Форма правления как разновидность формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является совокупность правовых отношений
в сфере формы правления РФ.
Цель настоящей работы состоит в выявлении особенностей формы правления РФ.
Исходя из цели исследования, определены следующие его задачи:
1) определить понятие и сущность формы правления РФ;
2) рассмотреть характеристику формы правления РФ;
3) проанализировать правовую природу формы правления РФ;

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Характеризуя  республиканскую форму правления, нельзя не отметить республики советского типа. Несмотря на то, что данная форма  правления была характерна лишь для  нескольких государств, тем не менее, она оставила заметный след в истории отечественной государственности и требует сегодня объективной оценки.

Характерным для формы правления данного  типа было отсутствие разделения властей, формальное полновластие Советов, формируемых  по классовому принципу. Советы представляли собой единую пирамиду вертикально  подчиненных друг другу органов  государственной власти, камуфлирующих  реальное всевластие коммунистической партии, точнее, ее руководящих органов.

         Республика  как форма правления сопровождается рациональным восприятием населением государственной власти. При этом общественное сознание исходит в  большинстве случаев из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах, республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите права и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.

2 Развитие  формы правления в России: прошлое,  настоящее и будущее

2.1 Имперская  Россия: от абсолютной до конституционной  монархии

 

     Возрождение самодержавия происходило на основе представлений о государстве  как «симфонии властей», двуединстве светской и духовной властей, автономно существующих, но в равной степени своими средствами обеспечивающих защиту и торжество православия.

В XVII в. окончательно сложилась национальная форма монархии – самодержавие. Все самодержцы XVII в. династии Романовых были избраны Земскими соборами. Образ власти носил сакральный характер. Однако существо самодержавной власти не было закреплено в законодательстве. Власть царя ограничивалась православной нравственностью и сложившимся традициями, которым царь был вынужден неукоснительно следовать.

         В правление Петра I (1696-1725) царская власть получает новый титул - «императорская» с одновременным удержанием всех прежних. Этот титул был присвоен царю Правительствующим Сенатом (правительством на время отсутствия царя) и Святейшим Синодом (заменил собой патриарший приказ и институт патриарха) по окончании Северной войны в 1721 г. Новый титул подчеркивал причастность российской власти к западноевропейской монархической традиции, тогда как царский титул подчеркивал ее преемственность от византийских цезарей.4

        Петр I стал одним из первых государственных реформаторов, который обратил свой взор к практике зарубежных государств с вполне определенной и практической целью - усвоение и заимствование отдельных западноевропейских учреждений с одновременным широким вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Печать заимствований проявилась в учреждении прокуратуры, полиции, коллегий, в делении страны на губернии, введении Табели о рангах и др.

        По  обобщению М.Ф.Владимирского-Буданова, «существенные черты империи... заключаются в том, что, соединив в себе постепенно обе половины Руси, став государством общерусским, империя стремится изменить московский государственный строй через усвоение западноевропейских и западнорусских форм путем реформаторского законодательства; почти все учреждения Московского государства уничтожаются и заменяются новыми; различные классы смыкаются в сословия, сама верховная власть получает новые основания; государство из вотчинного и патриархального превращается в полицейское».5

         Подвергая все стороны социальной и политической жизни детализированной регламентации с помощью законов различною объема и направленности в виде указов, регламентов, артикулов, царственный реформатор нередко мало считался с результативностью подобных новшеств и, тем самым, заранее мирился со слабой эффективностью реформ при всей их актуальности и назревшей необходимости.

        Западноевропейская  составляющая реформ впоследствии будет  пронизывать  обновленческие программные замыслы  многих царствующих особ - Екатерины II, Павла I, Александра I и  Александра II, вплоть до конституционных  законов начала XX столетия в царствование Николая I, смирившегося с созданием  парламентско- представительного собрания в виде Государственной Думы.

         Однако,  заданная еще Петровскими реформами  оторванность правящего класса от остальной  части общества и внешний кризис в виде непопулярной и обременительной  войны ускорили падение самодержавной  монархии, расчистив путь вначале  нежизнеспособному республиканскому либерально-демократическому режиму, а затем более удачливому большевистскому  режиму, отмеченному утопизмом, враждебностью к прежним правящим классам и  новой техникой политического деспотизма.

        К положительным результатам Петровских новаций следует отнести формирование требований по соблюдению законности. Место обычая и традиции начинает занимать закон. Идею законности в государстве воплощает в своей деятельности монарх как носитель государственного интереса и одновременно как глава законодательной, исполнительной, судебной и вдобавок церковной политико-организационной деятельности. В уточненной присяге монарха проводилась идея договорного происхождения власти и провозглашалось, что «власть существует в интересах государства и для государства».

       Итак, абсолютная монархия - это форма правления, для которой характерно максимальное сосредоточение светской и духовной жизни в одних руках. Ей свойственно: - наличие сильного, разветвленного бюрократического аппарата; - ликвидация всех сословно-представительных органов  и учреждений; наличие постоянной армии; - победа светской власти в борьбе с духовной за преобладающее влияние  в стране. Эти признаки были присущи  и российскому абсолютизму.

       Абсолютная  монархия в России была оформлена  в первой четверти XVIII в. в ходе преобразований Петра I. С конца XVII в. шел процесс отмирания Боярской думы, первостепенное значение приобрела возникшая Ближняя канцелярия - учреждение, координирующее работу центральных органов управления и осуществлявшие административно-финансовый контроль в государстве. К 1711 г. Боярская дума окончательно исчезла.

По  указу Петра I в 1711 г. устанавливался порядок принятия решений в Сенат. В 1714 г. этот порядок изменился - вместо единогласия стало достаточно большинства голосов. Помимо требований законности упорядочению управления послужили учреждение Сената (второго после царя органа управления), создание должностной иерархии фискалов с обязанностью проведывать и доносить обо всех нарушениях закона, о злоупотреблениях и волоките.

         После смерти Петра I прокуратура пришла в  упадок и возвысилась снова только при Екатерине II. В Учреждении для управления губерний 1775г. в губерниях назначались прокуроры и стряпчие казенных и уголовных дел, которые вместе с генерал-прокурором «смотрят и бдение имеют о сохранении всякого порядка, законами определенного, и в производстве и отправлении самих дел. Они сохраняют целостность власти, установлений, интереса императорского величества, наблюдают, чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал, и долг имеют истреблять повсюду зловредные взятки».

        В правление Екатерины II для возобновленной кодификационной (Уложенной) комиссии был написан «Наказ» (1766), в котором сформулированы новые представления о системе и роли законодательства. Новые представления о системе законодательства сводились к следующему:

- законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными;

- временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов;

- указы являются актами подзаконными, они могут быть краткосрочными и отменяемыми.

        Одним из фундаментальных обновлений в  области управления стала губернская реформа, нацеленная на разукрупнение  административных делений. Во главе  уездной администрации стоял  земский исправник, избираемый уездным  дворянством. Земский суд в составе  исправника и двух заседателей также  избирался. В городах учреждена  была должность городничего (в столице  обер-полицмейстера).

       Параллельно утверждалась сословная судебная система - были созданы суды для дворян, горожан, государственных крестьян. Апелляционной  и  ревизионной инстанцией в губернии были судебные палаты (по гражданским  и уголовным делам). Сенат был  высшей инстанцией для судов всех рангов. Своеобразным выглядел так  называемый совестный суд, состоявший из сословных представителей в лице судьи (назначался) и двух заседателей, выбранных от сословий («по дворянским делам двое дворян, по городовым двое граждан, по расправным делам двое поселян»). Они рассматривали гражданские дела в примирительном порядке и некоторые уголовные дела. При вынесении решения суды руководствовались «естественной справедливостью» (как подсказывала совесть).

         В 1801 г. в результате государственного переворота на престол взошел Александр I, вознамерившийся - во избежание потрясений наподобие времен французской революции - «даровать России свободу и предохранить ее от поползновений деспотизма и  тирании». Однако разработчиками и  проводниками его замыслов поначалу стал узкий круг друзей и единомышленников.

        Реорганизация государственного строя предполагала введение конституционного правления. В основе реформ лежала идея разделения властей по Монтескье, причем исполнительная власть должна была нести ответственность перед законодательной, а контролирующие функции, помимо императора, выполняло также общественное мнение, для чего требовалось введение политических свобод. Предполагалось создать органы представительной власти во главе с Государственной думой, где все вопросы решались бы голосованием. После обсуждения законопроекты должны были поступать для обсуждения в Государственный совет (создан в 1810 г.) и затем на утверждение императору.

         В 1821 г. была завершена разработка проекта конституции под названием «Государственная уставная грамота Российской империи», предусматривавшего превращение империи в федерацию из 12 наместничеств с представительными органами в каждом из них и с политическими и гражданскими правами и свободами для подданных. Предполагалось учреждение двухпалатного парламента с верхней палатой, именуемой Сенатом и назначаемой царем.

       Однако  проект не был утвержден, была приостановлена и подготовка к выборам в Государственную думу. Отказ Александра I от завершения реформ связан, по всей видимости, с возникшей дворянской и помещичьей оппозицией и опасением стать жертвой заговора, как его отец Павел 1.

        На  протяжении 1856-1874 гг. были подготовлены и проведены крестьянская реформа (1861), земская и судебная (обе в 1864 г.), военная (1874г.) и некоторые другие. По грандиозности социальных и политико-организационных новаций эти реформы заслуженно были названы «великими реформами» и в этом смысле они стоят в  одном ряду с великими реформами  эпохи Мэйдзи в Японии.

        Крепостной  крестьянин получил перспективу стать свободным и самостоятельным  земледельцем-собственником. Местным  органам власти (за исключением нижнего  звена) дали самоуправление на уровне губернских и уездных земских  учреждений. Судебная власть отделялась от других ветвей, общий суд стал всесословным, неожиданным было появление  суда присяжных.

        С точки зрения политико-правовой эти реформы зафиксировали поворотный момент в тысячелетней истории России и в этом смысле они подобны  переменам, которые окончательно зафиксировали  устойчивое федеративное устройство в  Соединенных Штатах после испытания  его в ходе гражданской войны 186-1865 гг.

       Сопоставление российских «великих реформ» с аналогичными японскими или сравнение этого поворотного пункта истории с аналогичным событием в истории Соединенных Штатов дает веские основания считать эти реформы недовершенными.

       Прогноз Б.Н.Чичерина отчасти сбылся после  царского Манифеста 17 октября 1905 г. «Об  усовершенствовании государственного порядка» и последующего издания  «Основных законов Российской империи» (1906г.), повлекших за собой признание  политических свобод и учреждение представительного  органа власти в виде выборной Государственной  думы и реформированного Государственного совета.

       Реформы 1905-1906 гг. вызвали трансформацию формы правления в России, превращение  абсолютной монархии в конституционную. Если в прежних Основных законах император характеризовался как монарх самодержавный и неограниченный, то в новых утверждалось, что его власть определялась лишь как самодержавная. 

Итак, в конце XIX – начале ХХ в. Россия оставалась оплотом абсолютизма. В то время как общей тенденцией в Европе было развитие государственной власти в сторону парламентаризма и выборных структур, в Российской империи власть государя не ограничивалась никакими выборными органами. 

Абсолютные  прерогативы императора сдерживались лишь двумя условиями, обозначенными  в Своде законов Российской империи: неукоснительное соблюдение закона о престолонаследии и исповедание  православной веры.  

Для большинства подданных самодержавная  власть представлялась привычной и  стабильной формой правления. Но недовольство существующими порядками постепенно охватывало все более широкие  слои населения. Российская государственность, ее система органов управления нуждалась  в модернизации, приспособлении к  новым реалиям жизни. Во весь рост вставала проблема децентрализации управления, повышения эффективности деятельности управленческих структур.  

Информация о работе Форма правления как разновидность формы государства