Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа
Предметом исследования моей курсовой работы является такой
институт государственности, как форма правления.
Понятие формы правления является одним из важнейших,
содержательных характеристик правовой науки, государство ведения в целом.
Несомненно, так же его методологическое значение - еще Кант рассматривал
форму в качестве принципа упорядочения, синтеза материи государственности.
На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, в
центре внимания находились два вопроса: 1) какие формы правления существуют
и 2) какая из известных форм правления наилучшим образом подходит для
данного времени в данной стране.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….2
Глава 1……………………………………………………..6
Монархия, и ее виды…………………………………...6
Глава 2…………………………………………………….14
Республика и ее виды………………………………….14
Заключение………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………30
По характеру взаимоотношений
между законодательной и
В большинстве республик мира принята форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.). Подавляющее большинство стран Латинской Америки -- президентские республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. В условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент через подчиненных ему министров.
Иногда министры образуют Совет министров во главе с админи-стративным премьер-министром, но и в этом случае фактическим (а часто и юридическим) главой правительства остается прези-дент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа -- правительства, они со-ставляют кабинет президента, его совещательный орган. В пре-зидентской республике президент избирается непосредственно гражданами. Он получает свой мандат непосредственно от народа и не зависит от парламента (кроме случаев рассматриваемого ниже импичмента).
Министры (премьер-министр и Совет министров, там, где он есть) назначаются президентом по своему усмотрению (в некото-рых странах, например в США, требуется утверждение верхней палаты парламента, в чем она отказывает очень редко и не по пар-тийным соображениям). Министры не нуждаются в доверии пар-ламента (нижней палаты), и такого голосования не проводится. В президентской республике страной управляет та партия, кото-рая победила на президентских выборах, а не на выборах в парла-мент, в ее руках исполнительная власть, хотя в некоторых стра-нах, особенно в США, велика и роль парламента (во многих других странах парламент занимает скромное положение). Законы при-нимает только парламент, но президент имеет право отлагательно-го вето и часто его используют особенно в условиях «разделенного правления», когда в парламенте имеет большинство другая пар-тия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответ-ственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия. Существует независимый орган конституционного контроля, независимые суды, как, впро-чем, и в парламентских республиках.
В настоящее время президентская республика классического типа, о которой речь шла выше, подвергается модификациям. Воз-никает президентская республика с некоторыми чертами парла-ментской формы. Во-первых, как говорилось, в некоторых странах (Египет, Перу и др.) учреждается должность премьер-министра, назначаемого президентом, создается Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-мини-стру, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во-вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем не свойственно президентской республике (Уругвай, Перу, Эквадор), а в некоторых странах -- и ответственность премьер-министра и всего Совета министров. Правда, эта ответственное затруднена и в конечном счете вопрос решается президентом, но возможны такие ситуации, когда он должен отправить министра или правительство в отставку в результате недоверия парламента (на-пример, в Египте, если недоверие подтверждено путем референду-ма избирателей). Иногда конституция очень четко устанавливает случаи, когда возможно недоверие. В Казахстане (ст. 53 Конститу-ции 1995 г.) правительство ответственно перед парламентом толь-ко в одном случае: отклонение программы правительства означает недоверие, но принятие такого решения затруднено (за него долж-ны проголосовать 2/3 списочного состава парламента, причем на совместном заседании обеих палат). В других странах таких жест-ких условий нет, но предложить резолюцию о недоверии министру может лишь значительное число парламентариев (в Перу четвер-тая часть однопалатного парламента).
На деле недоверие правительству при «сильном» президенте не выносится. Такие факты неизвестны. Президент сам меняет пра-вительство, если он видит такую необходимость и соответствую-щее отношение к правительству со стороны парламента. Сложно что-то сказать и о недоверии отдельным министрам. В Египте таких фактов не было, да и вряд ли возможно: абсолютное боль-шинство (более 90%) депутатов принадлежат к партии президента (в настоящее время -- президента Мубарака), и они вряд ли выра-зят недоверие «своему» министру, назначенному «своим» прези-дентом. В докладе на одном из международных симпозиумов кон-ституционалист из Латинской Америки С. Нино, говоря о возмож-ности вотума недоверия министрам в некоторых странах этого региона, также не приводит фактов о такой ответственности.
Наряду с определенным смягчением принципа президенциализма в президентской республике появились и такие ее формы, которые свидетельствуют о возрастании всевластия президента, о превращении его по существу в единственный институт государст-венной, а то и партийно-государственной власти. Выше мы уже упоминали концепции и практики партии-государства, о пожиз-ненных президентах в президентско-монократических республи-ках прошлого (Гвинея, Заир, Малави, Экваториальная Гвинея, Уганда и др.), где президент возглавлял и государственный аппа-рат, и единственную разрешенную партию. Учитывая особую роль президента и слабость парламента в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии их нередко называют суперпрезидентскими республиками. Свои особенности имеет республиканская форм условиях военных режимов, когда высшим органом государства является созданный в результате переворота военный (революци-онный и т.д.) совет, избирающий своего руководителя президен-том (иногда -- исполняющим обязанности президента, иногда -- временным президентом). Это -- милитарно-президентская рес-публика. Это -- временная форма, но в отдельных странах до пере-хода к гражданскому режиму она существовала более 10 лет (Алжир, Нигерия, Эфиопия и др.).
В различных видах президентской
республики прямые и об-ратные связи
органов государства с заселени
Смешанная (полупрезидентская)
республика. Впервые полупрези-дентская
республика (таково утвердившееся в
литературе не со-всем точное, условное
название) была введена во Франции в 1958
г. по инициативе де Голля, который стремился
к сильной президент-ской власти, но должен
был учитывать длительные традиции пар-ламентаризма
в стране. См.: Общая теория государства
и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева
- М.: Юрист, 1996. - С. 135 - 142. Название «полупрезидентская»
не означа-ет слабой власти президента,
напротив, она является реальной в отличие
от парламентарной республики, но эта
власть действи-тельно слабее, чем это
имеет место в президентской республике.
В этом смысл названия «полупрезидентская»,
хотя точнее ее было бы называть полупрезидентской-
Как и в прези-дентской, в полупрезидентской республике действует сравнитель-но «жесткое» разделение властей, но оно все же смягчено: прези-дент по тексту конституций не является главой исполнительной власти (он охарактеризован только как глава государства), испол-нительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом и огра-ниченную -- перед парламентом. Двойная ответственность прави-тельства -- специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.
В полупрезидентской республике имеются следующие черты, объединяющие ее с президентской формой правления:
- президент избирается
- вице-премьеров и министров президент может назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте;
- правительство несет
Наряду с сильными элементами президенциализма, в полупре-зидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них -- ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше -- в России, еще слож-нее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых дру-гих странах. В России для решения вопроса об отставке Правитель-ства нужен не один, а два вотума (голосования) недоверия по ини-циативе парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух воту-мов отставка Правительства не безусловна. Президент вместо этого может распустить парламент (Государственную Думу) с назначе-нием даты новых выборов. Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президен-том, на должность премьер-министра. Такой порядок предусматри-вается не во всех странах, во Франции этого нет, но в России и неко-торых других странах получение такого согласия обязательно.
Наряду с совмещением черт президентской и парламентарной республики полупрезидентская республика имеет такие особен-ности, которые не присущи первым. Основная из них: особый ста-тус президента. По конституциям президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной из ее ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президент-ской республике и по традиции -- в парламентарной. По Консти-туции России 1993 г. исполнительная власть принадлежит только Правительству, Президент охарактеризован только как глава го-сударства. Вместе с тем и во Франции, и в Румынии, и в Казахста-не, и в России в конституцию заложена идея об арбитражной влас-ти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов, а по Конституции Республики Беларусь 1996 г. -- ар-битр не только в государстве, но и в обществе. Германские иссле-дователя X. Баро и Э. Везель считают, что в полупрезидентской республике глава правительства зависит как от президента, так и от парламента, но президент влияет на деятельность правительст-ва не прямо, а опосредованно.