Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:45, лекция
Понятие и структура политической системы. Виды политических систем. Государство и другие элементы политической системы. Государство и партии. «Партийное» государство. Государство и профсоюзы. Государство и церковь. Государство и самоуправление.
В этих системах государство свои отношения с парламентскими партиями строит, как правило, по такой схеме: сформированные как правовые требования притязания тех или иных классов, социальных групп становятся предметом рассмотрения в ходе законодательного процесса при соблюдении политических, правовых норм и процедур.
Наряду с политическими партиями надо выделять и политические, национальные движения как элементы политической системы. Это менее формализованные общественные образования, различные фронты, союзы, соборы, другие организации. Политические, национальные, культурные движения, как правило, не имеют членства, структура их размыта. Часто политические и иные общественные движения не имеют и формальных региональных отделений, от их имени выступают лишь руководящие органы (организационные комитеты, президиумы и т.п.).
Отношения государства
и политических, национальных, культурных
движений многоплановы. Там, например,
где осуществляется департизация и
деидеологизация
Не менее сложные в рамках политической системы существуют и отношения государства с профсоюзными и другими общественными организациями.
Профессиональные союзы появились на определенном этапе исторического развития как организации, выражающие и защищающие интересы определенных категорий работников. Выросшие из средневековых цеховых организаций ремесленников, в настоящее время профсоюзы представляют мощную экономическую и политическую силу. История взаимоотношений государства и профессиональных союзов также драматична и многопланова.
Политические системы некоторых обществ включали или отторгали профессиональные союзы, придавали им различное значение.
Диапазон здесь
велик: на разных этапах государственности
профсоюзы то вступали в отношения
сотрудничества, даже партнерства с
государством, то выступали по отношению
к государству
Различают независимые,
свободные профсоюзы и
В конвергенционных
политических системах, особенно характерных
для перехода от распределительной
к рыночной социальной среде, деятельность
профсоюзов придает этим системам своеобразные
анархо-синдикалистские
Возможно, что
и вообще, как это ни прискорбно,
преобразование политической системы
распределительного типа в систему
социально-рыночного типа лежит
через этап так называемого анархо-
В истории политических
систем особняком стоит вопрос о
соотношении государства и
Многообразие
конкретно-исторических религиозно-духовных
состояний общества позволяет в
рамках теории государства сформулировать
лишь несколько общих, но важных выводов,
необходимых для понимания
Как правило, политические
системы большинства обществ, особенно
на современном этапе, исключили
формально церковь из своего состава,
произошло отделение
Однако так
происходило лишь в нормально
функционирующих либерально-
В тоталитарно-распределительных политических системах формальные покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за священнослужителями, гонения на них, репрессии. Такие политические системы пытались использовать церковь для своих целей. Воинственно-атеистические системы, в свою очередь, пытались применить и применяли открытое принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной, бытовой, обрядовой жизни общества, разрушения культовых сооружений.
А в обществах,
где господствовали некоторые религиозные
системы, например ислам, напротив, религиозные
организации оказывали и
В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.
Не следует также забывать, что во многих обществах церковь выступает институтом национального самосохранения, даже выживания народа.
В целом, конечно же, церковь во многих обществах, как правило, – это все же практически и фактически важный элемент политической системы общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается. (Например, ч. 2 ст. 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Статья 1 Билля о правах США гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной...».) Вместе с тем и в таких системах отдельные политические контакты между государством и церковью в конкретно-исторической обстановке являются весьма интенсивными и значимыми.
Теократические
тенденции (вмешательство церкви в
политическую жизнь общества, использование
государственных каналов для
распространения своих
Теократия в
определенных государственно-правовых
ситуациях выступают
Наконец, вопрос о взаимоотношениях государства и органов самоуправления, самоорганизации общества.
Такие органы возникают
для решения так называемых местных
дел: бытового и коммунального устройства,
обрядовой духовной жизни. Это различные
советы, муниципалитеты, сходы, собрания,
клубы, родительские комитеты и т.п.
К таким органам
Органы самоуправления играют большую роль в самых массовых, «низовых» политических структурах общества.
Представляют
ли органы самоуправления самый глубинный
слой органов государственной власти
или это отдельные от государства,
но взаимодействующие с ним
В частности. Конституция Российской Федерации отделяет местное самоуправление от органов государственной власти и передает ему самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. А осуществляется местное самоуправление гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Итак, политическая система общества представляет органическое единство государства и других социальных элементов, объективно имеющих различные политические функции, но объединяющихся вокруг целей и идеалов, господствующих в данном обществе, вокруг главного – завоевания, удержания и использования власти и связанных с ней ценностей.
Политическая система обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, формирует, выражает и защищает интересы классов, социальных групп. Ее характер (тип, виды) определяются главным образом той социальной средой, в которой возникает и функционирует политическая система.
Вместе с тем
политическая система может обладать
различными дополнительными
В ее состав могут входить как формально, так и фактически социальные институты, обладающие прямо или косвенно определенными политическими функциями или не имеющие таковых, но по своей общественной роли формирующие социальные цели и идеалы жизни общества, которые преобразовываются затем в конкретные политические функции.
В политическую
систему государство в целом
входит как политическое, структурное,
территориальное образование
Политические системы имеют динамический характер, эволюционируют, перестраиваются, но возникают объективно, т.к. объективно возникает необходимость завоевания власти, ее организации, удержания и использования в интересах тех или иных социальных сил, всего общества
Информация о работе Государство в политической системе общества