Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 21:35, курсовая работа
Предметом исследования является совокупность правовых отношений
в сфере формы правления РФ.
Цель настоящей работы состоит в выявлении особенностей формы правления РФ.
Исходя из цели исследования, определены следующие его задачи:
1) определить понятие и сущность формы правления РФ;
2) рассмотреть характеристику формы правления РФ;
3) проанализировать правовую природу формы правления РФ;
Содержание
Чтобы любое государство активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть.
Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического режима.
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия.
Форма правления показывает, как образуются
высшие органы, что они собой представляют,
на каких началах взаимодействуют. Она
также свидетельствует, участвует ли население в формировании
высших органов государства, т.е. демократическим или
Реформирование Российского государства - одно из уникальных явлений современности, так как происходит процесс смены не только политического курса государства или методов управления обществом, но практически всех элементов и структур государственности. Значительной является и трансформация общества, происходящая в современной России. В указанных условиях исследование эволюции формы правления государства с позиций современной методологии является одной из актуальных задач, стоящих перед политико-правовой наукой.1
Вопрос о судьбах и роли российского государства обсуждается повсеместно, а проблема его наилучшего устройства, т. е. поиска оптимальной формы, становится в число важнейших и неотложных. «Настал момент, - отметил В.В.Путин, - отделить партийные, местнические и личные амбиции от жесткой необходимости укрепить государственность и усилить власть». Теоретическое обоснование наилучшей формы российского государства невозможно без анализа идей и концепций, которые уже оказали и могут оказать существенное влияние на государственное строительство в нашей стране.
Трудно переоценить значение перемен, происходящих сегодня в сфере развития российской государственности. Любые перемены «вдохновляются» тем новым, что признается важным, решающим для подобного развития. Новые (для данного государства) идеи и представления формируют модель, реализуемую в ходе социально-политического прогресса. Важно при этом, что любая модель указанного развития с неизбежностью накладывается на объективную реальность, характерную для государства и общества. Существенно, что понятие «реального» не тождественно понятию «наличного», т.е. того, что существует здесь и сейчас. Все, что происходило в прошлом российского общества и государства, в разной степени входит в реальную ткань истории, которая продолжается и сегодня. «Прошлое тускнеет, теряется в исторической дали, но никогда не прощается с нами навсегда».
В настоящее время, вопрос об укреплении государственности, централизации государства, усилении вертикали государственной власти, стоит наиболее остро. Однако осуществление государственного переустройства не должно происходить без совершенствования тесно связанных с государством таких государственно-правовых явлений, как общество, гражданское общество, личность, так как, в подобном случае, может повлечь за собой возврат к тоталитаризму. Поэтому и возникает проблема исследования данных категорий, форм их взаимодействия, необходимости в то же время их преобразования и правового обеспечения этих процессов.
Предметом исследования является совокупность правовых отношений
в сфере формы правления РФ.
Цель настоящей работы состоит в выявлении особенностей формы правления РФ.
Исходя из цели исследования, определены следующие его задачи:
1) определить понятие и сущность формы правления РФ;
2) рассмотреть характеристику
3) проанализировать правовую
4) рассмотреть особенности формы правления РФ.
Методологической основой курсовой работы
является общенаучный диалектический
метод познания, позволяющий рассматривать
форму правления РФ как динамическую категорию,
зависящую от различных условий. Также
были использованы методы анализа, синтеза,
аналогии и обобщения, сравнительно-правовой
и формально-логический методы.
Научная новизна курсовой работы определяется
тем, что проведено комплексное исследование
формы правления РФ.
Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова и его форма. Исследовать государство с точки зрения сущности означает выявить волю и интересы таких слоев общества, групп, классов, которые оно выражает и защищает.
При рассмотрении формы государства важно иметь в виду, что форма государства, никогда не оставалась неизменной. Под влиянием множества социальных, политических, экономических, и иных обстоятельствах она всегда изменялась и развивалась.
За всю историю развития государства существовало множество различных теорий о форме государства. Имелись разнообразные подходы и варианты решения данной проблемы. Например в Древней Греции и Древнем Риме юристы и философы высказывали самые различные суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют и чем они различаются.
Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления – монархия. Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика».
Форма правления – это характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государственной власти, их роли в управлении страной, а также способов прямых и обратных связей управляемых и управляющих. В связи с положением главы государства и характера его связей с населением по традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республику.2
В современных условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают
смешанные формы, в монархии проявляются
черты республики, а в республике складываются
монархические элементы, создаются полупрезидентские,
полупарламентарные республики; даже
абсолютная монархия все чаще принимает
внешне конституционную оболочку.
Форма государства
- это сложное понятие, включающее три
элемента: форму правления, государственное
устройство и политический режим. Форма
государства - это не простая совокупность
составляющих ее элементов, а единство
целостной системы, обусловленное ее внутренними
связями и отношениями. Форма каждого
конкретного государства как единство
указанных элементов (формы правления,
формы государственного устройства и
политического режима) складывается исторически
под влиянием целого ряда факторов. Несомненное
воздействие на нее оказывает уровень
экономического развития, достигнутый
обществом на определенном этапе своего
развития, и отношения между основными
политическими силами в обществе. Поэтому
в разные исторические эпохи преобладали
те формы государства, которые в большей
степени соответствовали ступени экономического
роста и соотношению политических сил
в стране. Этим объясняется то, что в Средние
века, например, наиболее распространенной
формой правления была монархия (разных
видов). А после буржуазных революций в
некоторых странах монархическая форма
правления либо претерпела существенные
изменения, либо была заменена республиканской
(тоже разных видов).
Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.
Республиканское правление - это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти - разного рода собрания, советы, имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение согласно закону.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
- существование единоличного и коллегиального
главы государства; выборность на определенный
срок главы государства и других верховных органов
-осуществление
- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
- преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.
Республиканское правление основано на принципе разделения властей. Принцип разделения властей – разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
В свою очередь современные республики делятся на парламентарные, президентские и смешанные.
В парламентарной республике населением страны на строго определенный срок избирается высший представительный законодательный орган государственной власти. Поскольку впервые подобный орган появился в Англии, все последующие государства такого типа стали называться парламентарными. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая власть. Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный характер своей власти, формирует органы исполнительной власти.
При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой орган получил название ответственного правительства.
Зависимость исполнительной власти от законодательной проявляется в том, что парламент определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, отправляет в отставку правительство в полном составе или отдельных его членов.
Концентрация государственной власти в руках парламента преодолевается наличием в стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, а иногда и в правительстве представителей различных политических партий.
Положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства - премьер-министр. Чисто парламентарных республик в мире немного - Германия, Италия, Индия.3
В отличие от парламентарных президентские республики возникают преимущественно в странах со слаборазвитой или с неразвитой многопартийной системой - Соединенные Штаты Америки, Россия. В президентской республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства - президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.
Однако в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде президентского правления, означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политических партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан.
Главным признаком президентской республики является независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.
Смешанная республика
характеризуется сочетанием основных
черт обоих типов республиканской
Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство. В этом случае конституция может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к формируемому президентом правительству. Смешанная форма правления существует во Франции, Португалии, Финляндии (до 2000 г.), Перу, Шри Ланке, Казахстане.
Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепленная в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня.
Информация о работе Форма правления как разновидность формы государства