – это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государственным устройством, социальными институтами, действие которых ведется в соответствии с законом и призвано гарантировать жизнеспособность граждан, сообществ людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.
Государственная информационная политика – это комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации.
В широком смысле – это «особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями».
Различают два аспекта государственной информационной политики:
Объектами
информационной политики являются печатные средства массовой информации (газеты, журналы, книгоиздание),
а также электронные средства массовой
информации (телевидение, радио, Интернет)
Информационную политику можно рассматривать как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей: субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах.
Для России проведение грамотной государственной информационной политики означает:
- развитие гражданского общества;
- обеспечение конструктивного диалога между государством и СМИ и властью и обществом;
- признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав;
- ориентацию главных компонентов информационного пространства на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство и распространение информации;
- повышение доверия общества к власти;
- налаживание эффективных взаимоотношений России с другими странами.
9 сентября 2000г. президентом РФ была утверждена "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации", подчеркивающая необходимость проведения ГИП, в основе которой должен лежать национальный интерес России. Это значит, что в нашем обществе, где функционирует огромное множество СМИ, проповедующие самые разные политические, культурные и ценностные ориентации, государство должно задать некий вектор единого движения, то есть проводить ГИП, отражающая интересы и потребности всего общества в целом.
В связи с этим, информационная политика должна быть направлена на реализацию национальных интересов России в информационной сфере 6:
1. соблюдение конституционных прав и свобод в области получения и пользования информацией, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны;
2. информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по политическим и социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;
3. развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
4.
защита информационных
Для эффективной реализации ГИП, естественно, должны быть в полной мере привлечены СМИ - так как это один из важнейших источников и каналов передачи информации. В рамках ГИП деятельность средств массовой информации должна быть направлена на консолидацию общества. Но для оправдания всех надежд, возложенных на ГИП, необходимо разработать ее научную базу, усовершенствовать законодательство в сфере информации и информатизации и создать специальный орган, ответственный за единую государственную информационную политику.
Безусловно,
осуществление ГИП должно являться
приоритетной задачей нашего государства,
поскольку она является важнейшей
составной частью внешней и внутренней
политики Российской Федерации.
СМИ как объект и субъект государственной информационной политики России
Для того чтобы определиться, какие перспективы ожидают ГИП, необходимо разобраться в ситуации со СМИ.
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день СМИ и средства массовой коммуникации (СМК) обладают огромной властью. Эта сила проявляется не в давлении на государственные органы, принимающие решения, а в умении властвовать над обществом, формировать, строить общественное мнение, политический настрой граждан, ориентации и восприятия.
СМИ все больше становятся основной (едва ли не единственной) средой политической коммуникации. Последнюю мысль в свое время довольно-таки хорошо пояснил Сергей Доренко в интервью "Эхо Москвы". На вопрос, почему власть стремится взять под контроль телевидение, он говорит: "Они [власть] - лазерное шоу, их не существует. Их генерирует телевизор. Если выключить телевизор, их не станет. Вот почему они боятся. Они - телепродукт. Если выключить телевизор, его уже нет. В этом проблема. А любой продукт стремится контролировать источник, который его воспроизводит, потому что он боится, что его выключат. Поэтому он должен контролировать телевидение, чтобы существовать. Тогда он сам себя генерирует".
Термин "медиатизация политики" ввел И.И. Засурский: "это такой процесс, при котором политическая жизнь, перемещается в символическое пространство средств массовой информации"14. По его мнению, для понимания важности режима работы массовых средств информации в качестве закона публичной политики необходимо сосредоточиться на анализе внутренних технологий сбора и осмысления информации в масс-медиа.
Особое внимание в связи с этим следует обратить на анализ тематики сообщений, транслируемых СМИ. Как правило, формирование повестки дня рассматривают в контексте политических новостей. Новость сама по себе становится объектом борьбы, которая направлена на то, чтобы определить, что является общественно важным, а что не заслуживает такого внимания. "Причем в данном случае борьбу нельзя понимать как рациональные практики, в том смысле, что агенты хорошо представляют себе, кому выгоден тот или иной информационный повод". Сегодня в этой борьбе начинают доминировать сами средства массовой информации, так как они имеют собственные представления на сей счет, которые тоже являются ставками в этой борьбе. По крайней мере, именно журналисты, репортеры, комментаторы хорошо "знают", что такое "новостное" сообщение. "Следствием этой ситуации становится навязывание политикам определенных правил, с которыми приходится считаться. Собственно говоря, это и есть один из эффектов медиатизации политики. Более того, именно в этом контексте следует понимать власть прессы, а не в каком то другом смысле".
Процесс медиатизации политики можно охарактеризовать так: политике придается все большая публичность, которая расширяет свою экспансию. Политики сдают один рубеж за другим. Например, частная сфера, становясь публичной, становится одновременно политической. Тот, кто пытается удерживаться в рамках ограниченной публичности тут же начинает сдавать свои позиции в политической борьбе. Правило, которое вывела Ноэль-Нойман "тот, кто не находит своего мнения в массовой коммуникации, тот безмолвствует", для политиков следует перефразировать: тот, кто не присутствует в массовой коммуникации (или тот, кто не слишком публичен), того нет в поле политики. Конечно, здесь несколько гиперболизирована роль массовой коммуникации в политическом процессе, так как, политика вовсе не сводится к публичной политике (но публичная политика все время захватывает новые пространства корпоративной, "подковерной" борьбы). Однако, важно другое: "отмеченные тенденции приобретают самостоятельный характер, что придает политическому процессу неуправляемый характер, по крайней мере, в том смысле, что поле политики перестает быть самодостаточным и самовоспроизводящимся по внутренним правилам".
Информация о работе Информационная политика РФ – проблемы и тенденции развития