Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – всесторонне исследовать Федеральное Собрание как особый государственный орган. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 исследовать историю российского парламентаризма;
 проанализировать статус Федерального Собрания, его положение в системе органов государственной власти РФ;
 дать характеристику основным функциям Федерального Собрания;
 выявить структуру Федерального Собрания;
 охарактеризовать статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
1. Правовое регулирование деятельности российского парламента………...5-8
2. Функции Федерального Собрания………………………………………...8-14
3. Организация деятельности Федерального Собрания…………………...15-25
Заключение…………………………………………………………………...26-28
Список литературы……………………………………………………..........29-30

Файлы: 1 файл

Федеральное собрание - Парламент РФ.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Также Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ (статьи 102, 103), принимают постановления.

Согласно статье 15 Конституции РФ, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Контрольная функция Федерального Собрания заключается в парламентском контроле. Парламентский контроль – право представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять в отставку министров или правительства в целом в случае признания их деятельности неудовлетворительной (вотум недоверия)11.

Конституция не называет Федеральное Собрание контрольным органом, но некоторые полномочия позволяют ему осуществлять ряд контрольных функций.

К контрольным полномочиям Совета Федерации может быть отнесено:

  • утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;
  • отрешение Президента РФ от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К контрольным полномочиям Государственной Думы могут быть отнесены:

  • дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Также с целью осуществления палатами Федерального Собрания деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства, проводится парламентское расследование. Парламентскому расследованию подлежат:

  • факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина;
  • обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования и принятии решения о возбуждении парламентского расследования палаты Федерального Собрания на паритетных началах формируют комиссию, состоящую из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, и избирают ее сопредседателей12.

Совет Федерации, Государственная Дума вправе направить парламентский запрос, а член Совета Федерации, депутат Государственной Думы - депутатский запрос должностным лицам органов по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.

Вмешательство Федерального Собрания в деятельность других органов государственной власти является проявлением принципа разделения власти и системы «сдержек и противовесов».

Итак, Федеральное Собрание осуществляет свои полномочия в рамках своих функций. Для осуществления своих функций Федеральному Собранию необходима четкая организация деятельности.

 

3. Организация деятельности Федерального  Собрания

 

В статье 95 Конституции РФ закреплена двухпалатная структура парламента: «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы». Совет Федерации считается верхней палатой парламента, а Государственная Дума – нижней. Каждая палата имеет свой регламент, свою структуру, компетенцию.

Работа палат Федерального Собрания строится на следующих принципах, закрепленных в Главе 5 Конституции РФ и в Регламентах палат Федерального Собрания:

    • законность деятельности парламента;
    • постоянная деятельность палат;
    • раздельная работа палат (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 100 Конституции РФ);
    • открытость работы палат;
    • коллегиальность работы палат.

Статья 101 Конституции РФ перечисляет основные положения, касающиеся структуры и организация деятельности Федерального Собрания: «Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом».13

Для палат характерны особые способы формирования.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В настоящее время количество субъектов РФ – 83, поэтому число членов Совета Федерации составляет 166 человек.

Согласно Федеральному Закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не моложе 30 лет и обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации, а прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации – представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.14

В Совете Федерации формируется Совет палаты, который определяет стратегию работы Федерального Собрания. В него входит председатель, его заместители и руководители постоянных комитетов и комиссий.

Совет Федерации создает Аппарат, задачами которого являются правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации.

Сессии Совета Федерации проводятся, как правило: весенняя - с 25 января по 15 июля; осенняя - с 16 сентября по 31 декабря. Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах Российской Федерации.15

В Совете Федерации создаются постоянные и временные комитеты и комиссии, перечень которых дается в Регламенте. В настоящее время созданы:

  • Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества;
  • Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;
  • Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления и делам севера;
  • Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;
  • Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и денежному обращению;
  • Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;
  • Комитет Совета Федерации по международным делам;
  • Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;
  • Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;
  • Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению;
  • Комитет Совета Федерации по образованию и науке;
  • Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и спорту;
  • Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;
  • Комитет Совета Федерации по промышленной политике;
  • Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям;
  • Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;
  • Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу;
  • Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;
  • Комиссия Совета Федерации по информационной политике;
  • Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации;
  • Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике
  • Комиссия Совета Федерации по культуре;
  • Комиссия Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;
  • Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества.

«В отличие от всех других органов власти Совет Федерации никогда и ни на день, ни на минуту не прекращает своих полномочий. Известно, что по Конституции есть основания для досрочного отрешения от должности Президента, Правительство может уйти в отставку, Государственную Думу можно распустить досрочно, Совет Федерации – нет. В этом стабилизирующее начало государственной власти и большая ответственность, возложенная на Совет Федерации».

Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на 5 лет. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва. Государственная Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю - с 12 января по 20 июня; осеннюю - с 1 сентября по 25 декабря.

Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с Федеральным законом представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» они избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Списки кандидатов составляются политическими партиями.16 Партия, выдвинувшая список кандидатов, допускается к распределению депутатских мест в случае, если за список проголосовало не менее 7% избирателей (такая система действует с 2007 по 2011 год) принявших участие в голосовании. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 % для Государственной думы седьмого и последующих созывов.

Создания партии «Единая Россия» и выборов в Госдуму 2003 года в стране фактически сложилась партийная система с доминирующей партией, при которой только одна партия обладает реальной политической властью, имея большинство как в федеральном парламенте, так и в представительных органах власти регионального и местного уровня, а также контролируя исполнительную власть почти во всех регионах, городах и районах России.

К началу 2012 года в России было всего 7 партий, и каждая новая попытка зарегистрировать новую партию не удавалась, но после массовых акций протеста 2011 года законодательство было либерализовано, что привело к резкому увеличению числа партий. В 2012 году было зарегистрировано 46 новых партий и ещё 1 партия (РПР) была восстановлена. В 2013 году зарегистрировано еще 28 партий. 

 По состоянию на 09 Январь 2014 года в Государственной Думе зарегистрированы 78 политический партии (4 самые узнаваемые партии: Единая Россия, Либерально-демократическая партия России, Коммунистическая партия Российской Федерации, Справедливая Россия). Кроме того, зарегистрированы 69 организационных комитетов, ставящих целью создать политическую партию.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 № 51-ФЗ предусматривает создание депутатских объединений – фракций и депутатских групп в Государственной Думе для совместной деятельности депутатов и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой.

Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В него входят: председатель и его заместители с правом решающего голоса и председатели постоянных комитетов с правом совещательного голоса.

В составе Государственной Думы создаются комитеты и комиссии. Согласно Регламенту, в настоящее время созданы:

  • Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству;
  • Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;
  • Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;
  • Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;
  • Комитет Государственной Думы по финансовому рынку;
  • Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству;
  • Комитет Государственной Думы по собственности;
  • Комитет Государственной Думы по промышленности;
  • Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям;
  • Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям;
  • Комитет Государственной Думы по энергетике;
  • Комитет Государственной Думы по транспорту;
  • Комитет Государственной Думы по обороне;
  • Комитет Государственной Думы по безопасности;
  • Комитет Государственной Думы по международным делам;
  • Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;
  • Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;
  • Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;
  • Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
  • Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи;
  • Комитет Государственной Думы по охране здоровья;
  • Комитет Государственной Думы по образованию;
  • Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей
  • Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;
  • Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии;
  • Комитет Государственной Думы по культуре;
  • Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;
  • Комитет Государственной Думы по делам национальностей;
  • Комитет Государственной Думы по физической культуре и спорту;
  • Комитет Государственной Думы по делам молодежи;
  • Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;
  • Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.

Информация о работе Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации