Государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Государство и право в современном мире выступают объектом всесторонних научных поисков и исследований. Для юриспруденции вопросы, связанные с понятием и сущностью государства и права, являются основными, предметными. Вопрос о понятии государства и права являются столь сложными и древними как само право и государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства- с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней. Еще в 1882 г. известный английский юрист Ф.

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

Введение:

     Государство и право в современном мире выступают объектом всесторонних научных поисков и исследований. Для юриспруденции вопросы, связанные с понятием и сущностью государства и права, являются основными, предметными. Вопрос о понятии государства и права  являются столь сложными и древними как само право и государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства- с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней. Еще в 1882 г. известный английский юрист Ф. Поллок писал о том, что “право для политических институтов значит то же, что становой хребет для тела” (Pollock F. Essays in jurisprudence and ethics, 1882, p.132).

     Причинно-следственная связь права и политики говорит об их едином происхождении, о генетическом единстве, которое базируется на общей задаче - обеспечении общего блага, хотя механизм его реализации в политике и праве различен. И политика, и право выражают социальную волю гражданского общества, способствуя становлению стабильности социальной системы в целом, утверждая динамичное равновесие человека, общества, государства. Существует многообразие различных точек зрения по поводу исторической связи политической и правовой сферы, за всю историю развития человечества великими мыслителями и политическими деятелями разных времен было сказано множество самых различных мнений и суждений.

     Хотя  государство и право появилось  очень давно, и изучалось, исследовалось с древних времен самыми выдающимися философами, юристами, политиками. И как следствие было создано множество теорий, концепций, взглядов, предложений. Несмотря на все это данная тема остается актуальной и на сегодняшний день, как в российской, так и в зарубежной юриспруденции т.к споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и по сей день. Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные монографии, брошюры и статьи, а так же многочисленные дискуссии. Так же изучение процесса происхождения права и государства и их соотношение имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Позволяет четче определить все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

     Предметом исследования данной курсовой является государство и право, их влияние, и воздействие в современном  периоде.

     Цель  курсовой работы состоит в определении  основополагающих понятий государства  и права и их соотношение. Цель может быть конкретизирована следующими задачами:

     - причины происхождения государства  и права

     - выделение критериев соотношения  государства и права

     - определить влияние государства  на право

     - особенности воздействия права  на государство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Происхождение государства и права.

    1. Соотношение государства и права их взаимодействие.

              Fiat justitia, pereat mundus ("Пусть рухнет                  мир, но восторжествует закон")[2.,182];

                                                                           Legalitas regnorum fundamentum ("Закон -                                      основа государства")[2.,182].

     Право (др.-славянское правь закон) как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга[16.,308]. Право организует политическую власть и выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства.

     Государство, в свою очередь, устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы, органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.[16.,308] Посредством права государство выражает свои веления в качестве общеобязательных. Причины возникновения права схожи с причинами возникновения государства. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Затем они складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества. Право изначально выражало интересы экономически господствующих классов. Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения, и соответственно несло разные наказания за совершенные нарушения.

     Среди теоретиков государства и права  никогда не было раньше и в настоящее  время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении  процесса происхождения государства  и права.

     При рассмотрении проблем возникновения  государства и права важно учитывать и то, что сам процесс появления государства и права далеко не однозначен.  С одной стороны, необходимо различать процесс первоначального возникновения государства и права. Это процесс формирования государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на основе разложившихся по мере развития общества догосударственных и соответственно до-правовых явлений, институтов и учреждений.

     Так же широко известно классическое и достаточно обоснованное положение о том, что "на определенной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, - публичная власть, государство" (Ф. Энгельс).[12.,256].

       Т.е необходимо выделять процесс зарождения и развития новых государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на базе ранее существовавших, но по каким-то причинам ушедших с общественно-политической сцены государственно-правовых явлений, институтов и учреждений. Это второе мнение, которое основывается на том что сначала появилось государство, а лишь потом по мере необходимости развивалось право. Таким образом, право вырастает из обычаев и экономической необходимости. Как заметил Ф. Энгельс, "люди забывают о происхождении права из экономических условий, подобному тому как они забыли о своем собственном происхождении из животного царства". Право возникло как реакция общества на объективную необходимость иметь более жесткий и властный (императивный) регулятор социальных отношений, снабженный принудительной силой, ибо моральные и им подобные нормы с этой задачей уже не справлялись. 

     Отмечая неоднозначный, двойственный характер процесса возникновения государства и права, известный российский правовед Г.Ф. Шершеневич писал еще в 1910 г., что этот процесс непременно нужно исследовать, как минимум, в двух плоскостях.[66.,755]

     Исторически государство и право (как система  исходящих от публичной власти норм) возникают почти одновременно в силу одних и тех же причин, а именно в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно - не значит одномоментно и адекватно. Речь идет о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства имеет свои особенности. Но в принципе "родословная" у названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают.

     Назначение  государства и права состоит  в том, что они выступают средством  упорядочения общественных отношений, "ведения общих дел", призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности людей, служить для них способом (формой) совместного удовлетворения интересов, согласования и выражения коллективной воли. Государство и право вносят в жизнь организующие начала, гарантируют ее от "просто случая и просто произвола" (К. Маркс).[9.,188]

     И все же господствующее мнение состоит  в том, что становление и развитие государства и права – единый процесс, и трудно сказать, что чему в этом процессе предшествует.

     Если  государство возникает из необходимости  поддержания порядка, защиты "всех против всех" (Т. Гоббс), то право создает юридические механизмы для этого. По мере того как право появляется и легализуется, оно начинает играть доминирующую роль во всей системе нормативного регулирования, опираясь при этом на особый аппарат. С момента своего зарождения государство и право логически и онтологически связаны между собой, объективно нуждаются друг в друге, взаимообусловлены, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно.

     Тем не менее государство и право - относительно самостоятельные явления и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется. По образному выражению М.А. Аржанова, "государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз". [13.,20] У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы. Они взаимодействуют, но не сливаются, не поглощают друг друга.

     Идея  правового государства предполагает связанность власти правом, законами, которые она обязана уважать  и соблюдать. Согласно этой идее право - не просто "спутник" государства или его "приложение", "придаток"; в нетоталитарной системе оно способно играть существенную ограничительную роль. Это один из фундаментальных принципов всякого демократического общества, гарантия от авторитаризма и произвола. Однако конкретные формы проявления этого принципа могут быть различными.

     По  этому поводу существует широкая  амплитуда мнений. Одни мыслители  считают, что в принципе нельзя ничего противопоставить страсти влавствования, ее злоупотреблению. Так, Л.Н. Толстой писал: «Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить людей, стоящих у власти возможности подчинять общие интересы своим или для того, что бы  передавать власть только людям непогрешным, до сих пор не найдено средство для достижения ни того, ни другого...».[13.,28]

     Другие ученые исходят из того, как было уже выше упомянуто, что государственную власть вообще не надо ограничивать. Подобные идеи характерны для этатистов («этатизм - от французского «государство»), которые всячески возвышают государство над правом, отвергают возможность жесткого упорядочения государственной власти со стороны права, в результате чего, как показывает практика, политика переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими организующими жизнедеятельность общественными  системами, происходит огосударствление социальной сферы.

         Третья точка зрения выражает стремление к максимальному ограничению государственной власти, а затем и к ее полному устранению с политической сцены, видя в этой власти главную угрозу для личности. Такие взгляды присущи анархизму («анархизм» — от греческого «безвластие») — политическому течению, провозглашают, ей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан.

     Мнение  четвертой группы мыслителей не столь  категорично. Они выступают, с одной  стороны, против ликвидации государственной  власти, ибо без нее пока просто не обойтись, а с другой стороны, не могут согласиться и с теми идеологами, которые данную власть абсолютизируют, выводя ее из-под социально-правового контроля. Речь идет о представителях концепции правового государства, которые в качестве средства, организующего государственную власть, называют право.

     В современной литературе указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права:

     1) тоталитарная (государство выше права и им не связано); Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его  (государства) следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

     2) либеральная (право выше государства); Этот взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора,  исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

     3) прагматическая (государство создает право, но связано им). Согласно этому подходу связь между государством  и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера, государство порождает право или из права рождается государство. Она (связь) видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Информация о работе Государство