Государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Государство и право в современном мире выступают объектом всесторонних научных поисков и исследований. Для юриспруденции вопросы, связанные с понятием и сущностью государства и права, являются основными, предметными. Вопрос о понятии государства и права являются столь сложными и древними как само право и государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства- с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней. Еще в 1882 г. известный английский юрист Ф.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

2.2 Воздействие  права на государство.

     Не  менее существенно и многообразно обратное влияние, воздействие права на государство. Право прежде всего легализует и конституирует государственную деятельность, определяет ее общие границы (пределы), дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью (законностью) этой деятельности, ее соответствие международным стандартам.

     Вообще  понятие «воздействие», представляет собой систему действий, имеющих  целью повлиять на что-либо[14.,108], добиться необходимого результата. Иными словами воздействие – это влияние. Воздействие нацелено на изменение чего-либо, на подталкивание объекта в нужную сторону. «Воздействие» представляет собой широкую категорию, соответственно, «правовое воздействие» также является  широким понятием, характеризующим все направления и формы влияния права на общественные отношения. Правовое воздействие – это процесс влияния права на общественные отношения, государство, влекущий определенные последствия (изменения), преимущественно положительного характера, заключающий в себе все возможные инструменты – юридические нормы, правосознание, правореализация, правоприменение, правовая культура, законность, охрана правопорядка и др.). Т.е правовое воздействие – это любое влияние права на поведение людей, на социальные отношения, на государство в целом, производимое всеми доступными средствами.

     Право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.

     С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статус и компетенция различных  органов и должностных лиц, принцип разделения властей, оформляются необходимые институты. Государство создает право и для регламентации собственной деятельности.

     Посредством права осуществляются задачи и функции  государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяется и закрепляется общественный строй, положение личности в обществе. Собственно, вся основная государственная "работа" должна протекать и протекает в правовом режиме, в юридических формах, процедурах.

     В юридической литературе отмечаются два главных направления воздействия права на государство: на внутреннюю организацию государства; на деятельность государства.

     Первое  направление характеризуется тем, что право оформляет структуру  государства, взаимодействие между  элементами его механизма. Право создает также гарантии против концентрации государственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами, а в федерации - разграничивает предметы ведения между центром и субъектами федерации. Иначе говоря, право упорядочивает внутрисистемные связи и отношения в государстве.

     Второе  направление проявляется в том, что право воздействует на государство  при его отношениях с населением, отдельным человеком. Право определяет пределы воздействия государства  на личность, ее права и обязанности, правовые гарантии со стороны государства. Одновременно право придает деятельности государства легальный характер, вводит его деятельность в юридические рамки, определяет пределы государственного вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения государственного принуждения.

     Современное государство не может существовать вне права. Чем точнее право отражает объективные потребности общественного  развития, тем в большей мере оно  связывает государство.

     Воздействие государства на право выражается, в частности, в юридической политике. Под юридической политикой понимаются основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практические пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан правовой культуры, способности использовать правовые средства для осуществления своих интересов (проф. В.И. Гойман).[4.,127]

     Юридическая политика выражает цели и задачи государства  в сфере правотворчества и  реализации права, обеспечения законности и правопорядка, в сфере правового  обучения и профессионального юридического образования. Юридическая политика служит основой для правовых реформ и различных преобразований в юридической сфере.

     Анализируя  связь государства и права, следует  иметь в виду, что право относительно самостоятельно по отношению к государству, так же как и государство относительно самостоятельно в отношении права. Это подтверждает, в частности, тот факт, что законодательство государства не всегда соответствует праву. Кроме того, каждое из этих явлений имеет собственные закономерности развития, но они не могут существовать друг без друга и оказывают взаимное влияние

     Таким образом, между государством и правом существуют сложные и многосторонние диалектические взаимосвязи и взаимопроникновения, которые необходимо учитывать как  при теоретическом осмыслении данных институтов, так и в реальном процессе проводимых в стране демократических преобразований, в том числе в государственно-правовой сфере. Без такого учета вряд ли можно построить в России полноценное гражданское общество, обеспечить в нем стабильность, порядок, законность.

     Как видно их отношения не всегда складываются гладко, между государством и правом могут быть противоречия, коллизии, расхождения (в целях, методах, устремлениях) в этом отчасти и заключаются проблемы взаимодействия государства и права. Помимо прочих причин это объясняется тем, что государство и право, будучи тесно связанными, в то же время в некотором роде - "антиподы", их позиции не во всем совпадают. Власть имеет тенденцию к неограниченности, выходу из-под контроля, она тяготится всякой внешней зависимостью, а право стремится "поставить ее на место", ввести в юридические рамки. "Право существует и развивается в известном противоборстве с государством... оно - мощный антитоталитарный фактор" (С.С. Алексеев).[9.,32] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Правовое государство как идеальная модель взаимоотношения государства и права.

     Общественным  сознанием правовое государство  воспринимается как такой тип  государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через  него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

     В идее правового государства можно  выделить два главных аспекта:

     1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

     2) ограничение правом государственной  власти.

     В философском смысле свобода может  быть определена как способность  человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "не запрещенное законом дозволено".

     Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п.

     Права человека как главное звено правового  режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства  его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

     Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать  они могут только в одной "связке". Оба феномена имеют в своей  основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

     Именно  в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

     Правовые  ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.

     В условиях демократии право как бы "меняется местами" с государством - утверждается верховенство первого  и право возвышается над государством.

     Итак, правовое государство - это организация  политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

     Из  определения правового государства  можно выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:

     1) наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина (социальная сторона);

     2) наиболее последовательное связывание  посредством права политической  власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

     Первый  принцип нашел свое конституционное  закрепление в ст. 2 Конституции  РФ,[1.,6] где сказано, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности.

     Второй  принцип воплощается в жизнь  с использованием прежде всего следующих  способов и средств.

     1. Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека, т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы сдержек и противовесов, правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь. "Индивидуальные права представляют все одну общую черту: они ограничивают права государства. Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности" (А. Эсмен).

     Государство само себя никогда не ограничит, каким  бы совершенным оно ни было. Ограничить власть может только другая власть. Власть государства можно ограничить прежде всего правами человека, которые  выступают своеобразным проявлением  власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права. Здесь будет уместным воспроизвести слова немецкого юриста Р. Иеринга (1812 - 1892), который отмечал: "Кто защищает свое право, тот в узких пределах его защищает право вообще".[6.,323]

     В правовом государстве полномочия принимать  законы, исполнять их и вершить  правосудие должны быть распределены между различными государственными органами. Трем ветвям власти надлежит действовать самостоятельно и независимо, сдерживая и контролируя друг друга и одновременно сотрудничая во имя общей цели обеспечение прав человека.

     Еще выдающиеся мыслители древности  Аристотель, Эпикур, Полибий, писали об идее разделения властей. Однако формирование целостной доктрины связывают с  именами Джона Локка и особенно Шарля Монтескье, придавшего ей завершенный вид.

Информация о работе Государство