Форма правления, понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования моей курсовой работы является такой
институт государственности, как форма правления.
Понятие формы правления является одним из важнейших,
содержательных характеристик правовой науки, государство ведения в целом.
Несомненно, так же его методологическое значение - еще Кант рассматривал
форму в качестве принципа упорядочения, синтеза материи государственности.
На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, в
центре внимания находились два вопроса: 1) какие формы правления существуют
и 2) какая из известных форм правления наилучшим образом подходит для
данного времени в данной стране.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….2

Глава 1……………………………………………………..6
Монархия, и ее виды…………………………………...6
Глава 2…………………………………………………….14
Республика и ее виды………………………………….14
Заключение………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая (формы правления).doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Заире (тогда - Конго) в 1960г., А. Пиночет  в Чили в 1973г. Примеры, к

сожалению, можно значительно умножить. Есть и примеры такой замены монархии

республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии

демократии. Например, социалистические республики служили и служат

прикрытием  единоличной диктатуры генерального (первого секретаря) партии

(ее  центрального комитета) или групповой  диктатуры политбюро ее

центрального  комитета. Генеральный секретарь  может при этом занимать

должность президента, а может не занимать никакой государственной

должности, осуществляя свою громадную власть неформальным образом, как это

долгое  время делал И.В. Сталин.

          Известны парламентарные и президентские  республики.

          Президентская (дуалистическая) республика несколько напоминает

дуалистическую  монархию, однако, имеет весьма существенные отличия от нее.

           Прежде всего, здесь наиболее  последовательно проведен принцип

разделения  властей, а взаимоотношения между  ветвями власти строятся на базе

принципа  так называемых «сдержек и противовесов».

          И законодательная власть, и исполнительная  власть в президентской

республике  получают свой мандат непосредственно  от народа. Главой

исполнительной  власти является избираемый народом президент, который

совмещает эти функции с функциями главы  государства. Правительства как

коллегиального  органа нет, министры каждый в отдельности  подчинены

президенту. Судьи, как и высшие должностные  лица исполнительной власти,

назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при

этом  исходит не из политического лица кандидатов, а

из  их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных  им

должностных лиц исполнительной власти президент  может

 

 

 

                                     15

смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он

работать не может и не желает.

          Главный  признак данной формы правления-  отсутствие

ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую

политику, Парламент не может смещать  ее должностных лиц, если они не

нарушили закон. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом

доверии парламента. Поэтому в президентских  республиках мы нередко

наблюдаем ситуацию, характеризующуюся  тем, что президент принадлежит к

одной партии, а большинство в  парламенте другое. Тем не менее, они

вынуждены сотрудничать, ибо не одна из ветвей власти не может

конституционным путем устранить  другую (смещение парламентом должностных

лиц исполнительной и судебной власти путем так называемого импичмента может

иметь место лишь, если со стороны  этих лиц допущены серьезные

правонарушения).

          Сдержки  и противовесы проявляются, в  частности, в том, что

президент может тормозить законодательную  деятельность парламента, налагая

на принятые им законы отлагательное (суспензивное) вето, для преодоления

которого требуется квалифицированное  большинство голосов в обеих  палатах

парламента. В свою очередь, верхняя  палата парламента может

воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того,

ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом

международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность

актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение

правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

        Достоинство  президентской формы правления  заключается прежде всего

в том, что всенародно избранный  президент являет собой средоточие

общенациональных устремлений, выступает  символом нации, символом

принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия

одному лицу, которое может осуществлять руководство в чрезвычайных

 

 

 

                                     16

обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или сложными проблемами,

некоторые страны усиливают значение поста президента. Президентская система

правления в принципе обеспечивает большую  степень политической

стабильности, чем парламентская, т.к. кабинет министров  назначается на

фиксированный срок, определенный конституцией.

           Глава государства в президентской республике получает свои

полномочия  в результате избрания на известный  срок (обычно от 4 до 7 лет, в

Латвии - на 3 года) из среды граждан государства (в Аргентине, Ирландии,

Исландии, Филиппинах, Шри- Ланке и некоторых других странах на этот пост

избирались  не только мужчины, но и женщины) и  ответственен перед судом за

противоправные  деяния в период нахождения у власти.

          Президентская форма правления  в свою очередь не является

безупречной. Во- первых, в отличие от парламентской формы правления, она

таит  в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и

законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса.

Вероятность последнего особенно возрастает, если президент и парламентское

большинство принадлежит к различным  партиям или политическим течениям.

Предположения, что президент всегда находится над

партийной борьбой и политиканством лоббистов, могут не иметь под  собой

веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской и  президентской

формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным

руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом двух

властей. Во- вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания

президента. Любой из них имеет  свои сильные и слабые стороны. На первое

место по значимости выходит метод  президентских

выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократичными.

Но моделей прямых выборов тоже много, а выбор способов не всегда зависит от

президента. Президентская власть может оказаться в большей зависимости от

законодательной ветви, от которой  может зависеть

 

 

 

                                     17

многое, например, процедура переизбрания президента на второй срок в

чрезвычайно усложненном порядке.

          Государственный режим при этой форме правления- только

дуалистический. В зависимости  от обстоятельств значение и роль конкретного

парламента или президента могут  быть сильнее или слабее, но качества

государственного режима это не меняет.

          Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта

форма правления встречается также  в некоторых странах Азии Африки. Правда,

подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит  за

конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские

республики характеризовались  исследователями как суперпрезидентские. В

последние 10- 15 лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала

меняться и приближаться к конституционному эталону.

          К парламентарной  форме правления можно отнести все вышесказанное

о парламентарной монархии, за исключением  вопроса о главе государства.

          Вместо  слабого монарха мы наблюдаем  слабого президента, который в

типичном случае избирается либо парламентом, либо более широкой коллегией,

включающей наряду с парламентом обычных депутатов парламентов субъектов

федерации или представительных региональных органов самоуправления.

Обширные полномочия, которыми порой  конституция наделяет президента

парламентарной республики, осуществляются, как

правило, правительство, которое в лице своего главы или министра

контрассигнуют акты президента. Показательно, что часть 1 статьи 74

Конституции Республики Индия 1949г. в  редакции 42- ой и 44- ый поправок

прямо установила обязанность президента следовать советам правительства.

          Главный  признак парламентарной республики, как и парламентарной

монархии, - политическая ответственность  правительства перед парламентом.

Как и там, ответственность эта- часто солидарная: недоверие одному члену

правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства.

 

 

 

                                     18

Вместо ухода в отставку правительство  может потребовать от президента

распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

          При  парламентарной республике также возможны два государственных

режима- парламентарный и министериальный.

          Чисто  парламентарных республик не  так уж много. К ним можно

отнести Германию, Венгрию, Италию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию

некоторые другие. В тех странах где многопартийность обуславливает действие

парламентарного государственного режима, следствием его являются частые

правительственные кризисы. В Италии, например, правительство удерживается у

власти в среднем меньше года, хотя партийный

состав правительств обычно почти  не меняется, да и персональные

перестановки незначительны.

          Достоинством  парламентарной республики является  единство высших

элементов власти, поскольку глава  исполнительной власти (премьер министр) и

его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее парламентским

большинством. До тех пор, пока правительство  располагает поддержкой

большинства законодателей, оно выполняет  свои функции, не исключая и

представления законопроектов. С потерей парламентского большинства

правительство уходит в отставку. При всех существующих вариациях  в

парламентских республиках президент  играет не значительную роль;

исполнительная власть является по сути продолжением законодательной  и тем

самым возможный конфликт между  двумя ветвями власти сводится к  минимуму.

           Недостатки  парламентарной республики сводятся, во-первых, к

крайней фрагментарности партийной  системы, которая обрекает парламентскую

коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость.

При неразвитости партийной системы  даже экстремистские (малочисленные)

партии могут предстать частью парламентской коалиции большинства. Это может

оказаться не менее пагубным, чем  тупик во

 

 

 

                                     19

взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти. Во-вторых, вполне

реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии  создать

простое парламентское большинство, т.е. эффективность, стабильность

парламентских форм правления зависит от характера политических партий,

соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной

системы в немалой степени определяются способом избрания законодателей,

т.е. мажоритарной или пропорциональной системой.

          Как уже говорилось, в современных условиях «чистые» формы

президентских парламентарных республик  значительно редки. С одной стороны,

в президентских республиках предусматриваются  некоторые ослабленные формы

политической ответственности  министров (но не кабинета в целом, поскольку

его возглавляет президент, не несущий  ответственности перед парламентом), с

другой стороны возникают гибридные  формы полу президентских, полу

парламентских. Первый путь характерен для отдельных стран Латинской  Америки

(это Венесуэла, Перу, Уругвай, Колумбия и др.), где конституциями

предусмотрена ответственность министров  перед парламентом. « Второй путь

создания смешанных, гибридных  форм был указан французской конституцией 1958

года и со значительными изменениями  воспринят Грецией(1975), Португалией

(Конституция 1976 г. до последующих  изменений) и т. д.

          Смешанная  (полу президентская) республика  сочетает в себе

признаки и президентской, и  парламентской республики. Но сочетание  это

бывает различным. Например, по Конституции  Французской республики 1958 года

президент избирается гражданами и  руководит правительством, что характерно

для президентской республики. В  тоже время назначаемое им правительство

должно пользоваться доверием нижней палаты парламента- Национального

Собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем

президент может распускать Национальное Собрание

 

 

 

                                     20

по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой

разновидности республиканской формы  правления в Португалии, в Мадагаскаре

(до 1922 г.), в Белоруссии, России, Украине,  Армении и других странах

фактическим руководителем правительства  является президент, что сближает

эти гибридные формы с президентской  республикой (под его председательством

в некоторых странах созываются так называемые официальные заседания

правительства Совет министров), на которых решаются наиболее существенные

вопросы), но есть также конституционная  должность премьер- министра (в ряде

президентских республик такая  должность то вводилась, то упразднялась по

усмотрению президента). Это- административный премьер, он ведает

Информация о работе Форма правления, понятие и виды