Форма правления как разновидность формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является совокупность правовых отношений
в сфере формы правления РФ.
Цель настоящей работы состоит в выявлении особенностей формы правления РФ.
Исходя из цели исследования, определены следующие его задачи:
1) определить понятие и сущность формы правления РФ;
2) рассмотреть характеристику формы правления РФ;
3) проанализировать правовую природу формы правления РФ;

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Проблема усложнялась ввиду чрезвычайно пестрой картины российского общества, которое существовало в  разных временных этапах. Это  затрудняло поиск  оптимальной  формы  обновления российской государственности, потому что  каждая из эпох, которые одновременно переживались страной, предъявляла  в данном отношении свои во многом противоположные требования к принципам  построения власти. 

Однако затянувшийся процесс социально-политической модернизации имел непоследовательный и вынужденный характер и делал  правящий режим уязвимым для оппозиции  и разрушительных действий. Тяготы Первой мировой войны усилили рост социальной и политической напряженности в стране. Политический кризис перешел в системный кризис власти.

          Февральская революция 1917 г. упразднила монархию, но содействовала дестабилизации правопорядка и возникновению двоевластия - власти Советов (органов  политической активности революционно настроенных  слоев  и  групп  общества) и  учреждений Временного правительства.  

Оставлены без должного регулирования аграрный и национальный вопросы, вопросы  войны и мира. Этой ситуацией удачно воспользовались большевики - леворадикальное крыло политического спектра, сумевшее выиграть борьбу за власть и влияние  в Советах и совершить переворот, свергнувший Временное правительство.  
 

2.2 Форма  правления в Российской Федерации:  настоящее и будущее.

 

Ст.1 Российской Конституции гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Ст.10 Конституции закрепила демократический республиканский правой строй, утверждая принцип разделения властей на создающие закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Таким образом, государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации.6

        В новой системе органов государственной  власти Российской Федерации доминирующее положение занимает пост Президента России. Соотношение полномочий, функций  главы государства с законодательной  и исполнительной властями свидетельствует о президентском характере республики.

        Такой сложившийся баланс властных функций  и полномочий в целом отвечает условиям переходного периода, который  не может быть преодолен без сильного, авторитарного элемента в управлении.

         Президент РФ провозглашен главой государства, а  не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо  возложена на правительство.

         Вместе с тем, Конституция предоставила  Президенту РФ как  главе  государства, обладающему  рядом функций, ставящих его  над  другими  властями, в  том  числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению  согласованного функционирования и  взаимодействия Правительства РФ и  других органов  государственной власти, а  также  по формированию правительства, направлению  его  деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент  назначает председателя (с согласия Государственной Думы) и членов Правительства, принимает решения об его отставке и  об освобождении от должности отдельных  членов правительства, утверждает структуру  федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления  и распоряжения федерального правительства.

         Президент наделен  Конституцией и  на ее основе федеральными законами определенными  полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства  функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.

        Кроме того, Президент, реализуя свои конституционные  полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней  политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием  проведения политической, экономической  и социальной реформ, в том числе  указы по вопросам, находящимся в  компетенции правительства.

        Президент может быть отрешен от должности  Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого  преступления, подтвержденного заключением  Верховного Суда Российской Федерации  о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением  Конституционного Суда Российской Федерации  о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения. 

Статус  Президента как бы выводится за рамки  трех ветвей власти, становится над  ними в силу данных ему полномочий по контролю за ними и в то же время отсутствия практической возможности контроля над Президентом со стороны других ветвей власти. Широкие полномочия Президента вполне соответствуют задаче обеспечения единства государства и государственной власти в целом. 

Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а  также  характер ответственности  правительства перед парламентом. С Государственной Думой согласовывается  назначение председателя Правительства; эта палата вправе вынести вотум  недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед  ней вопрос о доверии.  

Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной Думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета.  

Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. При  этом в законах зачастую не только определяется компетенция правительства  в соответствующей сфере, но и  содержатся поручения по реализации законов. Деятельность федерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.  

Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку и внесение в Государственную Думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.

          Председатель  Правительства  или  его  заместитель  дают в  устной или письменной форме  ответы на парламентские  запросы, запросы  и  обращения  членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы. 

Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих  полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы.   

Форма переходного государства является смешанной, сочетающей в себе элементы различных форм правления. В частности, Чиркин В.Е. упоминает о существовании  так называемых «гибридных» форм, которые объединяют противоречивые признаки внутри одного и того же типа Переходная форма, равно как и само государство, лишена стабильности и равновесия. Например, форма правления переходного государства не имеет отлаженной системы сдержек и противовесов, наблюдается дисбаланс полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей. 7

        Органы правосудия олицетворяют третью ветвь власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьями могут быть граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Они несменяемы, неприкосновенны.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в тех случаях, которые предусмотрены законом.

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, оно ведется с участием присяжных заседателей.

Судебную власть на уровне Федерации осуществляют Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный суды, полномочия и порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

Если в государстве есть сильная судебная система, сильно само государство, так как законодательные и исполнительные органы власти тратят меньше усилий на выполнение принимаемых ими решений и лишаются соблазна действовать неправовыми средствами. В целях формирования эффективной системы правосудия, действующей на строгих правовых и демократических началах, в стране проводится судебная реформа. Она должна обеспечить:

 - универсальность судебной защиты (возможность защиты от любых проявлений произвола и насилия);

- доступность правосудия; оперативность судебной защиты прав и законных интересов, безусловность исполнения судебных решений.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Он назначает прокуроров субъектов Федерации по согласованию с последними и иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

Системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов создаются ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

          Органы местного самоуправления в механизм государства не входят, ибо не являются государственными.

 При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления, возникают смешанные, "гибридные" формы.

Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.

Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших органов государства, зависят от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последний, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.

          В современный период важно стимулировать  развитие прогрессивных  тенденций формы правления.

         Происходит укрепление самостоятельности  статуса  каждого  из видов  государственных  органов и четкая фиксация их функций, полномочий, ответственности и признание их социальной роли. При этом бесспорна линия на повышение роли представительных органов государственной власти.          Также, наметилась тенденция более тесного  взаимодействия разных ветвей государственной  власти в осуществлении ее задач. Оно  выражается как  в организационно-функциональном их сближении на основе Конституции  РФ, так  и  усилении элементов  «взаимоконтроля» - со стороны Президента, Федерального Собрания, Конституционного Суда, прокуратуры  и, особенно, суда. Происходит формирование демократических способов и приемов передачи политической власти. Основная проблема переходного этапа состоит в том, чтобы сохранить функциональное назначение государственных институтов регулирования общественно-политических процессов и сделать их при этом непосредственно зависимыми от демократических институтов и граждан. Народовластие сегодня требует не внешнего противостояния его форм, не противоборства интересов, а диалога, поиска договоренностей, взаимодействия в интересах народа, каждой личности. В переходной системе  политические и государственные  деятели и обеспечивающие их деятельность структуры должны быть заинтересованы в подтверждении своего статуса  и избранного ими курса политико-экономических  преобразований именно в рамках и  через выборные институты государственной  власти. Формирование правового государства оказывает возрастающее  воздействие  на «разделение властей», т.е. данный принцип становится реальностью. Раньше этот аспект не учитывался ввиду недооценки роли законов. Теперь же усиление верховенства закона как главного и непосредственного  регулятора общественных отношений  будет неумолимо вести к уменьшению потребностей в большом объеме подзаконных актов и множества органов управления. В механизме «разделения властей» возрастает удельный вес прямой демократии как путем более широкого применения ее начал в деятельности представительных органов, органов управления и др., так и посредством выделения самостоятельных институтов власти. Все более широкий круг общегосударственных, республиканских вопросов должен стать предметом их рассмотрения. Пока же эти институты применяются слабо либо плохо конституируются (прежде всего - референдумы). Проводится последовательный курс на децентрализацию, расширение прав республик  и территорий. Закрепление за регионами  их прав в качестве субъектов Федерации  при жестком обеспечении единства действия общефедеральных законов  без  нового вертикального перераспределния  властных прав затрудняет реальное самоуправление. Также, идет процесс изменения идеологизации форм правления.8 В  сложном  и  взаимосвязанном  мире, где  признание  общечеловеческих ценностей  требует  нового политического  подхода, меняются представления о  власти. Не утрачивая  свойств суверенности, она  призвана содействовать интеграционным процессам в области экономики, науки, культуры. Все более очевидно влияние мирового сообщества на развитие государств, политических систем. Здесь  можно выделить несколько направлений. Возрастает роль общепризнанных норм мирового сообщества, в том числе, норм международного права. Оно все  более утверждается как правовое сообщество. Крупные общечеловеческие задачи разрешимы лишь совместными усилиями.      

Информация о работе Форма правления как разновидность формы государства