Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:45, курсовая работа
Государство и право в современном мире выступают объектом всесторонних научных поисков и исследований. Для юриспруденции вопросы, связанные с понятием и сущностью государства и права, являются основными, предметными. Вопрос о понятии государства и права являются столь сложными и древними как само право и государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства- с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней. Еще в 1882 г. известный английский юрист Ф.
Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.
Функции права - это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления.
Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.
Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:
экономическая
(право, устанавливая "правила игры"
в экономической сфере, упорядочивает
производственные отношения, закрепляет
формы собственности, определяет механизм
распределения общественного
политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);
воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);
коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).
На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.
Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.
Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия. Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.
Формами
осуществления охранительной
Регулятивная
и охранительная функции
Таким
образом, право осуществляет различные
функции, воздействует на общественные
отношения в различных направлениях и
с помощью разного рода юридических средств,
выполняя тем самым свое предназначение.
Глава 2. Взаимодействие государства и права.
2.1 Влияние государства на право.
Связь государства и права в ее конкретных проявлениях – применение права, правотворчество, законность, формы реализации права, правообразование, толкование права, правовые основы деятельности госаппарата и др. – очень подробно исследованы в юридической литературе, так как это является одним из важнейших вопросов.
Государство либо само устанавливает правовые нормы, либо санкционирует уже действующие. Оно может также делегировать возможность принимать отдельные юридические акты общественным и иным негосударственным организациям, придавать силу закона судебным и административным прецедентам, нормативным договорам и соглашениям.
Это значит, что процесс формирования права может идти как сверху вниз, так и снизу вверх, вырастая из народных корней, обычаев, традиций, индивидуальной саморегуляции, и государству остается лишь согласиться с этим, закрепить сложившиеся правила в законах. Словом, власть не является единственной правотворящей силой. В известном смысле право создается всем обществом.
Но в конечном счете право исходит все же от государства как официального представителя общества. Так что без его ведома или вопреки его воле "свое" право никто создавать не может. В противном случае нельзя говорить о суверенности власти. Разумеется, если под правом наряду с юридическими нормами также понимать естественные и неотчуждаемые права человека, то источником его, конечно, будет уже не только государство.
Однако
и прирожденные, естественные права
личности государство обязано
В
юридической науке
Из этого видно, что государство непосредственно устанавливает (учреждает) общие нормы, является фактором, формирующим право. Оно придает праву определенные юридические формы, создает право на институциональном уровне.
Данное положение нельзя рассматривать в авторитарном смысле, ибо глубинные истоки права находятся в экономике, культуре, традициях, обычаях. Забвение этого ведет к юридическому позитивизму, к признанию государства учредителем, творцом права.
Вместе с тем неверно рассматривать право в полном отрыве от государства.
Творческая роль государства в отношении права состоит в следующем:
в осуществлении правотворческой деятельности. Оно определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет их юридическую форму, учреждает общие нормы. Характер этой деятельности в значительной степени зависит от политического режима (демократия, тоталитаризм); в санкционировании государством норм, которые не относятся к прямому государственному правотворчеству (мусульманское право); в признании юридически обязательными фактически сложившиеся отношения в качестве норм права; в обеспечении развития всей системы источников права, во влиянии на выбор методов правового регулирования, в том, что оно управляет правовой средой общества, способствует ее обновлению.
Велика роль государства в обеспечении реализации права. Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений через функцию принуждения. Право потеряло бы свое значение без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права. Даже только угроза принуждения охраняет право.
Государство объективно способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.
Вместе с тем объективно существуют пределы воздействия государства на право. И, прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Государство не должно использовать право в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий.
Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет от нарушений, претворяет в жизнь. "Право формируется при непременном участии государства, оно есть непосредственный продукт, результат государственной деятельности" (Н. Неновски).[20.,99]
Проблемы взаимодействия государства на право имеют место быть и на сегодняшний день. Право реализуется через деятельность государства, вместе с тем существуют сложные моменты с изменением законодательства (например государственные органы, могут тормозить некоторые законопроекты необходимые для общества в целом). Ярким примером этого является трехкратное отклонение Ельценом принятого Советом федерации Закона "О борьбе с коррупцией"- в 1993, 1995 и 1997 годах , так же как и "О борьбе с организованной преступностью", произошло под предлогом защиты прав личности. Неясно только, о какой личности идет речь.
В ХХ в. в России сменилось пять Конституций. Для большинства демократических стран это слишком часто, ведь там конституция призвана определять стратегию развития государства на десятилетия, а то и на века. У нас же основной закон менялся тогда, когда руководителям государства необходим был новый инструмент борьбы со своими политическими противниками, то есть Конституция, которая служит основой для всех других законов государства, определялась преимущественно политическими интересами правящих кругов. В настоящее время все действующие в стране законы опираются на новую Конституцию, принятую в декабре 1993 года. Это первая российская Конституция, закрепляющая основы демократического общества и юридически нового российского государства. «Правотворчество основывается по большей части на интересах экономического и социального развития, а демократический стиль управления государства исходит из того, что человек по своей природе стремится к деятельности, способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности».
Государство
воздействует на право в сфере
правотворчества и
Исторический
опыт убедительно свидетельствует
о том, что вне и помимо государства
использование его ресурсов, осуществление
правовых установлений было бы вообще
невозможно. Активность государства
– необходимое условие
Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов. Государство способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, в соответствии с законом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.
Без
научно-обоснованных, продуманных решений
в сферах правотворчества и