Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – всесторонне исследовать Федеральное Собрание как особый государственный орган. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 исследовать историю российского парламентаризма;
 проанализировать статус Федерального Собрания, его положение в системе органов государственной власти РФ;
 дать характеристику основным функциям Федерального Собрания;
 выявить структуру Федерального Собрания;
 охарактеризовать статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
1. Правовое регулирование деятельности российского парламента………...5-8
2. Функции Федерального Собрания………………………………………...8-14
3. Организация деятельности Федерального Собрания…………………...15-25
Заключение…………………………………………………………………...26-28
Список литературы……………………………………………………..........29-30

Файлы: 1 файл

Федеральное собрание - Парламент РФ.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ: после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства РФ; в случае отказа в доверии или повторного выражения недоверия Государственной Думой Правительству РФ. В этих случаях Президент назначает новые выборы в Государственную Думу.

В заседаниях палат Федерального Собрания участвуют полномочные представители Президента Российской Федерации. Они координируют в пределах своей компетенции деятельность самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ и представителей Правительства Российской Федерации в Совете Федерации и Государственной Думе, представляют интересы Президента РФ и способствуют реализации его конституционных полномочий17.

В целях повышения эффективности участия Правительства РФ в законодательном процессе, а также обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, в заседаниях палат Федерального Собрания, в работе их комитетов, комиссий и других органов участвуют полномочные представители Правительства РФ. Полномочные представители Правительства в Совете Федерации и в Государственной Думе обеспечивают представление интересов Правительства в палатах Федерального Собрания.

Важным элементом в организации деятельности Федерального Собрания является статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Это понятие включает в себя их права, обязанности и ответственность, основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.

 

 

 

 

Статус определяются Конституцией РФ и Федеральным законом от 8 мая 1994 года «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»18 (далее – ФЗ «О статусе…»).

Членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы предоставляются различные социальные гарантии, перечисленные в статье 2 Федерального закона.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы могут прекращаться досрочно в случаях, указанных в статье 4 ФЗ «О статусе…».

В статье 7 перечислены формы деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. В законе указаны права, обязанности и гарантии деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Также существуют условия и ограничения, связанные с осуществлением членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до пяти помощников, права, обязанности и условия работы которых также закреплены в Федеральном законе.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Согласно «Инструкции по работе с обращениями граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» прямой служебной обязанностью должностных лиц и членов Совета Федерации является личный прием граждан и рассмотрение письменных индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы являются государственными служащими, поэтому на них распространяется законодательство РФ о государственной службе.

Мы выяснили, что Федеральное Собрание обладает сложной структурой и четкой организацией деятельности, которые необходимы для осуществления принадлежащих парламенту функций.

 

Заключение

 

Современная Россия характеризуется динамичным развитием общественно-политической жизни, проведением полномасштабных реформ, затрагивающих практически все основные сферы общественного устройства.

В настоящее время парламентаризм в Российской Федерации находится на стадии становления. Это подтверждается сроком работы современного российского парламента (с момента принятия Конституции 1993 года – до сегодняшних дней, т.е. уже 20 лет), количеством изменений в законодательстве о Федеральном Собрании.

В обществе существует определенное недоверие к органам государственной власти вообще и к парламенту в частности19. Многие считают, что необходимо дальнейшее реформирование порядка формирования Совета Федерации и выборов в Государственную Думу. Например, предлагают принять правовую норму, согласно которой субъект Российской Федерации должны представлять граждане, прожившие в нем не менее десяти лет. Президент РФ В.В.Путин «согласен с этим предложением, но при условии – что изменения будут идти постепенно – в соответствии с действующим порядком ротации членов Совета Федерации. Нам не нужно новых революций»20.

Также существует мнение, что процедура делегирования ущемляет право граждан избирать и быть избранными (так считает, например, доктор юридических наук, профессор В.Б. Исаков).

Президент В.В.Путин в своем Послании 2007 года так говорил о введенной пропорциональной избирательной системе: «Подчеркну, мы осознанно пошли на этот, по сути – революционный шаг, по-серьезному демократизировали избирательную систему. Убежден, новый порядок выборов не только усилит влияние партий на формирование демократической власти, но и будет способствовать росту конкуренции между ними. А следовательно – будет укреплять и улучшать качество российской политической системы»21.

Также существуют различные мнения по вопросу неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Можно согласиться, что наличие неприкосновенности необходимо во время непосредственного осуществления ими своих полномочий. Но в остальное время существует проблема злоупотребления представителями власти своим положением, и наличие неприкосновенности в данных случаях противоречит принципу равенства граждан перед законом и неотвратимости наказания.

Федеральное Собрание — сложный, многофункциональный механизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими государственными и общественными институтами. «Эффективное функционирование парламента как проводника воли народа в законодательной деятельности и осуществлении иных полномочий способствует становлению демократического правового государства в России»22.

Несмотря на отдельные существующие проблемы, парламент является необходимым государственным органом, так как он представляет интересы народа, защищает права национальностей, права и свободы граждан Российской Федерации.

В связи с прошедшими выборами от 4 декабря 2011 года в Государственную Думу показали, что граждане России принимают активное участие в жизни государства и реализации своих политических прав.

Сегодня значительная роль парламента Российской Федерации и региональных парламентов, обособление ряда институтов в сфере развития парламентаризма дает ряду авторов основание говорить о необходимости выделения парламентского права как самостоятельной отрасли российского права. Но, как справедливо отмечается в литературе, «вопрос о существовании такой отрасли права является весьма дискуссионным, многие исследователи обоснованно рассматривают проблему российского парламентаризма в рамках конституционного права России»23.

 

Список литературы

 

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).
  2. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 130-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
  3. Федеральный закон № 229-ФЗ от 03.12.2012 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
  4. Федеральный закон № 51-ФЗ от 18.05.2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
  5. Федеральный закон № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
  6. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. Л.А. Окунькова. – М., 2009. Ст.94.
  7. Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» № 196-ФЗ  от 27 декабря 2005 года.
  8. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
  9. Федеральный закон № 133-ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 года.
  10. Указ Президента РФ «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 июня 2004г.
  11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года // «Российская газета». 2007. № 97.

Литература:

  1. Новый юридический словарь / под ред. А.Н.Азрилияна. – М., 2012.
  2. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) – М., 2012.
  3. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие  — М., 2011.
  4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. – М., 2011.
  5. Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. – М., 2011. С. 8.

Интернет источники:

  1. http://www.rg.ru
  2. http://www.consultant.ru
  3. http://mirknig.com

 

1 Новый юридический словарь / под ред. А.Н.Азрилияна. – М., 2012. С.520.

2 Конституция РФ 12 декабря 1993 г.

3 Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) –  
М., 2012.

4 Новый юридический словарь // под ред. А.Н.Азрилияна. – М., 2012. С.520;

 

5 Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие  — М., 2011. C. 150.

 

6 Федеральный закон № 229-ФЗ от 03.12.2012 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»

7 Федеральный закон № 51-ФЗ от 18.05.2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

8 Федеральный закон № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

9 Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. Л.А. Окунькова. – М., 2009. Ст.94.

10 Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) –  
М., 2010.

11 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. – М., 2011. С.547.

12 Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» № 196-ФЗ от 27 декабря 2005 года.

13 Конституция РФ от 12 декабря 1993г.

14 Федеральный закон №229-ФЗ от 03.12.2012г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

15 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

 

16 Федеральный закон № 133-ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 года.

17 Указ Президента РФ «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 июня 2004г.

18 Федеральный закон № 130-ФЗ от 08.05.1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

19 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник – М., 2008. С. 339.

20 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года // «Российская газета». 2007. № 97.

21 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года // «Российская газета». 2007. № 97.

22 Садовникова Г.Д.  Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) – М., 2010.

23 Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. – М., 2011. С. 8.


Информация о работе Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации