Формы государства и правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:51, реферат

Краткое описание

Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
В последнее время отчетливо высветились многие актуальные проблемы теории и практики современного конституционного права, в частности вопрос о форме правления в его различных вариантах.

Оглавление

Введение
1. Форма государства.
1.1. Понятие формы государства и ее составные части.
1.2. Классификация государственных форм.

2. Форма правления.
2.1. Понятие.
2.2. Характеристика форм правления.
2.2.1. Монархия.
2.2.2. Республика.
Заключение

Файлы: 1 файл

формы государства.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Прежде всего,  здесь  наиболее  последовательно  проведен принцип разделения  властей,  а  взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа т.н.  сдержек и противовесов. Рассмотрим, в чем это проявляется.

И законодательная,  и  исполнительная  власть  в   президентской  республике  получают  свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства.  Правительства как коллегиального  органа  обычно нет,  министры  каждый  в  отдельности  подчинены  президенту. Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов,  а из  их компетентности и моральных качеств.  Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

Главный признак  данной  формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за  проводимую политику.  Парламент  не  может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона.  Для своей деятельности  они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем,  что  президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее, они вынуждены сотрудничать,  ибо  ни  одна  из  ветвей  власти не может конституционным путем устранить другую  (смещение  парламентом должностных лиц  исполнительной  и  судебной власти путем т.н. импичмента может иметь место лишь,  если со стороны  этих  лиц допущены серьезные правонарушения).

Сдержки и противовесы проявляются,  в частности,  в  том, что президент  может  тормозить  законодательную  деятельность парламента, налагая  на  принятые  им   законы   отлагательное (суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь,  как мы видели,  верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом  должностных  лиц,  а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры.  Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной,  так  и исполнительной властью.

     Государственный режим при этой форме правления  -  только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть  сильнее  или слабее, но качество государственного режима это не меняет.

Президентские республики распространены в Латинской  Америке. Эта  форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки.  Правда, подчас в этих странах власть главы государства на  деле  выходит за конституционные рамки,  и,  в частности, латиноамериканские президентские республики  характеризовались исследователями    как   суперпрезидентские.   В последние 10-15 лет,  однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.

К парламентарной республике относится все сказанное выше о парламентарной монархии,  за исключением вопроса о главе государства.

Вместо слабого короля мы наблюдаем при этой форме слабого президента, который в типичном случае избирается  либо  парламентом, либо более широкой коллегией, включающей наряду с парламентом субъектов федерации или региональных  представительных органов самоуправления.  Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как  правило,  правительством,  которое  в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

Показательно, что ч.  1 ст. 74 Конституции Республики Индия 1949 г.  в редакции 42-й и 43-й поправок прямо  установила обязанность Президента следовать советам правительства.

Главный признак парламентарной республики,  как и  парламентарной монархии,   -  политическая  ответственность  правительства перед парламентом.  Как и  там,  ответственность  эта чисто солидарная:  недоверие одному члену правительства,  особенно его главе,  влечет отставку всего правительства.  Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

При парламентарной республике также  возможны  два  государственных режима - парламентарный или министериальный.

Чисто парламентарных республик не так  уж  много.  К  ним можно отнести Италию,  Германию, Венгрию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки и президентской,  и  парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.

Например, по Конституции Французской Республики  1958  г. Президент избирается  гражданами  и  руководит правительством, что характерно для президентской республики.  В  то  же  время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной  республики.  Вместе  с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению,  что не характерно ни  для той,  ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Как показал  опыт,  эта  форма  правления  эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и  Президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между Президентом  с одной стороны и Премьер-министром и парламентским большинством - с другой может возникнуть конфликт,  для разрешения которого не  всегда достаточно конституционных средств.

В целом ряде стран президент избирается  гражданами,  что характерно для президентской республики,  и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в  политический процесс, однако на практике он ими не пользуется. Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия.

Своеобразна форма  правления  в Швейцарии.  Правительство назначается парламентом и подотчетно ему,  однако политическая ответственность правительства перед парламентом конституционно не предусмотрена, и государственный режим, следовательно, дуалистический.

 

 

 

 

Заключение

 

В целом создание смешанных и "гибридных" форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях несформировавшихся партийных структур, несложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.

Вместе с тем, такой процесс имеет свои минусы. Во-первых, нарушается присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в "отработанных" формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентарной республиках. Происходит смешение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности.

Во-вторых, возрастание роли парламента в президентской (полупрезидентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства - часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.      Денисов А.И. Сущность и формы государства. М.

2.      Курс лекций по теории государства и права. Саратов.

3.      Общая теория права и государства. П/р Лазарева В.В. М.

4.      Петров В.С. Тип и формы государства. Л-д.

5.      Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. Свердловск.

6.      Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.

7.      Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве.// Государство и право. 1994. № 4.

8.      Чиркин В.Е., Тихонов А.А., Рябов С.В. Формы государства в буржуазных странах Латинской Америки. М.

 

 

17

 



Информация о работе Формы государства и правления