Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа
Предметом исследования моей курсовой работы является такой
институт государственности, как форма правления.
Понятие формы правления является одним из важнейших,
содержательных характеристик правовой науки, государство ведения в целом.
Несомненно, так же его методологическое значение - еще Кант рассматривал
форму в качестве принципа упорядочения, синтеза материи государственности.
На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, в
центре внимания находились два вопроса: 1) какие формы правления существуют
и 2) какая из известных форм правления наилучшим образом подходит для
данного времени в данной стране.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….2
Глава 1……………………………………………………..6
Монархия, и ее виды…………………………………...6
Глава 2…………………………………………………….14
Республика и ее виды………………………………….14
Заключение………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………30
Заире (тогда - Конго) в 1960г., А. Пиночет в Чили в 1973г. Примеры, к
сожалению, можно значительно умножить. Есть и примеры такой замены монархии
республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии
демократии. Например, социалистические республики служили и служат
прикрытием
единоличной диктатуры
(ее центрального комитета) или групповой диктатуры политбюро ее
центрального комитета. Генеральный секретарь может при этом занимать
должность президента, а может не занимать никакой государственной
должности, осуществляя свою громадную власть неформальным образом, как это
долгое время делал И.В. Сталин.
Известны парламентарные и
Президентская (дуалистическая) республика несколько напоминает
дуалистическую монархию, однако, имеет весьма существенные отличия от нее.
Прежде всего, здесь наиболее
последовательно проведен
разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе
принципа так называемых «сдержек и противовесов».
И законодательная власть, и исполнительная власть в президентской
республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой
исполнительной власти является избираемый народом президент, который
совмещает эти функции с функциями главы государства. Правительства как
коллегиального органа нет, министры каждый в отдельности подчинены
президенту. Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти,
назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при
этом исходит не из политического лица кандидатов, а
из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им
должностных лиц исполнительной власти президент может
15
смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он
работать не может и не желает.
Главный
признак данной формы
ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую
политику, Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не
нарушили закон. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом
доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко
наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к
одной партии, а большинство в парламенте другое. Тем не менее, они
вынуждены сотрудничать, ибо не одна из ветвей власти не может
конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных
лиц исполнительной и судебной власти путем так называемого импичмента может
иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные
правонарушения).
Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что
президент может тормозить
на принятые им законы отлагательное (суспензивное) вето, для преодоления
которого требуется
парламента. В свою очередь, верхняя палата парламента может
воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того,
ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом
международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность
актов и парламента, и президента,
обеспечивая тем самым
правопорядка как законодательн
Достоинство президентской формы правления заключается прежде всего
в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие
общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом
принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия
одному лицу, которое может осуществлять руководство в чрезвычайных
обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или сложными проблемами,
некоторые страны усиливают значение поста президента. Президентская система
правления в принципе обеспечивает большую степень политической
стабильности, чем парламентская, т.к. кабинет министров назначается на
фиксированный срок, определенный конституцией.
Глава государства в президентской республике получает свои
полномочия в результате избрания на известный срок (обычно от 4 до 7 лет, в
Латвии - на 3 года) из среды граждан государства (в Аргентине, Ирландии,
Исландии, Филиппинах, Шри- Ланке и некоторых других странах на этот пост
избирались не только мужчины, но и женщины) и ответственен перед судом за
противоправные деяния в период нахождения у власти.
Президентская форма правления в свою очередь не является
безупречной. Во- первых, в отличие от парламентской формы правления, она
таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и
законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса.
Вероятность последнего особенно возрастает, если президент и парламентское
большинство принадлежит к различным партиям или политическим течениям.
Предположения, что президент всегда находится над
партийной борьбой и политиканством лоббистов, могут не иметь под собой
веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской и президентской
формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным
руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом двух
властей. Во- вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания
президента. Любой из них имеет свои сильные и слабые стороны. На первое
место по значимости выходит метод президентских
выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократичными.
Но моделей прямых выборов тоже много, а выбор способов не всегда зависит от
президента. Президентская власть может оказаться в большей зависимости от
законодательной ветви, от которой может зависеть
многое, например, процедура переизбрания президента на второй срок в
чрезвычайно усложненном порядке.
Государственный режим при этой форме правления- только
дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного
парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качества
государственного режима это не меняет.
Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта
форма правления встречается также в некоторых странах Азии Африки. Правда,
подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за
конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские
республики характеризовались
исследователями как
последние 10- 15 лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала
меняться и приближаться к конституционному эталону.
К парламентарной форме правления можно отнести все вышесказанное
о парламентарной монархии, за исключением вопроса о главе государства.
Вместо слабого монарха мы наблюдаем слабого президента, который в
типичном случае избирается либо парламентом, либо более широкой коллегией,
включающей наряду с парламентом обычных депутатов парламентов субъектов
федерации или представительных региональных органов самоуправления.
Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента
парламентарной республики, осуществляются, как
правило, правительство, которое в лице своего главы или министра
контрассигнуют акты президента. Показательно, что часть 1 статьи 74
Конституции Республики Индия 1949г. в редакции 42- ой и 44- ый поправок
прямо установила обязанность президента
следовать советам правительств
Главный
признак парламентарной
монархии, - политическая ответственность
правительства перед
Как и там, ответственность эта- часто солидарная: недоверие одному члену
правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства.
Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента
распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.
При парламентарной республике также возможны два государственных
режима- парламентарный и министериальный.
Чисто парламентарных республик не так уж много. К ним можно
отнести Германию, Венгрию, Италию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию
некоторые другие. В тех странах где многопартийность обуславливает действие
парламентарного государственного режима, следствием его являются частые
правительственные кризисы. В Италии, например, правительство удерживается у
власти в среднем меньше года, хотя партийный
состав правительств обычно почти не меняется, да и персональные
перестановки незначительны.
Достоинством
парламентарной республики
элементов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер министр) и
его кабинет назначаются и
большинством. До тех пор, пока правительство располагает поддержкой
большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и
представления законопроектов. С потерей парламентского большинства
правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в
парламентских республиках президент играет не значительную роль;
исполнительная власть является по сути продолжением законодательной и тем
самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.
Недостатки
парламентарной республики
крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую
коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость.
При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные)
партии могут предстать частью парламентской коалиции большинства. Это может
оказаться не менее пагубным, чем тупик во
19
взаимоотношениях
реальной может оказаться
простое парламентское большинство, т.е. эффективность, стабильность
парламентских форм правления зависит от характера политических партий,
соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной
системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей,
т.е. мажоритарной или пропорциональной системой.
Как уже говорилось, в современных условиях «чистые» формы
президентских парламентарных республик значительно редки. С одной стороны,
в президентских республиках
политической ответственности министров (но не кабинета в целом, поскольку
его возглавляет президент, не несущий
ответственности перед
другой стороны возникают
парламентских. Первый путь характерен для отдельных стран Латинской Америки
(это Венесуэла, Перу, Уругвай, Колумбия и др.), где конституциями
предусмотрена ответственность министров перед парламентом. « Второй путь
создания смешанных, гибридных форм был указан французской конституцией 1958
года и со значительными изменениями воспринят Грецией(1975), Португалией
(Конституция 1976 г. до последующих изменений) и т. д.
Смешанная
(полу президентская)
признаки и президентской, и парламентской республики. Но сочетание это
бывает различным. Например, по Конституции Французской республики 1958 года
президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно
для президентской республики. В тоже время назначаемое им правительство
должно пользоваться доверием нижней палаты парламента- Национального
Собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем
президент может распускать Национальное Собрание
по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой
разновидности республиканской формы правления в Португалии, в Мадагаскаре
(до 1922 г.), в Белоруссии, России, Украине, Армении и других странах
фактическим руководителем правительства является президент, что сближает
эти гибридные формы с
в некоторых странах созываются так называемые официальные заседания
правительства Совет министров), на которых решаются наиболее существенные
вопросы), но есть также конституционная должность премьер- министра (в ряде
президентских республик такая должность то вводилась, то упразднялась по
усмотрению президента). Это- административный премьер, он ведает