Так мы рассмотрели республиканские
формы государственного правления. Отметили,
что при президентской республике президент
непосредственно, при определенном парламентском
контроле, формирует правительство, которое
несет перед ним ответственность за свою
деятельность. При парламентской республике
президент республики является только
главой государства, но не главой правительства.
Политически это означает, что правительство
формируется партией (или партиями), победившей
на парламентских выборах, а президент,
не будучи лидером партии, лишен возможности
направлять его деятельность. Руководит
правительством премьер-министр (он может
называться иначе). И при смешанной республике
парламент и президент в той или иной мере
делят свой контроль и свою ответственность
по отношению к правительству.
Заключение
Итак, мы в своей научной работе
рассмотрели две основные формы
государственного правления: монархия
и республика. Подробно дали характеристику
каждой из форм. Возникает вполне естественный
вопрос: чем монархия лучше республики?
Каковы плюсы монархизма?
Главные отличия:
1. при монархии верховная власть
действительно сосредоточена в
руках одного человека, что значительно
облегчает решение сложных общегосударственных
задач;
2. монарх готовится к правлению
с самых пеленок и правит
своим государством вплоть до своей кончины,
в отличие от различных временщиков и
проходимцев. Он как отец заботящейся
о своем семействе;
3. монарх стоит над всеми классами
и сословиями, поэтому ему чужды
мелочные интересы; он заботится
обо всех в одинаковой мере;
4. в лице Царя происходит единение
Нации, и монарх как вождь
может мобилизовать народные
силы даже путем психологического
фактора;
5. монарх является высшей судьей
и может вмешиваться во все
спорные вопросы;
6. религиозный аспект: Царь блюститель
Церкви, ее чистоты и догматов.
Самая гнилая черта монархии - принцип
престолонаследия. Если при республике,
и даже при диктатуре, в верха
может вырваться энергичный, умный,
любящий свою страну человек, то при
монархии в верхах будут только изнеженные
сынки "дворянской" элиты, из
который истинно пассионарным будет один
из десяти.
Вспомни исторический опыт - в начале
ХХ века промышленный рывок совершили
страны, где-либо не было монархии, либо
освободившиеся от самодержавного гнёта
- США, СССР, Франция, Великобритания,
где власть окончательно перешла в руки
парламента.
Прочная стабильность обеспечивается
в дуалистической монархии, поскольку
монарх по-жизненно занимает свой пост,
готовит заранее себе сына-преемни-ка
(это имеет место и в других
формах монархии на Востоке), он назначает
и смещает правительство. Смена партий
в парламенте не влияет на стратегию и
методы управления. Стабильность прави-тельства
(министров) обеспечивается во всех формах
президент-ских республик, ибо парламент
не формирует его (это делает пре-зидент),
а иногда парламента вовсе нет. Однако
во всех этих случа-ях ответственность
исполнительной власти перед парламентом
имеет крайне неразвитый характер, а ее
наиболее острые формы (вотум недоверия
и др.) отсутствуют. Введение этих форм
ответст-венности в конституциях при властном
президенте не реализуется на практике.
Правительство, министры испытывают слабое
давление парламента и через него - общественного
мнения. В парламентарной монархий и парламентарной
республике партийная принадлежность
министров, состав правительства полнее
и точнее отражает изменения общественного
мнения, его колебания, преж-де всего через
парламент. Однако это ведет к значительному
недо-статку -- нестабильности правительства.
Партийные коалиции распадаются, часть
членов правящей партии (хотя это бывает
очень редко) может примкнуть к оппозиции
и правительство может быть свергнуто.
В послевоенной Италии (на 1998 г.) смени-лось
56 составов правительства» каждое из них
существовало в среднем год с небольшим
(правда, часто новые правительства воз-главляли
прежние лидеры).
С целью преодолеть недостатки парламентарной
и президент-ской форм и соединить
их плюсы в современных условиях
все чаще прибегают к созданию
смешанной, полупрезидентской, полупарламентарной
республики.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации:
Принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 года. - М., 2005.
Специальная литература:
2. Комаров С.А. Общая теория
государства и права: Курс лекций
- 2-е изд., испр., доп. - М., 1995 - 312 с.
3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория
государства и права: Курс лекций.
- М.: Юрист, 1997. - 672 с.
4. Нерсесянц В.С. Общая теория
права и государства: Учебник
для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. -
552 с.
5. Теория государства и права:
Учебник / Под ред. Корельского В.М., Перевалова
В.Д. - М.: Инфра-М, 1999. - 570 с.
6. Теория государства и права:
Учебник / Под ред. Корельского
В.М., Перевалова В.Д. - 2-е изд., изм.,
доп. - М.: Инфра-М, 2003. - 596 с.
7. Теория государства и права:
Учебник / Под ред. Лазарева В.В. - М.: Право
и закон, 1996 - 424 с.
8. Общая теория государства и
права: Учебник / Под ред. Лазарева
В.В. - М.: Юрист, 1996 - 472 с.
9. Теория государства и права:
Курс лекций / Под ред. Марченко
М.Н. - М.: Зерцало, 1996 - 476 с.
10. Теория государства и права:
Курс лекций / Под ред. Матузова
Н.И., Малько А.В. - 2-е изд., перераб.,
доп. М.: Юрист,2002, - 776 с.
КУРСОВИК 3:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РМ
СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
КИШИНЕВ 20023
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ 3
- ГЛАВА I. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 5
- ГЛАВА II. ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 8
- ГЛАВА III. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 10
- ГЛАВА IV. СМЕШАННЫЕ РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 17
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ВВЕДЕНИЕ
Прежде чем приступить
к рассмотрению темы «Республиканская
форма правления», нужно дать определение
формы правления.
Под формой правления
мы понимаем систему формирования и
взаимоотношений главы государства,
высших органов законодательной и исполнительной
власти. Форма правления исторически складывается
в процессе борьбы и взаимодействия социальных
и политических сил соответствующего
общества.
Форма правления имеет
основополагающее значение для изу-чения
конституционно-правового регулирования
организации и функционирования
государства. Это не просто абстрактная
теоретическая категория науки,
как, скажем, суверенитет или народовластие,
а тот ключ, с помощью которого мы только и можем
разобраться в смысле той или иной системы
органов государственной власти, установленной
конституцией соответ-ствующего государства.
При аграрном строе значение
формы правления сводилось лишь
к определению того, каким образом замещается должность главы
государства -- в порядке наследования
или путем выборов. По мере разложения
феодализма и перехода к индустриальному
строю, сопровождавшегося ослаблением
власти монархов, появлением и укреплением
народного (национального) представительства,
типология форм правления стала обогащаться:
наибольшую значимость приобрело не то,
наследственный или выборный глава государства
в стране, а то, как организуются отношения
между главой государства, парламентом,
правитель-ством, как взаимно уравновешиваются
их полномочия, -- словом, как устроено
разделение властей. И сегодня при анализе
формы правления конкретного государства
нас прежде всего интересует не то, республика
это или монархия, а то, какая разновидность
республики или монархии здесь установлена.
Таким образом, формы
правления различаются в зависимости
от того, принадлежит ли верховная
власть в государстве одному лицу,
которое одновремен-но является символом
государства, или же она осуществляется
при помощи различных демократических институтов (представительные органы
власти, референдумы, и т.д.). В связи с этим
все госу-дарства по форме правления делятся
на монархии и республики.
Форма государственного
правления дает возможность уяснить:
как создаются высшие
органы государства, и каково их строение;
как строятся взаимоотношения
между высшими и другими государственными
органами;
как строятся взаимоотношения
между верховной государственной
властью и населением страны;
в какой мере организация
высших органов государства позволяет
обеспечивать права и свободы гражданина.
В данной курсовой работе
будет рассмотрена республиканская
форма правления и даны ответы
на вышеизложенные вопросы.
ГЛАВА I. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА
ПРАВЛЕНИЯ.
Республика - форма правления, в
соответствии с которой высшая
власть в государстве принадлежит выборным
органам - парламенту, президенту; они
осуществляют контроль над правительством,
существует независимое правосудие, муниципальное
самоуправление.
Общими признаками республиканской
формы правления являются:
существование единоличного и коллегиального
главы государства;
выборность на определенный срок главы
государства и других верховных
органов государственной власти;
осуществление государственной власти
не по своему велению, а по поручению
народа;
юридическая ответственность главы
государства в случаях, предусмотренных
законом;
обязательность решений верховной
государственной власти.
Республиканская форма правления
в окончательном виде сформировалась
в Афинском государстве. По мере развития
общественной жизни она видоизменялась,
приобретала новые черты, все больше наполнялась
демократическим содержанием.
Насчитывается несколько основных
разновидностей республиканского правления.
В свою очередь они делятся
по форме государственного устройства
на:
парламентарные;
президентские;
смешанные (полупрезидентские). Решетников
Ф.М. Правовые системы стран мира.
М., 1993.
Республика (от лат. res publica -- общественное
дело) -- это такая форма правления,
которая характеризуется выборностью
главы государства, именуемого обычно
президентом.
Республиканская форма правления
окончательно установилась, во Франции
лишь с принятием Конституции 1875
года после двукратной реставрации
монархии. Швейцария и миниатюрное
государство Сан-Марино имеют эту
форму правления изначально. Большинство
же современных европейских республик
обрели ее после военных и революционных
потрясений XX века, связанных прежде всего
с двумя мировыми войнами. В Америке успешная
вооруженная национально-освободительная
борьба бывших колоний против монархических
метрополий также, как правило, порождала
республиканскую форму правления. Равным
образом и в Африке и в Азии распад колониальной
системы в середине XX века привел, за единичными
исключениями, к образованию республик.
При прочих равных условиях республика
-- наиболее демократическая форма
правления, поскольку предполагает, что
пол-номочия любой ветви власти, любого
высшего ее органа, вклю-чая главу государства,
в конечном счете, основываются на ман-дате
народа. Но следует подчеркнуть, что этот
вывод верен лишь при прочих равных условиях.
Дело в том, что существуют извращенные
разновидности рес-публики, характеризующиеся
нелигитимностью власти. Напри-мер,
когда в стране происходит государственный
переворот, который ставит во главе
государства единоличного диктатора
(он может называться как угодно --
президентом, координато-ром, вождем, генеральным
секретарем центрального комитета партии
и т.д.) или группу диктаторов (хунту), форма
правления официально может провозглашаться
или оставаться республикан-ской, но ее
демократическая суть выхолащивается.
Это происхо-дит и в том случае, когда законно
избранное или назначенное должностное
лицо (президент, премьер-министр и т.п.)
захваты-вает не принадлежащие ему по
конституции полномочия, отказывается
оставить свою должность по истечении
срока полномочий -- словом, когда узурпирует
власть. Так поступили Гитлер в Германии
в 1933 году, Ж. Мобуту в Заире (тогда-- Конго)
в 1960 году, "черные полковники" в Греции
в 1967 году, А.Пиночет в Чили в 1973 году. Примеры,
к сожалению, можно значительно умножить.
Есть и примеры такой замены монархии
республикой, которые означают ликвидацию
существовавшей при монархии демократии.
Например, те же греческие "черные полковники"
в июне 1973 года ликвидировали монархию,
однако демократии стране такая "республика"
отнюдь не добавила. Мало отличаются от
абсолютной монархии некоторые республики
Тропической Африки, где, несмотря на наличие
парламента, формально независимых судов,
власть президента практически неограниченна
(так называемые монократические республики).
Смена президентов происходит здесь обычно
лишь в результате их смерти или военного
переворота, а отнюдь не всеобщих выборов.
Перевыборы же на новый срок носят скорее
ритуальный, чем реальный характер. В Малави,
к примеру, до недавнего времени Президент
вообще считался находящимся в должности
пожизненно. "Социалистические" республики
служили и служат прикрытием единоличной
диктатуры генерального (первого) сек-ретаря
компартии (ее центрального комитета)
или групповой диктатуры политбюро ее
центрального комитета. Генеральный секретарь
может при этом занимать должность президента
или премьер-министра, а может не занимать
никакой государственной должности, осуществляя
свою громадную власть неформальным образом,
как это долгое время делал И.В.Сталин.
Рассмотрим разновидности действительно
де-мократической или по крайней мере
либеральной по политическому режиму
республики. При этом надо помнить, что
и в пре-зидентской, и в парламентарной
республике есть и президент, и парламент,
а различие между этими двумя разновидностями
республиканской формы правления заключается
в характере отношений между законодательной
и исполнительной властью.
ГЛАВА II. ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА.
Парламентская республика - это разновидность
современной формы государственного
правления, при которой верховная
роль в организации государственной жизни
принадлежит парламенту.
В такой республике правительство
формируется парламентским путем
из числа депутатов, принадлежащих
к тем партиям, которые располагают
большинством голосов в парламенте.
Правительство несет коллективную ответственность
перед парламентом о своей деятельности.
Оно остается до тех пор у власти, пока
в парламенте они обладают большинством.
В случае утраты доверия большинство членов
парламента правительство либо уходит
в отставку, либо через главу государства
добивается роспуска парламента и назначения
досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства
в подобных республиках избирается
парламентом либо специально образуемой
парламентской коллегией. Назначение
парламентом главы государства является
главным видом парламентского контроля
над исполнительной властью. Процедура
избрания главы государства в современных
парламентарных республиках неодинакова.
В Италии, например, президент республики
избирается членами обеих палат на их
совместном заседании, но при этом в выборах
участвуют по три депутата из каждой области,
избранных областным советом. В федеративных
государствах участие парламента в избрании
главы государства, также разделяется
с представителями членов федерации. Так
в Германии президент избирается федеральным
собранием, состоящим из членом бундестага,
и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами
земель на началах пропорционального
представительства. Выборы главы государства
в парламентарной республике могут осуществляться
и на основе всеобщего избирательного
права, что характерно для Австрии, где
президент избирается сроком на шесть
лет. Иностранное конституционное право.
Под ред. Маклакова В.В., М., 1996.
Глава государства в парламентарной
республике обладает полномочиями:
обнародует законы, издает декреты, назначает
главу правительства, является верховным
главнокомандующим вооруженными силами
и т.д.
Глава правительства (премьер-министр,
председатель совета министров, канцлер)
назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое
им правительство, которое осуществляет
верховную исполнительную власть и отвечает
за свою деятельность перед парламентом.
Наиболее существенной чертой парламентарной
республики является то, что любое правительство
лишь тогда правомочно осуществлять управление
государством, когда оно пользуется доверием
парламента.