Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:46, реферат
Грузинский народ — один из древнейших народов. Его племена издревле населяли западные и центральные районы Закавказья. Грузинское государство существовало уже в последние столетия до нашей эры. Окруженная многочисленными и сильными врагами, Грузия в течение многих столетий упорно боролась за свою независимость, и не раз полчища завоевателей терпели поражение на грузинской земле.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 3
ГРУЗИНСКОЕ ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО …………………… 4
Положение крестьян и классовая борьба в Грузии в средние
века ….………………………………............................................... 6
Формы классовой борьбы крепостных
крестьян…………………………………………………………….. 10
Социальные отношения и классовая борьба в городах ……….11
1.4 Господствующий класс ………………………………………….13
ГРУЗИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СРЕДНИЕ
ВЕКА ..………………………………………………………………..15
2.1 Государства на территории средневековой Грузии ……..……15
2.2 Грузинское право в эпоху средневековья ………………..…....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…………..20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..…...22
1.2 Формы классовой борьбы крепостных крестьян
Своеволие
феодалов и их челяди
Из Картли крестьяне бежали в Кахети, из Имеретинского царства — в Восточную Грузию, из Мегрелии — в Абхазию, Имерети и другие земли.
Часть беглых крестьян составляла разбойничьи шайки, которые не только защищались от несправедливого господина, но и сами нападали на его усадьбу, грабили и жгли господское имущество, а самого помещика убивали. Разбойничьи шайки беглых крестьян составляли иногда внушительную силу и наносили значительный ущерб светским и церковным феодалам.
Еще
более распространенной формой
классовой борьбы был отказ
от выплаты оброка и
В
борьбе с непокорными
1.3
Социальные отношения
и классовая борьба
в городах
Основное
население городов состояло из
ремесленников, купцов и
В
Тбилиси представителями этого
слоя были «мокалакэ» (горожане),
а в других городах — так
называемые «царские купцы». На
рубеже XVI — XVII вв. звание «мокалакэ»
и «царского купца» стало
Антифеодальная борьба в грузинских городах приняла в XVI — XVII вв. довольно острый характер; в основном она вылилась в те же формы, что и борьба крепостных в деревне; только выступления городского населения были сравнительно более сплоченными. Например, жители города Гори в конце XVII в. выступили против городского моурава. Единодушное выступ-ление горийцев вынудило Ираклия I отменить старые уложения, которыми руководствовался горийский моурав, и дать городу новый, более выгодный для населения статут. Однако такое мирное решение вопроса было явлением весьма редким, и потому страдавшее от социального гнета городское население, в том числе царские купцы и мокалаки нередко бежали из городов в чужие края.
Классовая
борьба вспыхивала иногда на
почве религиозных
В Грузии XV-XVII вв. по существу были две основные формы феодального землевладения: частногосподская и общевладельческая-сатавадо.
Частногосподская
собственность была
Общевладельческая
собственность, так же, как и
частногосподская, по существу, состояла
из двух частей. Одна часть
земли была поделена между
крепостными крестьянами,
же часть земель была непосредственно распределена между податными крестьянами. Богатство и силу феодала определяли размеры земельных владений и число крепостных.
Большинство
помещиков располагало рабочей
силой, обеспечивавшей
Привилегированное
сословие крупных феодалов в Грузии XV-XVII
вв. составляли тавады. К XV в. тавады заметно
выделились из класса азнауров и представляли
фактически отдельное сословие. В XVI в.
этот процесс углубился, власть тавадов
еще более укрепилась. Тавадом назывался
старший в роду правитель «сатавадо»,
или «дома» (сеньории). Первейшими среди
тавадов были так называемые «дидебулы
тавады», которые не только владели многочисленными
крепостными и поместьями, но и занимали
также важные должности при царском дворе.
После них шли «средние тавады» - сыновья
крупных тавадов и старшие в роду главари
сравнительно мелких феодальных домов.
Наконец, третью категорию составляли
«низшие тавады». К господствующему классу
принадлежали и азнауры. Они делились
на царских, церковных и тавадских азнауров.
Конечно, больше всего азнауров имели
цари. Однако, много их было и у тавадов.
Тавадские азнауры делились на «фамильных»,
«удельных» и «частногосподских». Кроме
того, среди азнауров наблюдалось и резкое
имущественное неравенство: одни владели
более чем сотней крепостных, в то время
как другие не имели ни одного. В соответствии
с этим различались три основные категории:
крупные азнауры, средние азнауры и мелкие
азнауры. Азнауры составляли свиту патрона.
Вместе с тем они занимали различные должности
при дворе своих владетелей. Азнауры, как
обладатели крестьян и поместий, принадлежали
к классу эксплуататоров, презрительно
относились к мсахурам и крепостным.
В
процессе борьбы против
С
Х в. после изгнания из страны
иностранных поработителей
Переход
к феодализму опирался на
В IV - V вв. не исчезло еще и рабство. Города Грузии находились под властью царей или самоуправлялись. Цари поощряли городское население, которое объединялось в корпорации купцов и ремесленников.
Грузинские
государства возглавлялись
В XI - XII вв. отдельные грузинские государства объединяются, форми-руется единое, сильное централизованное государство.
Политическое
объединение страны ставит
Савазиро состоял из 6 везиров во главе с великим канцлером (первым везиром). При Давиде Строителе первым везиром был назначен митрополит. Тем самым была совмещена духовная и светская власть.
Функции
отдельных везирей говорят о
зарождении отраслевого
2.2 Грузинское право
в эпоху средневековья
Необыкновенно плодотворными были для грузинского правотворчества XIV - XVIII вв. Правда, до нас не дошли судебники единой Грузии тех лет, но составленные в отдельных царствах и княжествах кодексы создают ясное представление о законотворческой деятельности. Эти сборники порой быстро распространялись по всей стране, что было обусловлено их общим источником - грузинским обычным правом. Среди них следует назвать: Уложение царя Георгия (1335), Судебник Бека и Агбуга (XIV в.). Законы Вахтанга VI (начало XVIII в.). Законы католикосов (XVI в.) и др. Дошедшие до нас судебники дают сведения о том, что в Грузии широко была распространена практика работы законодательных комиссий, в которых принимали участие представители различных социальных слоев, среди них «ученые люди» и даже крестьяне. Комиссия вначале изучала вопросы, связанные с правовыми нарушениями, а затем составляла судебники. Особенно бурно развивалась законодательная деятельность во второй половине XVIII в., когда были внесены многие изменения в гражданское и особенно уголовное право. С этим периодом связано составление проектов таких законодательных сборников, как Судебник царевича Давида, Законоположение Иоанна Багратиони и Гражданское законоположение неизвестного автора, на которых лежит отпечаток высокого юридического мышления. Правда, вследствие упразднения грузинской государственности они не были проведены в жизнь. Несмотря на обширное законодательство, в Грузии действовало и обычное право. Наряду со светским широко применялось каноническое право. Имели силу как общехристианские, так и собственно грузинские источники. Среди них заслуживают внимания памятники национального происхождения: Законы католикосов (XVI в.). Грамота памяти Пицунды (XVIII в.), Закон об отравлении, против колдовства и гадания (вторая половина XVIII в.) и др. В гражданском праве были хорошо разработаны отдельные институты вещного, обязательственного и наследственного права. Среди них нужно отметить, прежде всего вопросы регулирования земельных и крепостных отношений, опиравшихся преимущественно на обычное право. В уголовном праве можно выделить вопросы Общей части: формы вины, стадии развития преступной деятельности, соучастие.
Информация о работе Государство и право Грузии эпохи средневековья