Государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Государство и право в современном мире выступают объектом всесторонних научных поисков и исследований. Для юриспруденции вопросы, связанные с понятием и сущностью государства и права, являются основными, предметными. Вопрос о понятии государства и права являются столь сложными и древними как само право и государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства- с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней. Еще в 1882 г. известный английский юрист Ф.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Первая  модель для России не подходит, вторая – выражает скорее желаемое, третья (также по своей сути либеральная) – ближе к нынешним реальностям.

     В свое время концепция правового  государства критиковалась у  нас за то, что она поднимала  право над государством, проповедовала "господство", "примат", "первенство" права. Считалось, что право не может на равных конкурировать с властью, так как выступает ее инструментом, средством, орудием и т.д. Особенно когда речь шла о "диктатуре пролетариата", которая представляла собой "ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на силу опирающуюся власть" (В.И. Ленин).[9.,41]

     В этих условиях праву не придавалось  сколько-нибудь самостоятельного значения, его всячески принижали, отодвигали на второй план. В лучшем случае в нем видели политико-идеологическую силу, орудие в руках господствующего класса. На этой почве укоренился и расцвел правовой нигилизм.

     Лишь  в середине 80-х гг. с выдвижением  идеи правового государства и  признанием таких его принципов, как верховенство закона, уважение к праву, положение стало меняться. Но скорее в теории, а не на практике. В праве начали усматривать не только один из рычагов политики, но и общепризнанную историческую, социальную и культурную ценность.

     Соотношение государства и права включает в себя три главных аспекта: единство, различие и взаимодействие.

     Единство между государством и правом состоит в том, что они:

  1. Возникают и развиваются совместно;
  2. Имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;
  3. Выступают средствами управления, инструментами власти;

       4) Призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интерессы;

     5)Основаны на едином базисе, определяются социально экономическими духовными факторами и т. п.

     О родственности указанных понятий говорит и то, что они традиционно изучаются одной наукой - общей теорией государства и права. Ведь государственное и правовое развитие - единый процесс. Поэтому его искусственный разрыв неизбежно сказался бы на глубине научного осмысления двух сложнейших феноменов общественной жизни.

     Сказанное не означает, что все, свойственное государству, свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. Именно поэтому познание сущности государства  и права предполагает необходимость выявления как их общих, так и специфических черт.

     Различия между государством и правом:

  1. Если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;
  2. Если государство выражает силу, то право — волю;
  3. Если первичным элементом государства является государственный орган, то  первичным элементом права — норма;
  4. Они также не совпадают по формам, функциям и т.д
  5. государства и права:

     Если  государство есть особая политико-территориальная  организация публичной власти, то право - система официально установленных и охраняемых норм, выступающих регуляторами поведения людей. У них разное социальное назначение, различные роли. Государство олицетворяет силу, а право - волю. Эти категории лежат в разных плоскостях, не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Понятие и  основные признаки государства.

     Государство - политическая структура особого  рода, возникшая на определенном этапе  общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

     Вопрос  о происхождении государства  является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится  в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

     Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.; во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний; в-третьих, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-четвертых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия .

     В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.

     С характеристикой государства, как  особой организацией политической власти, как структурой и территориальной  организации, тесно связан и целый  ряд других принципиально важных специфических черт государства, отличающие его:

     1) наличие публичной власти, выделенной  из общества и не совпадающей  с населением страны (государство  обязательно обладает аппаратом  управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

     2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью  бюджета любого государства, они  необходимы для проведения определенной  политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

     3) территориальное деление населения  (государство объединяет своей  властью и защитой всех людей,  населяющих его территорию, независимо  от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

     4) право (государство не может  существовать без права, так  как последнее юридически оформляет  государственную власть и тем  самым делает ее легитимной, определяет  юридические рамки и формы  осуществления функций государства и т.п.);

     5) монополия на правотворчество  (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя  их в юридические правила поведения);

     6) монополия на легальное применение  силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

     7) устойчивые правовые связи с  населением, проживающим на его  территории (гражданство, подданство);

     8) обладание определенными материальными  средствами для проведения своей  политики (государственная собственность,  бюджет, валюта и т.п.);

     9) монополия на официальное представительство  всего общества (никакая иная  структура не вправе представлять  всю страну);

     10) суверенитет (присущее государству  верховенство на своей территории  и независимость в международных  отношениях). Понятие "суверенитет"  имеет для государства такое  же значение, что и понятие  "права и свободы" для  человека;

     11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д. (А.Ф. Черданцев).[17.,86]

     Государственная власть непосредственно связана  с сущностью государства. Сущность же философская категория, означает главное, основное, необходимое в  том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное значение. При рассмотрении сущности государства нужно учитывать два аспекта:

  1. то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
  2. то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Главное в сущности государства- его содержательная сторона, другими словами, то, чьи  интересы, прежде всего осуществляет, какие приоритеты устанавливает  в своей политике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Понятие  и основные признаки права.

     Право, как и государство, принадлежит  к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Право появилось около 6 тыс.лет назад и имеет богатую историю. Возникновение права- длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Поначалу зарождались лишь отдельные элементы права, конкретные правовые идеи, принципы, предписания и т.д. Слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание.

     Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Право (в этом сугубо юридическом и объективном смысле) - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:

     1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества. Воля пронизывает всю деятельность личности, в том числе и деятельность юридическую;

     2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

     3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

     4) связь с государством состоит  в том, что право во многом  принимается, применяется и обеспечивается  государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

     5) формальная определенность права  заключается в том, что нормы  права имеют внешне выраженную  письменную форму, должны быть  четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

     6) системность права проявляется  в том, что оно представляет  собой не механическую совокупность  юридических норм, а внутренне  согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое  место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

     Разумеется, исходя из сложности многослойности и противоречивости такого явления, как право трудно говорить об исчерпаемости и безпорности названных признаков.

     Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных  между собой и взаимодействующих  друг с другом элементов. Таковыми являются нормы права или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Возникающие между ее отдельными структурными элементами – нормами связи, как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение строго определенных – регулятивных и иных функций, на достижение единых целей. Для того что бы стать действенной и эффективной, любая правовая система должна сложиться как целостная, органическая система. Это является одним из непременных требований и одновременно одним из признаков реальной, действующей, а не формальной правовой системы.

Информация о работе Государство