Функции социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:56, реферат

Краткое описание

Одним из признаков современного государства является утрата им жесткой классовой организации. Различные классы постепенно растворяются в общей социальной организации гражданского общества, возникает все больше возможностей для перехода людей из одного класса в другой. Государство перестает быть орудием обеспечения классового господства, а следовательно, утрачивает полностью свой эксплуататорский характер. На смену эксплуататорскому приходит социальное государство.

Файлы: 1 файл

Функции социального государства.docx

— 25.29 Кб (Скачать)

Функции социального  государства

Одним из признаков современного государства является утрата им жесткой  классовой организации. Различные  классы постепенно растворяются в общей  социальной организации гражданского общества, возникает все больше возможностей для перехода людей из одного класса в другой. Государство перестает  быть орудием обеспечения классового господства, а следовательно, утрачивает полностью свой эксплуататорский характер. На смену эксплуататорскому приходит социальное государство.

Сущностью этого типа государства  является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей  в единое целое, объединенное в понятие "гражданское общество". Принципиальное его отличие от предшествующих типов  эксплуататорского государства  состоит в том, что основной его  целью является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего  общества в целом, а не отдельной  его части. Такое государство  построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в  качестве высшей ценности, приоритете прав человека перед интересами иных участников общественных отношений (хозяйствующих  субъектов, государственных органов, должностных лиц и т.д.).

Неотъемлемым элементом  социального государства является парламент, в котором равноправно  представлены все социальные группы населения данного государства.

Одной из черт современного государства является повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых. В их интересах устанавливаются  государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации.

В свою очередь, проблема поддержки  социально незащищенных категорий  населения непосредственно связана  с участием государства в управлении экономикой страны. Дело в том, что  современное государство - это рыночное государство. Суть рыночной экономики  сводится к свободному товарообмену, признанию незыблемости частной  собственности и законных интересов  собственника, свободе труда и  частного предпринимательства.

В условиях рыночной экономики  основным регулятором общественных отношений выступают законы рынка, и главный из них - закон соотношения  спроса и предложения. В соответствии с этим законом формируются цены на товары и услуги, в конечном счете - определяется уровень жизни населения  страны. Падение спроса на отдельные  товары заставляет предпринимателя  повышать качество продукции, снижать  затраты на ее изготовление, поддерживать развитие науки и техники путем  создания новых, более современных, пользующихся большим спросом изделий  и продукции. Примером такой погони за удовлетворением потребительского спроса в современном государстве  служит, например, развитие автомобильной  промышленности в ведущих странах  мира (США, Японии, Италии, Франции и  др.).

Социальное государство

Внутренние функции

Внешние функции,

1. Хозяйственно-организаторская  функция (организация производства, поощрение предпринимательства,  управление внутренней торговлей)

1. Защита государственных  границ, организация таможни, решение  иных вопросов национальной безопасности

2. Взимание налогов, сборов  и иных обязательных платежей  в бюджет

2. Дипломатические и торгово-экономические  отношения с другими странами, участие в деятельности международных  и межгосударственных организаций

3. Управление образованием, наукой, культурой

3. Культурный, научный и  информационный обмен с другими  государствами

4. Забота о личности  и в первую очередь поддержка  и помощь социально незащищенным  слоям населения (социальная функция)

4. Борьба за мир, разоружение,  неприменение силы в отношениях  между государствами и народами, обуздание агрессоров

5. Защита прав, свобод и  законных интересов граждан

5. Участие в международном  контроле за обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан во всех странах мира

6. Охрана правопорядка, наказание  преступников и иных лиц, совершивших  противоправные поступки

6. Участие в реализации  межгосударственных экологических,  культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем


Но парадокс современного общества состоит в том, что рыночные отношения развиваются тем лучше, чем меньше государство ограничивает свободу участников этих отношений. Однако в рыночных отношениях (частном  предпринимательстве) участвуют далеко не все члены общества. Значительная часть населения страны продолжает работать в так называемой бюджетной  сфере экономики, то есть в учреждениях  и организациях, содержащихся за счет государства. В разных странах количество людей, занятых в этой сфере, различно. Но есть такие сферы общественной жизни, которые не могут быть переданы в область частных интересов: охрана общественного порядка и  борьба с преступностью (организация  и содержание полиции, судов, тюрем), оборона страны (комплектование армии, производство отдельных видов вооружения) и некоторые другие сферы общественной жизни.

Есть также категории  населения, которые не могут быть участниками рыночных отношений  не по причине их занятости в бюджетной  сфере, а в связи с их общей  неспособностью к занятию производительным трудом наряду с другими гражданами. Речь идет о названных выше социально  незащищенных категориях населения: детях, инвалидах, престарелых. В интересах  этих людей, а также в целях  содержания бюджетной сферы производства государство вмешивается в рыночные отношения, перераспределяя доходы от наиболее состоятельных категорий  населения к менее состоятельным и изымая средства на пополнение государственного бюджета. Таким образом, в условиях современного социального государства сохраняется традиционная внутренняя функция государства - сбор налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Конечно, Российскую Федерацию  сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к такого типа государствам. Однако тенденция к этому прослеживается хотя бы в попытках конституционного закрепления многих из перечисленных признаков государства данного типа. Поэтому представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству.

Выполняет социальное государство  и целый ряд традиционных регулятивных и охранных функций: поддержание  общяственного порядка, наказание преступников, разрешение споров и конфликтов, защита от внешней опасности и др. Однако соотношение функций охранных (подавления) и регулятивных по сравнению с эксплуататорским государством меняется в сторону прогресса.

Таким образом, современное  социальное государство - это институт, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан  и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Необходимо отметить, что государство не утрачивает полностью своих карательно-репрессивных функций, но применяет их лишь в крайнем случае, в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан, а также против государств-агрессоров и деспотических режимов, нарушающих права и свободы собственных народов.

В связи с анализом сущности социального государства представляется необходимым обратиться к рассмотрению государства социалистического, до недавнего врмени существовавшего в нашей стране. Несмотря на этимологическую близость названий этих государств, их сущность представляет собой яркую противоположность, хотя исторические корни их происхождения имеют некоторую близость.

Одним из признаков вступления человечества в эпоху цивилизованного  развития явились попытки сознательного  преобразования общественного и  государственного устройства в соответствии с определенными теоретическими концепциями, созданными учеными-философами, юристами, теологами и др. Начиная  осознавать пороки и недостатки эксплуататорского  государства, отдельные выдающиеся представители науки пытались создать  концепции, направленные на совершенствование  человеческой жизни, устранение недостатков  в развитии основных ее институтов.

Одной из концепций такого развития стало социалистическое учение. Зародившись почти одновременно в различных странах (Франции, Италии, Германии, Великобритании), это учение имеет множество школ, оттенков, самостоятельных ветвей и направлений  развития. Одной из наиболее своеобразных моделей общественного развития в рамках этого учения в современных  условиях является так называемая шведская модель социализма. Значительным своеобразием отличалась так называемая советская  модель, длительное время существовавшая в СССР и странах Восточной  Европы.

Теоретическая модель социалистического  государства восточноевропейского типа была заложена работами Маркса и  Энгельса, отстаивавшими идею построения единого общепланетарного государства  трудящихся, первыми шагами которого были установление диктатуры пролетариата, свержение власти буржуазии, отмена частной собственности на орудия и средства производства, замена ее общественной собственностью, исключение эксплуатации человека человеком, уравнительное распределение средств, коллективизм в организации производства и общественной жизни. Конечной целью общественного развития, по К. Марксу, было построение коммунизма, то есть такого общественного строя, основой которого явилась бы высочайшая производительность труда, обеспечивающая распределение жизненных благ между людьми в соответствии с их потребностями.

Одним из фундаментальных  недостатков данной теории было то, что, дав блестящую критику современного им домонополистического капиталистического общества и государства, К. Маркс  и Ф. Энгельс лишь в общем плане  наметили прообраз будущего общественного  устройства, не показав путей его  реального достижения. Их теория страдала и целым рядом существенных недостатков  принципиального характера. Так, причиной эксплуатации человека человеком эти  философы считали наличие частной  собственности. Они отрицательно относились к федеративному устройству государства, проповедовали идею отмирания ("засыпания", по образному выражению Ф. Энгельса) государства и т.д. Причиной этих ошибок явилось чрезмерное их увлечение  теорией классовой борьбы, интересам  которой были подчинены все помыслы  этих, безусловно, выдающихся мыслителей XIX в.

Существенный вклад в  развитие учения К. Маркса и Ф. Энгельса внес В. И. Ленин, на практике воплотивший  целый ряд идей социалистического  учения, относящегося к крайне левым взглядам политического спектра. В частности, исходя из возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране, В. И. Ленин создал теорию государства диктатуры пролетариата, блестяще воплотив ее в результате Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания в России " стране, слабо подготовленной не только к социалистическим, но и даже к буржуазным преобразованиям. Построение социализма в СССР сопровождалось подменой диктатуры пролетариата диктатурой партийно-государственной номенклатуры, введением уравнительного распределения доходов, созданием командно-административной системы управления экономикой, огосударствлением собственности, введением моноидеологии, ограничением демократии и т.д. Дальнейшее развитие страны шло по пути усиления авторитарного режима, вульгаризации социалистических и коммунистических идей, усиления фискальных и карательных функций государства, вооруженного противостояния "идеологическим" противникам в лице "капиталистических" стран, превращения государства в авторитарно-эксплуататорское.

В то же время большинство  стран мира идет по пути реализации социалистических идей, но не левацкого, а либерально-демократического толка. Сама по себе социалистическая идея привлекает к себе все больше сторонников, о  чем можно судить по расширению политического  представительства социалистических партий в парламентах и правительствах развитых стран мира. Однако существенное отличие описанного выше социального  государства от социалистического, особенно "советского" типа, состоит  именно в наличии либерально-демократической  модели развития.

Либерально-демократическое общество основано на невмешательстве государства в жизнь человека и всего гражданского общества в целом. Одним из его принципов является идейный и политический плюрализм, в соответствии с которым граждане вправе самостоятельно осуществить демократический выбор того политического режима и типа общественного устройства, который им в наибольшей степени по душе. Возможность подобного выбора позволяет скорректировать недостатки, имеющиеся в любой (не только в социалистической) модели общественного и государственного развития, подчинить государство через институты непосредственной и представительной демократии интересам всего общества, всего народа.

Естественно, что чем более  демократическим и свободным  является общество, тем более сильным, устойчивым и стабильным должно быть государство, обеспечивающее нормальное его существование и защиту. Однако такое государство не может не быть социальным, демокрагическим, правовым.



Информация о работе Функции социального государства