Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 01:05, курсовая работа
Политическая система в значительной степени обусловлена социально-политической структурой общества. Любое развитое человеческое общество представляет собой совокупность определенных социальных групп, объединяющих индивидов по самым разным признакам: профессии, возрасту и так далее. Различные социальные общности образуют организации, основная задача которых – выражать и проводить волю членов организации и защищать их политические, экономические, профессиональные и другие интересы
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. Политическая система общества: понятие, структура. . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1. Понятие политической системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2. Структура политической системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2. Государство и политическая система общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.1. Место и роль государства в политической системе . . . . . . . . . . . . . . 14
2.2. Государство как элемент системы общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.3. Взаимодействие государства и общественных организаций . . . . . . 25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
• государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения;
• государство располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения. В правовых актах законодательно закрепляются основные политические принципы, нормы и процедуры, определяются допустимые границы и возможности политической деятельности как правящих, так и оппозиционных структур;
• государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес;
• государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.8
Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.
Таким образом, не противопоставляя государство как «особое звено» в политической системе общества всем другим объединениям, не преуменьшая его роли в системе иных демократических организаций, следует еще раз подчеркнуть, что понятия главного и особого звена (элемента) в структуре политической системы не являются идентичными. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как
«особым звеном» является государство.
Государство относится к числу собственно политических организаций, будучи оснащено специальным аппаратом принуждения и подавления с соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках политических сил, стоящих у власти, как главный проводник их волн и интересов в жизнь, как важнейшее средство осуществления политической власти.9
2.3. Государство и общественные организации
При рассмотрении вопроса о месте и роли государства как особого звена в политической системе общества важное значение имеет раскрытие характера взаимосвязей, возникающих между ним и общественными организациями.
Во взаимоотношениях государства и общественных организаций отражается общность их конечных целей и задач, единство принципов построения и функционирования, их подлинный демократизм, возникновение всех государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.10
Укрепление и развитие общности и единства всех государственных и общественных организаций - свидетельство дальнейшего развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами, если будут успешно преодолеваться противоречия между государством и общественными организациями. 11
Взаимоотношения между ними строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач.
Это - сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т. д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.
Говоря о взаимоотношениях государства и общественных организаций, нужно всегда помнить, что эти отношения двусторонние. Большинство из них опосредуется соответствующими нормами права, приобретая в зависимости от этого различный характер (государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т. д.). Некоторые отношения еще не имеют правового выражения, что, естественно, требует дальнейшего совершенствования законодательства об общественных организациях, их правовом статусе, исследования вопросов по таким направлениям, как границы вмешательства государства в деятельность общественных организаций, правотворчество общественных организаций, его природа, природа уставов общественных организаций, общественные организации как субъекты права, как носители прав и обязанностей, как участники различного рода правовых отношений и т. д.12
Правовое закрепление различных сторон деятельности общественных организаций и их взаимоотношений с государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации их связи с государственными органами, раскрытию всех заложенных в них потенциальных возможностей.
В России, например, общественные организации участвуют в выработке и реализации политики государства. Они — непременные участники всех политических кампаний, в том числе таких как всенародное обсуждение проектов законов и других вопросов, выборы депутатов, народных заседателей. Общественные организации делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с общественными организациями. Последние участвуют в контроле за деятельностью государственных органов, в лице своих фракций и депутатов имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе.
Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.), оказывающих содействие в реализации некоторых их решений.
Взаимоотношения государства с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. 13
Но это не означает какого-то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата Общественные организации — это не филиалы государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение. Все задачи должны решаться путем сочетания мероприятий по государственной линии и по линии различных общественных организаций, причем действуют они не изолированно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.
К сожалению, до недавнего времени профсоюзы, кооперация, творческие объединения (писателей, художников, архитекторов и др.), которые в других условиях могли бы служить базой для развития гражданского общества, полностью лишались самостоятельности, входя в официальные структуры в качестве «рычагов» или «приводов», а человек, индивид оказался встроенным в эти структуры в качестве «винтика». Его статус как гражданина с определенным Конституцией объемом прав и свобод мало чего стоил на деле, из процесса строительства нового общества была исключена его суть — человек, личность как важнейшая историческая ценность. 14
Надо отметить, что возникающие в российской действительности общественные организации и движения учитывают в своей политической деятельности фундаментальные человеческие ценности. Наряду с политическими партиями они служат дополнительными каналами выражения интересов и мнений, формулирования требований в адрес правительства. В силу своей внутренней структуры они были и остаются практической лабораторией, так как повышают политическую восприимчивость и потенциал граждан, формируют политических лидеров, готовят их к участию в большой политике и стимулируют тягу индивида к демократии. Но самое важное, пожалуй, в том, что такие автономные организации встают на путь изначального стремления государственной власти к распространению и централизации своего господства, к выходу из-под контроля общества. В этом смысле они призваны обеспечить альтернативные каналы оглашения политических взглядов, контроль за законодательной и исполнительной властью. 15
В юридической литературе нет единого понимания, являются ли трудовые коллективы звеном (компонентом), составным элементом политической системы общества. Отметим в этой связи интересное положение специальной главы о коллективных правах граждан, содержащееся в проекте Конституции России, разработанном коммунистами, согласно которому государство обязано обеспечить гражданам право петиций, право законодательной инициативы, право на забастовку, право трудовых коллективов на самоуправление, свободу деятельности профсоюзов, права потребителей и т. д. Не останавливаясь подробно на рассмотрении этого вопроса, следует, по всей видимости, присоединиться к точке зрения тех авторов, которые считают, что трудовые коллективы — звено (компонент) политической системы, включаются в нее, так как выступают активными субъектами политической жизни, участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел. 16
Недавнее конституционное закрепление трудовых коллективов в качестве составного элемента политической системы свидетельствовало о ее дальнейшей демократизации. Такое понимание политической системы, которое охватывает своими рамками не только собственно политические институты — государство, политические партии, общественные организации, но также и трудовые объединения граждан, было характерно для прошлого этапа развития российского общества, так как в системе демократии, в ее развитии видное место принадлежало трудовым коллективам, позволяющим вовлечь в управление общими делами каждого работника. Прежде всего, именно здесь, практически решались (или, наоборот, не решались) задачи, выдвигаемые правящей коммунистической партией, переводились на язык практики планы экономического и социального развития, задачи повышения эффективности, интенсификации производства, происходила идейная и нравственная закалка человека. Демократия не ограничивается лишь рамками политических отношений: она охватывает и такую важнейшую сферу общественной жизни, как производительный труд. Поэтому интересы классов, социальных слоев и профессиональных групп населения проявляются и разрешаются не только через собственно политические учреждения, но и через другие социальные институты, к числу которых относится и трудовой коллектив. Действительно, трудовой коллектив выступает как первичная ячейка не только хозяйственного, но и политического организма. Это положение, естественно, влекло за собой признание трудового коллектива субъектом политической системы общества.17
Трудовой коллектив выступал в политической
системе в качестве своеобразного субъекта,
так как в нем можно было увидеть всю политическую
систему в миниатюре. Решающее значение,
которое придавалось трудовому коллективу,
было обусловлено именно его своеобразием
как первичной ячейки социально-политического
организма. В условиях изменяющегося российского
общества роль трудовых коллективов в
производственной, общественной и государственной
жизни снижается, уменьшаются возможности
для активного участия их работников в
управлении предприятиями, учреждениями,
организациями, осуществлении общественного
самоуправления. Функционирование личности
в трудовом коллективе проявляется в различных
аспектах: как члена трудового коллектива,
как члена партий, как члена различных
общественных организаций. Да и сам принцип
построения общественных организаций
был основан преимущественно на производственно-
«В недалеком прошлом, теперь, кажется, уже безвозвратном, на таком корпоративно-государственном принципе была построена по сути дела вся советская государственно-общественная система. В ней каждое предприятие, завод, учреждение, институт, организация представляли своего рода корпорацию, и через нее индивидуум не только искал и находил себя как личность, приобретал общественно значимую профессию и нравственные ценности, но и приобщался к общегосударственным делам. В истории Российского государства именно благодаря этому факту советский период несомненно представлял высшую степень достижения единения индивидуального и общего, которую ему вряд ли удастся достичь еще раз, если, конечно, не произойдет чего-то экстраординарного». 19
Трудовой коллектив, выступая основной политической ячейкой общества, объединяет самых разных людей. Именно в нем на началах сотрудничества и взаимопомощи формируются и закрепляются общественные отношения, создаются материальные и духовные богатства, обеспечивается единство и взаимообусловленность личных и общественных интересов. Здесь, в трудовом коллективе, осуществляется привлечение и активное участие личности в управлении государственными и общественными делами, человек формируется как личность. Рост политической сознательности трудящихся, их культурного и профессионального уровня, совершенствование управления и хозяйствования в свою очередь создают предпосылки для расширения прав трудовых коллективов и усиления их ответственности перед обществом.
Таким образом, взаимосвязь, взаимодействие и единство частей, составляющих политическую систему общества, осуществляются посредством личности, ее творческой, преобразующей деятельности, что отвечает задачам широкого, неуклонного, постоянного и в высшей степени эффективного участия каждого гражданина в управлении государственными и общественными делами.
Стабильность демократического функционирования политической системы Российского общества может гарантироваться только в том случае, если будет основана на политической культуре компромисса и консенсуса. Причем последнее вполне совместимо с конфликтом, противоборством и не требует «поступаться принципами», отказываться от определенной позиции. Главное — найти общие подходы к решению вопросов, в том числе затрагивающих конфликтную ситуацию. 20
В этом большая роль отводится личности, носителю политического и правового сознания, культуры, воли, свободы и ответственности, ее умению формировать индивидуальные и групповые интересы, реализовать их через государство и за пределами его деятельности, создавать различные ассоциации по интересам, политические партии, профсоюзы, объединения потребителей и производителей, чья деятельность направлена на более эффективное правовое обеспечение потребностей гражданского общества.
Информация о работе Государство и политическая система общества