Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:45, курсовая работа
Государство и право в современном мире выступают объектом всесторонних научных поисков и исследований. Для юриспруденции вопросы, связанные с понятием и сущностью государства и права, являются основными, предметными. Вопрос о понятии государства и права являются столь сложными и древними как само право и государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства- с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней. Еще в 1882 г. известный английский юрист Ф.
Введение:
Государство и право в современном мире выступают объектом всесторонних научных поисков и исследований. Для юриспруденции вопросы, связанные с понятием и сущностью государства и права, являются основными, предметными. Вопрос о понятии государства и права являются столь сложными и древними как само право и государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства- с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней. Еще в 1882 г. известный английский юрист Ф. Поллок писал о том, что “право для политических институтов значит то же, что становой хребет для тела” (Pollock F. Essays in jurisprudence and ethics, 1882, p.132).
Причинно-следственная связь права и политики говорит об их едином происхождении, о генетическом единстве, которое базируется на общей задаче - обеспечении общего блага, хотя механизм его реализации в политике и праве различен. И политика, и право выражают социальную волю гражданского общества, способствуя становлению стабильности социальной системы в целом, утверждая динамичное равновесие человека, общества, государства. Существует многообразие различных точек зрения по поводу исторической связи политической и правовой сферы, за всю историю развития человечества великими мыслителями и политическими деятелями разных времен было сказано множество самых различных мнений и суждений.
Хотя государство и право появилось очень давно, и изучалось, исследовалось с древних времен самыми выдающимися философами, юристами, политиками. И как следствие было создано множество теорий, концепций, взглядов, предложений. Несмотря на все это данная тема остается актуальной и на сегодняшний день, как в российской, так и в зарубежной юриспруденции т.к споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и по сей день. Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные монографии, брошюры и статьи, а так же многочисленные дискуссии. Так же изучение процесса происхождения права и государства и их соотношение имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Позволяет четче определить все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Предметом исследования данной курсовой является государство и право, их влияние, и воздействие в современном периоде.
Цель курсовой работы состоит в определении основополагающих понятий государства и права и их соотношение. Цель может быть конкретизирована следующими задачами:
-
причины происхождения
-
выделение критериев
-
определить влияние
-
особенности воздействия права
на государство.
Глава 1. Происхождение государства и права.
Fiat
justitia, pereat mundus ("Пусть рухнет
Право (др.-славянское правь – закон) как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга[16.,308]. Право организует политическую власть и выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства.
Государство, в свою очередь, устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы, органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.[16.,308] Посредством права государство выражает свои веления в качестве общеобязательных. Причины возникновения права схожи с причинами возникновения государства. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Затем они складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества. Право изначально выражало интересы экономически господствующих классов. Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения, и соответственно несло разные наказания за совершенные нарушения.
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права.
При рассмотрении проблем возникновения государства и права важно учитывать и то, что сам процесс появления государства и права далеко не однозначен. С одной стороны, необходимо различать процесс первоначального возникновения государства и права. Это процесс формирования государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на основе разложившихся по мере развития общества догосударственных и соответственно до-правовых явлений, институтов и учреждений.
Так же широко известно классическое и достаточно обоснованное положение о том, что "на определенной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, - публичная власть, государство" (Ф. Энгельс).[12.,256].
Т.е необходимо выделять процесс зарождения
и развития новых государственно-правовых
явлений, институтов и учреждений на базе
ранее существовавших, но по каким-то причинам
ушедших с общественно-политической сцены
государственно-правовых явлений, институтов
и учреждений. Это второе мнение, которое
основывается на том что сначала появилось
государство, а лишь потом по мере необходимости
развивалось право. Таким образом, право
вырастает из обычаев и экономической
необходимости. Как заметил Ф. Энгельс,
"люди забывают о происхождении права
из экономических условий, подобному тому
как они забыли о своем собственном происхождении
из животного царства". Право возникло
как реакция общества на объективную необходимость
иметь более жесткий и властный (императивный)
регулятор социальных отношений, снабженный
принудительной силой, ибо моральные и
им подобные нормы с этой задачей уже не
справлялись.
Отмечая неоднозначный, двойственный характер процесса возникновения государства и права, известный российский правовед Г.Ф. Шершеневич писал еще в 1910 г., что этот процесс непременно нужно исследовать, как минимум, в двух плоскостях.[66.,755]
Исторически государство и право (как система исходящих от публичной власти норм) возникают почти одновременно в силу одних и тех же причин, а именно в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно - не значит одномоментно и адекватно. Речь идет о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства имеет свои особенности. Но в принципе "родословная" у названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают.
Назначение государства и права состоит в том, что они выступают средством упорядочения общественных отношений, "ведения общих дел", призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности людей, служить для них способом (формой) совместного удовлетворения интересов, согласования и выражения коллективной воли. Государство и право вносят в жизнь организующие начала, гарантируют ее от "просто случая и просто произвола" (К. Маркс).[9.,188]
И все же господствующее мнение состоит в том, что становление и развитие государства и права – единый процесс, и трудно сказать, что чему в этом процессе предшествует.
Если государство возникает из необходимости поддержания порядка, защиты "всех против всех" (Т. Гоббс), то право создает юридические механизмы для этого. По мере того как право появляется и легализуется, оно начинает играть доминирующую роль во всей системе нормативного регулирования, опираясь при этом на особый аппарат. С момента своего зарождения государство и право логически и онтологически связаны между собой, объективно нуждаются друг в друге, взаимообусловлены, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно.
Тем не менее государство и право - относительно самостоятельные явления и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется. По образному выражению М.А. Аржанова, "государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз". [13.,20] У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы. Они взаимодействуют, но не сливаются, не поглощают друг друга.
Идея
правового государства
По этому поводу существует широкая амплитуда мнений. Одни мыслители считают, что в принципе нельзя ничего противопоставить страсти влавствования, ее злоупотреблению. Так, Л.Н. Толстой писал: «Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить людей, стоящих у власти возможности подчинять общие интересы своим или для того, что бы передавать власть только людям непогрешным, до сих пор не найдено средство для достижения ни того, ни другого...».[13.,28]
Другие ученые исходят из того, как было уже выше упомянуто, что государственную власть вообще не надо ограничивать. Подобные идеи характерны для этатистов («этатизм - от французского «государство»), которые всячески возвышают государство над правом, отвергают возможность жесткого упорядочения государственной власти со стороны права, в результате чего, как показывает практика, политика переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими организующими жизнедеятельность общественными системами, происходит огосударствление социальной сферы.
Третья точка зрения выражает стремление к максимальному ограничению государственной власти, а затем и к ее полному устранению с политической сцены, видя в этой власти главную угрозу для личности. Такие взгляды присущи анархизму («анархизм» — от греческого «безвластие») — политическому течению, провозглашают, ей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан.
Мнение четвертой группы мыслителей не столь категорично. Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государственной власти, ибо без нее пока просто не обойтись, а с другой стороны, не могут согласиться и с теми идеологами, которые данную власть абсолютизируют, выводя ее из-под социально-правового контроля. Речь идет о представителях концепции правового государства, которые в качестве средства, организующего государственную власть, называют право.
В современной литературе указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права:
1) тоталитарная (государство выше права и им не связано); Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.
2) либеральная (право выше государства); Этот взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.
3) прагматическая (государство создает право, но связано им). Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера, государство порождает право или из права рождается государство. Она (связь) видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.