Форма правления, понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования моей курсовой работы является такой
институт государственности, как форма правления.
Понятие формы правления является одним из важнейших,
содержательных характеристик правовой науки, государство ведения в целом.
Несомненно, так же его методологическое значение - еще Кант рассматривал
форму в качестве принципа упорядочения, синтеза материи государственности.
На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, в
центре внимания находились два вопроса: 1) какие формы правления существуют
и 2) какая из известных форм правления наилучшим образом подходит для
данного времени в данной стране.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….2

Глава 1……………………………………………………..6
Монархия, и ее виды…………………………………...6
Глава 2…………………………………………………….14
Республика и ее виды………………………………….14
Заключение………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая (формы правления).doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Феодальная (средневековая) монархия последовательно проходит три периода  своего развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархий.

Раннефеодальная монархия как форма  государственного правления вырастает  непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы, не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-Саксонское государства, Киевская Русь). Раннефеодальное государство характеризуется раздробленностью территории и слабой центральной властью. Феодальная военная и чиновная знать в этот период вынуждена была уживаться с остатками родового самоуправления. По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов.

Одновременно формируется аппарат  центральной власти. Особенность  данного аппарата состояла в том, что общие органы государственной  власти были слиты с аппаратом  частной власти крупных феодалов.

Разновидностью раннефеодального государства является раннефеодальная империя, которая возникла как результат завоеваний воинственными феодальными государственными образованиями многочисленных, слабо организованных народов, между которыми не было прочных экономических, военных и культурных связей (так, например, образовались империи Карла Великого, Чингисхана). Империи возглавлялись единым владыкою - королем, великим князем, халифом или ханом. В центре создавалась сильная власть, которая поддерживалась военной дружиной и народным ополчением.

Место и значимость в структуре власти определялись не размером земельных пожалований, а их положением, которому соответствовала доля военной добычи.

Несмотря на кажущуюся мощь, раннефеодальные  монархии были непрочными государственными образованиями. Захват все новых  земель и порабощение населяющих эти земли крестьян объективно способствовали феодализации общественной жизни. Создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти. Феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в своих собственных экономических интересах. Они постепенно устраняются от военных походов под знаменем короля, поскольку им выгоднее заниматься собственным хозяйством и не делиться с владыкою устойчивыми доходами, получаемыми от своих крестьян.

Итак, с развитием крупного землевладения  постепенно подрываются корни раннефеодальной  империи - она распадается на отдельные  изолированные государства.

Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма  государственного правления, при котором власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием). См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций - 2-е изд., испр., доп. - М, 1995 - С. 32 - 36.

Такие сословно представительные собрания возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии. Во Франции это Генеральные штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы, в России - Земский собор.

Сословно-представительное собрание состояло из духовенства, дворянства и представителей так называемого третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев). Это были, как правило, совещательные органы при монархе, занимающиеся законодательной деятельностью и контролем над финансами. Наряду с центральными органами сословного представительства создавались и местные сословно-представительные органы (провинциальные штаты во Франции, ландтаги отдельных земель в Германии, губские и земельные избы в России).

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархию.

2.1 Абсолютная монархия

При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева - М.: Право и Закон, 1996 - 424 с. Мнения исследователей по поводу того, существуют ли в современном мире абсолютные монархии, неоднозначны. Некоторые считают, что в чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые и имеются, то к ним можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, государства Саудовской Аравии. Правда, нет конституции в королевстве Бутан, но там есть закон о Нацио-нальном собрании, и этот своеобразно формируемый парламент собирается на сессии, хотя выполняет на деле лишь совещатель-ные функции. Абсолютные монархии теперь «обшиты» конститу-ционной или парламентской оболочкой.

По существу, монарх вла-ствует безраздельно, даже в некоторых конституциях говорится, что вся власть исходит от монарха (а не народа), он имеет право абсолютного вето по отношению к актам своеобразных парламент-ских органов: их решения не вступают в силу без согласия монар-ха, но по форме в такой монархий есть признаки ограниченной монархии, хотя в некоторых странах действие конституций на десятилетия приостанавливается (Бахрейн), они отменяются монархом (Свазиленд), а парламенты на годы распускаются (Кувейт, где только и существует полностью выборный парламент). В некото-рых конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говорится об ответст-венности правительства перед парламентом (по традиции прави-тельство возглавляет сын, брат или другой близкий родственник монарха, но, как отмечалось, парламент имеет на деле совещательный характер). К тому же, например, в Брунее, в парламенте чис-ленно преобладают лица, являющиеся его членами по должности, т.е. назначенные монархом. Парламент по существу рассматрива-ется как особая форма мусульманского института аш-шура -- со-вещания правителя с авторитетными людьми. Да и конституция, хотя документ называется, таким образом, не является основным законом. Это лишь королевский низам, дарованный монархом. Подлинной же конституцией считаются две священные книги му-сульман -- Коран и сунна (особенно первый). Учитывая указанные обстоятельства, видимо, все же правильнее называть сохранив-шиеся монархии такого рода полуабсолютными.

Большинство из рассматриваемых монархий имеют теократи-ческие черты. В наиболее отчетливой форме они выражены в араб-ских монархиях (кроме Марокко), в султанате Бруней. Это -- тео-кратические полуабсолютные по форме и абсолютные по существу монархии. К их числу принадлежат и королевство Бутан в Гималаях, хотя теократические черты в данном случае выражены сла-бее. Особую роль в полуабсолютной теократической монархии иг-рает семейный совет. Он, в частности, определяет преемника мо-нарха (это не обязательно старший сын), может заставить монарха отречься от престола. Связи органов государства с населением имеют своеобразный характер. Во-первых, они определяются ре-лигиозными догмами. Во-вторых, они персональны, основывают-ся на верности монарху и принадлежности к общине правоверных (умме). В-третьих, они, по существу, односторонние, хотя сущест-вует Мажилис (право любого «правоверного» члена уммы прийти на прием к монарху, что на практике не всегда осуществляется), эти связи имеют характер повиновения. В-четвертых, такие связи осуществляются в значительной мере через авторитетных лиц в общине правоверных. Назначаемые местные органы государства состоят аз членов королевской семьи (губернаторы) и других при-ближенных к монарху лиц. В связях с населением они выступают не столько как представители государства, сколько как олицетво-рение монаршего дома.

Особое место среди полуабсолютных теократических монархий занимают ОАЭ. В этом государстве вся полнота власти принадле-жит, как отмечалось, коллегиальному органу -- Совету эмиров семи объединившихся эмиратов. Национальное собрание (назначаемый эмирами своего рода парламент) состоит даже не при этом Совете, а при правительстве, тоже назначаемом эмирами. Хотя решения Совет принимает коллегиально, определяющие позиции принадлежат эмиру крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимающе-го 86% территории ОАЭ. Его глава периодически переизбирается Советом эмиров его председателем и до Временной конституции 1971 г. имеет значительные властные полномочия.

2.2 Конституционная монархия
В конституционных монархиях власть монарха юридически ограничена - как  правило, и законодательно, и существованием представительного органа. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.
Как форма правления, конституционная монархия возникаем в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.).
Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:
- правительство формируется из  представителей определенной партии (или партий), получивших большинство  голосов на выборах в парламент;
- лидер партии, обладающий наибольшим  числом депутатских мест, становится  главой государства;
- в законодательной, исполнительной  и судебной сферах власть монарха  фактически отсутствует, она является  символической;
- законодательные акты принимаются  парламентом и формально подписываются  монархом;
- правительство согласно конституции  несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Парламентарная монархия характерна для современных индустриально развитых государств, с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.). См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: Юрист, 1997. - С. 235 - 244.
При дуалистической монархии государственная  власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена  между правительством, формируемым  монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918).
Дуалистическая монархия первоначальная форма ограниченной монархии.

Такая форма, при которой уже  в той или иной мере проведен принцип  разделения властей. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти.

Дуалистическая монархия возникает  в особых исторических условиях, как  выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Эта форма правления в традиционных государствах См.: Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко - М.: Зерцало, 1996. - С. 96 - 100..

В настоящее время «классических», дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через  подчиненное ему и ответственное  только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.

Таким образом, мы рассмотрели монархические  формы государственного правления  и каждой из них дали краткую характеристику. Выяснили то, что при абсолютной монархии правитель обладает огромной властью над народом, чем в конституционной.

 

Глава 3. Республика
Республика - это форма правления, в которой высшая, государственная  власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и  несущим ответственность перед избирателями. См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА. М, 1999. - С. 178 - 185. Общими признаками республиканской формы правления являются:
- существование единоличного и коллегиального главы государства;
- выборность на определенный  срок главы государства и других  верховных органов государственной  власти;
- осуществление государственной  власти не по собственному  праву, а по поручению народа;
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- обязательность решений верховной  государственной власти для всех  других государственных органов;
- преимущественная защита интересов  граждан государства, взаимная  ответственность личности и государства.
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления. См.: Конституция  Российской Федерации: Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 года. - М., 2005.
В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.
Рабовладельческая государственность  существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской.

Республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик.

В аристократической республике основная масса населения даже формально  отстранялась от участия в выборах  высших органов государственной  власти. Таковым были Спарта и Римская  республика V - II вв. до н. э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.

В демократической республике к  формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V - IV вв. до н. э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.

Информация о работе Форма правления, понятие и виды