Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – всесторонне исследовать Федеральное Собрание как особый государственный орган. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 исследовать историю российского парламентаризма;
 проанализировать статус Федерального Собрания, его положение в системе органов государственной власти РФ;
 дать характеристику основным функциям Федерального Собрания;
 выявить структуру Федерального Собрания;
 охарактеризовать статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4
1. Правовое регулирование деятельности российского парламента………...5-8
2. Функции Федерального Собрания………………………………………...8-14
3. Организация деятельности Федерального Собрания…………………...15-25
Заключение…………………………………………………………………...26-28
Список литературы……………………………………………………..........29-30

Файлы: 1 файл

Федеральное собрание - Парламент РФ.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3-4

1. Правовое регулирование деятельности российского парламента………...5-8

2. Функции Федерального Собрания………………………………………...8-14

3. Организация деятельности Федерального Собрания…………………...15-25

Заключение…………………………………………………………………...26-28

Список литературы……………………………………………………..........29-30

 

Введение

 

На всех этапах развития человеческое общество нуждалось в регулировании, упорядочении различных отношений. На протяжении веков этой функцией обладали различные органы (выборные и наследственные, коллегиальные и единоличные). В современных условиях эта роль в основном закреплена за парламентом.

Парламент (англ. parliament от фр. parler – «говорить») – название высшего представительного и законодательного органа в странах, построенных частично или полностью на выборных началах.

Институт парламента имеет многовековую историю. Считается, что впервые парламент был образован в Англии в XIII веке как орган сословного представительства. Название «парламент» устанавливается в Европе в первой половине XIX века по французскому и английскому примеру. Во Франции парламентом назывались не законодательные, а судебные органы округов. После французской революции законодательные органы народного представительства получают название «парламент».

В настоящее время высший представительный и законодательный орган в разных странах имеет разное название. «Парламент» как собственное наименование для обозначения данного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии, Молдове, Казахстане и др. В США и большинстве стран Латинской Америки парламент называется конгрессом, в Норвегии – стортингом, в Литве и Латвии - сеймом и так далее1.

В Российской Федерации парламентом является Федеральное Собрание. Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года)2 государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Федеральное Собрание относят к органам законодательной власти.

Объект исследования данной работы – Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации.

Предметом исследования являются Конституция РФ, нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебная и научная литература.

Цель работы – всесторонне исследовать Федеральное Собрание как особый государственный орган. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • исследовать историю российского парламентаризма;
  • проанализировать статус Федерального Собрания, его положение в системе органов государственной власти РФ;
  • дать характеристику основным функциям Федерального Собрания;
  • выявить структуру Федерального Собрания;
  • охарактеризовать статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
  •  
  1. Правовое регулирование деятельности российского парламента

 

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа было создано в 1906 году после издания царского Манифеста 17 октября 1905 года. Нижней палатой первого российского парламента стала Государственная Дума, верхней – Государственный Совет. Государственная Дума просуществовала недолго (1906-1917 года). После Февральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный Совет не возобновили свою работу.

Пришедшие к власти большевики рассматривали парламент исключительно как элемент «буржуазной демократии», поэтому отвергали его в условиях диктатуры пролетариата. В советский период отвергалась идея разделения власти. Советы провозглашались единовластными органами народного представительства. Но Верховный Совет СССР не являлся независимым органом власти, поскольку лишь оформлял решения руководства правящей партии. Только в начале 1990-х годов происходит возрождение идей парламентаризма с избранием Съезда народных депутатов РСФСР.

Положение изменилось с принятием Конституции РФ в 1993 году, которая учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.

В статье 94 Конституции РФ указано, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 11 Конституции РФ закрепляет Федеральное Собрание как один из органов государственной власти: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Эта статья помещена в главу 1 Конституции РФ, для которой предусмотрен усложненный порядок изменения – пересмотр, что обеспечивает прочное положение Федерального Собрания в системе государственных органов.

Глава 5 Конституции посвящена Федеральному Собранию. В ней закрепляются основные положения, касающиеся деятельности Федерального Собрания, его структура, полномочия и порядок формирования палат, статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а так же законодательный процесс в Российской Федерации.

«Конституционное закрепление основ организации и деятельности парламента РФ имеет большое значение для развития российского парламентаризма. Достаточно высокий статус парламента и имеющиеся у него «сдержки и противовесы» по отношению к Президенту, исполнительной и судебной властям, позволяют ему обеспечивать стабильное функционирование демократических институтов власти в Российской Федерации»3.

Кроме основного закона существуют другие нормативные акты, регламентирующие деятельность Федерального Собрания: Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ и другие. В них развиваются положения Конституции.

Палаты Федерального Собрания принимают регламенты, в которых детализируется внутренний распорядок, структура палат, организация их деятельности. Регламент изначально создается как вспомогательный акт, закрепляющий процедурные правила реализации парламентом конституционно закрепленных полномочий. Значение этих актов особенно высоко из-за отсутствия специального закона о российском парламенте. Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации представляют собой универсальные нормативные акты, регулирующие весьма широкий спектр внутренней жизни палат - от порядка формирования органов палат до порядка осуществления законодательных процедур и решения иных вопросов, с которыми приходится сталкиваться парламентариям в процессе своей работы. Этим обусловливается практическая значимость данного вида нормативных актов.

Регламент Совета Федерации принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ (последние изменения и дополнения внесены постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июля 2013 года). Регламент Государственной Думы принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года № 2134-II ГД (последние изменения внесены постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 сентября 2013 года).

Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими присущими всем органам власти принципами:

  • законность (следование действующему законодательству);
  • демократизм (доступность для граждан);
  • федерализм (учет федеративного устройства РФ);
  • гуманизм, приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • самостоятельное осуществление полномочий;
  • независимость от других органов власти;
  • невмешательство в работу других органов власти;
  • взаимодействие с другими органами власти в пределах компетенции;
  • профессионализм, компетентность.4

Эти и другие основополагающие принципы Федеральное Собрание должно соблюдать при осуществлении своих функций.

 

2. Функции Федерального Собрания

 

В Конституции РФ закреплены предметы ведения обеих палат Федерального Собрания (статьи 102, 103). Эти перечни не являются исчерпывающими, так как устанавливают основной круг полномочий палат, не затрагивая законодательную деятельность.

В теории права выделяют три основные функции Федерального Собрания:

  • представительная (представление многонационального населения РФ с учетом федеративного устройства государства);
  • законотворческая (законодательная деятельность на федеральном уровне);
  • контрольная.5

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Как представительный орган Федеральное Собрание представляет интересы всего многонационального народа России, формирует и выражает его волю. Являясь носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, её многонациональный народ в результате выборов (прямых и косвенных) передаёт (делегирует) своим представителям в Федеральное Собрание часть государственной власти, доверяет им от имени народа осуществлять эту государственную власть.

Совет Федерации – орган, представляющий интересы субъектов РФ. Государственная Дума – орган представительства всех граждан РФ.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. В настоящее время порядок формирования Совета Федерации установлен Федеральным законом № 229-ФЗ от 3 декабря 2012 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»6. Выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе Федерального закона № 51-ФЗ от 18 мая 2005 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»7.

Выборы в Российской Федерации проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании8.

Конституционная характеристика Федерального Собрания как органа народного представительства предполагает, что возможная неполнота состава его палат не должна быть значительной, ибо в противном случае его представительный характер может быть поставлен под сомнение. Акты парламента должны воплощать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства.

Федеративное устройство Российской Федерации обусловливает двухпалатную структуру Федерального Собрания и значительную самостоятельность Совета Федерации и Государственной Думы по отношению друг к другу. В своей организации и деятельности они призваны отразить разные стороны народного представительства в Российской Федерации – прямое представительство населения и представительство субъектов Российской Федерации.

«Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов Российской Федерации, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов Российской Федерации. Поэтому взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления ограничивается принятием законов в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Эти законы обязательны для применения указанными органами»9.

Законотворческая функция, безусловно, является основной функцией Парламента, ведь законодательство – основа и гарантия существования самого государства. В реализации этой функции участвуют обе палаты Федерального Собрания, но основную роль играет Государственная Дума. В процессе законотворчества участвуют и другие субъекты, перечисленные в статье 104 Конституции РФ.

«Конституция именует Федеральное Собрание законодательным органом, определяя в качестве его основной функции законотворчество. Это единственный законодательный орган на федеральном уровне. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ»10.

Законотворческая функция состоит в разработке и принятии законов, регулирующих основные стороны жизни государства и общества. Она включает в себя не только процесс принятия закона, но и процесс его создания, оформления.

В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

  1. Законодательная инициатива (внесение законопроекта в Государственную Думу);
  2. Рассмотрение законопроекта (как правило, в трех чтениях) и принятие закона Государственной Думой;
  3. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации закона, принятого Государственной Думой;
  4. Подписание закона Президентом РФ и его обнародование.

Также существуют дополнительные этапы, применяемые при возникновении разногласий:

  1. Рассмотрение закона в согласительной комиссии;
  2. Повторное рассмотрение Государственной Думой закона, отклоненного Советом Федерации;
  3. Повторное рассмотрение Государственной Думой закона, отклоненного Президентом РФ;
  4. Повторное рассмотрение Советом Федерации закона, отклоненного Президентом РФ.

У некоторых видов актов есть свои закрепленные в законодательстве особенности принятия, например, у Федеральных конституционных законов, Федеральных законов по предметам совместного ведения, Законов о поправках к Конституции РФ.

Информация о работе Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации