Форма правления как разновидность формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является совокупность правовых отношений
в сфере формы правления РФ.
Цель настоящей работы состоит в выявлении особенностей формы правления РФ.
Исходя из цели исследования, определены следующие его задачи:
1) определить понятие и сущность формы правления РФ;
2) рассмотреть характеристику формы правления РФ;
3) проанализировать правовую природу формы правления РФ;

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Но, вместе с тем, происходящие в нашей  стране изменения вызваны необходимостью преодоления кризисных явлений в политике и экономике, направлены на поиск новой модели формы правления. Означает ли это признание падение  авторитета и роли государственной  власти? Отрицать это трудно, поскольку государственная власть, действительно, не смогла справиться с негативными процессами.

       Итак, можно сделать вывод, что поиску оптимальной формы правления Российской Федерации характерны следующие  направления: установление режима реальной демократии; построение новой модели вертикальной власти: при широких полномочиях региональных властей, возможность их смены из центра в случаях нарушений Конституции и законов; принятие новой Конституции и формирование новой структуры власти на основе реальной демократии.  Россия, надо полагать, полностью исчерпала лимит революционных потрясений, крутых реформ, бездумного заимствования чужеземного опыта. В опоре на собственные силы, богатые возможности, исторические, социально-культурные и национальные традиции, талантливый народ она может и должна твердо встать на испытанный мировым опытом путь преобразований, сочетающий необходимую стабильность, преемственность и динамизм. В социально-экономическом отношении это построение общества, которое бы органично синтезировало бесспорные преимущества социализма с эффективной рыночной экономикой, с социально ориентированным рынком. В социально-политическом плане сказанное означает курс на создание гражданского общества и демократического правового социального государства.

Общество потому и называется гражданским, что главным и постоянно функционирующим его элементом, живым его олицетворением является подлинно свободный, уверенный в себе и своих правах, заботящийся о процветании общества гражданин. Разумеется, гражданин не свободен от неукоснительного выполнения лежащих на нем обязанностей, от соблюдения и исполнения правовых норм, действующих законов. Жизнедеятельность гражданского общества строится на нравственных и правовых началах, а широкие гражданские свободы органично сочетаются с ответственностью и дисциплиной.

Исторический опыт показывает, что без развитого гражданского общества государственная власть приобретает тоталитарный характер. Благодаря же гражданскому обществу она получает мощный импульс демократизма, становится на службу человеку, на защиту его прав и свобод.

Особенность российской ситуации заключается в том, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы демократического правового государства, которое объективно заинтересовано в оказании поддержки институтам гражданского общества, стремится активно помогать тем из них, кто способен непосредственно усиливать могущество и демократизм государственной власти. Гармонизация закономерных взаимоподдерживающих связей и отношений гражданского общества и правового государства - столбовая дорога мировой цивилизации, по которой рано или поздно все равно пойдет Россия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

История - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы, ссылками на историю они обосновывают свои действия. Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенные основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития.

Историческая  наука  пытается дать целостное видение  исторического процесса в единстве всех его характеристик. Нельзя создать  новый мир, минуя прошлое, - это  знали люди во все времена. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче, умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и  свершениях. Все это свидетельствует  в пользу того, что знание истории  позволяет яснее понять современность. В реальной жизни нет форм правления  «вообще», существующих независимо от конкретных государственно-правовых систем, в некоем обобщенном виде. Нет абстрактных  монархических или республиканских  форм как таковых - это теория. На практике же существуют конкретные формы тех или иных государств, а также их конкретные обусловленные  различиями объективными и субъективными  обстоятельствами разновидности. Многочисленные  и  весьма весомые  основания  для  такого подразделения дает сама жизнь. Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне их развития, неодинаковая степень причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, главенствующее положение в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов.

При подготовке новой  Конституции  России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о  форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская  или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Данные  процессы отражают новые тенденции  современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости  государства, придать  большую  самостоятельность  и стабильность органам исполнительной власти. Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений  высших органов  государства, зависит  от многих факторов: соотношения  социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д. Сложная обстановка перехода к рыночной экономике  и острая социальная напряженность  обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными  президентскими республиками рядом  особенностей.

Подводя итог работы можно сделать следующие выводы. 
Анализ конституционных норм и федерального законодательства позволяет сделать вывод о наличии в России смешанной республики, которая после внесения поправок в Конституцию Российской Федерации начинает тяготеть к парламентарной. Правительство формируется главой государства и парламентом, но формально высший орган исполнительной власти подотчетен Государственной Думе. Глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации фактически выбирается законодательным (представительным) органом субъекта. Для дальнейшего активного развития парламентарной республики необходимо связать институт подотчетности Правительства Государственной Думе с возможностью выражения ею недоверия. 
          

 

Список  использованных источников

 

1. Конституция РФ: Официальный текст.- М.- Юридическая  литература, 1993.- 58 с.

2. Федеральный конституционный закон РФ от 10.10.199 5г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

3. Федеральный   конституционный  закон  РФ от 27.09.2002 г. № 5-ФКЗ «О внесении изменения  и  дополнения в  Федеральный конституционный закон «О референдуме  Российской Федерации».

4. Федеральный закон  РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации».

  1. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т.2. - М.: Юрлит, 2012. - 407 с.
  2. Аристотель. Политика. Метафизика. Аналитика.- М.: ЭКСМО,2008.– 960с.
  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Норма, 2007. – 784 с.
  4. Венгеров А.Б.Теория государства и права:уч.-М.:Омега-Л,2008.-608с.
  5. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – М.: Территория будущего, 2007. – 800 с.
  6. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник. – М.: Норма. 2007. – 752 с.
  7. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. – М.: Проспект, 2009. – 568 с.
  8. Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 504 с.
  9. Кучма В.В. Государство  и право Нового времени. – Волгоград: изд-во ВГУ, 2002. – 360 с.
  10. Малько А.В. О некотоҏыҳ чертах модернизационных процессов в современных условиях / А.В. Малько, А.Ю. Соломатин // Государство и право. 2006. N 3.
  11. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Учебное пособие. М.: Юрист, 2008.
  12. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. М., 2002.
  13. Панов А. Риск назначения / А. Панов, А. Воронина // Ведомости. 2005. 12 сентября.
  14. Пивоваров Ю.С. Партия власти: от идеи к воплощению / Ю.С. Пивоваров // Независимая газета. 2007. 12 октября.
  15. Принципы правового регулирования рыночных отношений / В.М. Ведяхин, С.Н. Ревина // Самара. 2007.
  16. Проблемы правовой регламентации оснований и порядка изменения состава субъектов российской федерации. И.В. Лексин Конституционное и муниципальное право, 2008, N 8.
  17. Ростовский М. Кремль от морщин М. Ростовский // Московский комсомолец. 2005. 19 октября.
  18. Рыжков В. Апрельские тезисы о либерализме В. Рыжков // Ведомости. 2007. 5 апреля.
  19. Семенов В.В.Форма государства//Преподавание истории в школе.2003.№1
  20. Синюков В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития / В.Н. Синюков // Журнал российского права. 2006. N 11.
  21. Соколов А.Н., Губин Ю.И. Федерализм в России -- эволюция развития. Монография. Калининград: Калининградский юридический институт МВД России, 2006.
  22. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный ᴨȇриоды / В.М. Сырых. М., 2002.
  23. Теория государства и права Н.И. Матузова, А.В. Малько -- Юристъ, 2004.
  24. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. -- 2-е изд., изм., доп. -- М.: Инфра-М, 2003.
  25. Тихомиров Ю.А. О модернизации государства / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. 2008. N 4.
  26. Трифонов Е. Творцы истории / Е. Трифонов // Новое время. 2005. N 38.
  27. Ципко А. С Конституцией России необходимо что-то делать! / А. Ципко // Комсомольская правда. 2006. 18 марта.
  28. Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами / В.А. Черепанов. М., 2003.
  29. Чиркин В. Е. Конституция: Российская модель / В. Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2002.

 

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Норма, 2007. 34 с.

 

2 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник. – М.: Норма. 2007. С.54

3 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник. – М.: Норма. 2007. С.212

4 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учебник. – М.: Норма. 2007. С 389

5 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – М.: Территория будущего, 2007. С 457

6 Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Учебное пособие. М.: Юрист, 2008. С 324

 

7 Чиркин В. Е. Конституция: Российская модель / В. Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2002.

 

8 Малько А.В. О некоторыҳ чертах модернизационных процессов в современных условиях / А.В. Малько, А.Ю. Соломатин // Государство и право. 2006. N 3.

 

 


 



Информация о работе Форма правления как разновидность формы государства