Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:05, реферат
Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований. Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.
Ответственность за административные правонарушения наступает на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.
Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, совершенные до издания этих актов имеют обратную силу. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.
Однако в законодательстве еще не разрешен вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в области установления и реализации ответственности за административные правонарушения. Хотя Кодекс РФ об административных правонарушениях в этой части пока не изменен, тем не менее он вошел в противоречие с Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором. В результате практика весьма противоречива и не поддается однозначной правовой оценке с точки зрения ее законности.
В зависимости от характеристик субъекта правонарушения в настоящее время обозначились две ветви законодательства об административных правонарушениях, распространяющегося на: а) физических лиц; б) коллективные образования - предприятия, учреждения и другие организации.
Специфика структуры КоАП РФ состоит в том, что его составной частью являются нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, а также исполнение постановлений о назначении административных наказаний (глава 32).
Законодательство об административных правонарушениях коллективных образований также кодифицировано (ст. 2.10).
Переход к рыночным отношениям, появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм закономерно возродили административную ответственность юридических лиц в виде штрафа. Это отчасти объясняется тем, что новые условия позволяют усилить влияние административного штрафа на укрепление законности в деятельности юридических лиц, ибо крупные размеры призваны ощутимо отражаться на их имущественном положении. В ряде случаев узаконена возможность сочетания административной ответственности юридических и должностных лиц.
Тем не менее законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой концепции законодателя. Как отмечено, действуют пока лишь от- дельные акты либо их нормы, содержащиеся в разных законах.
Действующим законодательством субъектами административной ответственности признаются, как правило, организации, имеющие статус юридического лица. Из этого правила есть частные и конкретные исключения (например, филиалы предприятий могут привлекаться к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства).
Признаки субъекта административного правонарушения в виде организаций фокусируются в деяниях тех или иных физических лиц, должностных. Если деяния обезличены, то есть не обозначены лица, которые могут быть признаны виновными в совершении административного правонарушения, вина коллективного образования определяется по противоправным последствиям его деятельности. Например, когда речь идет об умышленном нарушении организацией законодательства, его норм, субъектами такого нарушения являются должностные лица или иные его работники. Субъектами такого правонарушения могут быть признаны одновременно соответствующие должностные лица и организация в целом.
Субъектами многих видов правонарушений признаются юридические лица, исключая их должностных лиц, загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами и других нарушений земельного законодательства, правонарушений в области строительства.
В настоящее время организации признаются субъектами нарушения, влекущих административную ответственность, в основном земельного, налогового законодательства, законодательства об охране окружающей среды, правонарушений в области строительства. Виды правонарушений, а иногда их понятие, конкретизируется в законодательстве, устанавливающим за них административную ответственность. Так, под правонарушением в области понимается несоблюдение обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нормативных актов в области строительства, влекущие снижение и потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей и т.д.
Коллективные образования не всегда являются субъектами только специфических для них административных правонарушений. Субъектами определенных административных правонарушений признаются и граждане, и должностные лица, и юридические лица. Например, за нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного назначения может быть наложен штраф на граждан, должностных лиц, юридических лиц.
Основной мерой административной ответственности, применяемой к организациям, является штраф. Его размеры за определенные виды право- нарушений подлежат индексации в установленном порядке. Предусматриваются также другие меры ответственности. Так, за правонарушения в области строительства, кроме штрафа, возможно приостановление действия лицензии на осуществление строительной деятельности сроком до трех месяцев.
ОГРАНИЧЕНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Существуют обстоятельства ограничивающие, освобождающие и смягчающие административную ответственность (схема 9). Закон не раскрывает этих понятий. К обстоятельствам ограничивающим административную ответственность (схема10) относятся обстоятельства, которые учитываются органом административной юрисдикции при вынесении постановления и назначении административного наказания. Они не освобождают от ответственности, т.е. в отношении лица производятся все действия, предусмотренные по делам об административных правонарушениях. Такие обстоятельства ограничивают возможности органа административной юрисдикции применить все возможные в санкции наказания и меры пресечения. К таким обстоятельствам относятся: возраст правонарушителя, его физическое состояние (инвалидность, беременность), особый правовой статус (депутат, прокурор, судья, военнослужащий и др.), основной вид профессиональной деятельности (занятие охотой).
К обстоятельствам освобождающим от административной ответственности (схема 11) относятся обстоятельства, при возникновении которых производство по делу об административной правонарушении прекращается (не начинается), а на правонарушителя наказание не налагается. Такие обстоятельства указаны в ст. 24.5 КоАП. К таким обстоятельствам относятся дипломатический иммунитет иностранного гражданина об административной юрисдикции Российской Федерации.
Следует иметь ввиду, что существуют еще и смягчающие обстоятельства ограничивающие ответственность. Они указаны в статьях 4.2; 4.3 КоАП. Они также носят обязательный характер для правоприменителя и влияют на выбор вида и размера наказания.
Существует несколько оснований освобождения от административной ответственности. Если придерживаться формального юридического подхода, то терминология “освобождение от юридической ответственности” содержится в двух статьях КоАП.
Основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотрены ст. 2.9 КоАП РФ.
Основанием освобождения от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является характер правонарушения и личность правонарушителя. Закон не раскрывает содержание этих понятий, но логично, что ими могут быть различные обстоятельства, смягчающие ответственность за административные правонарушения (ст. 4.2 КоАП РФ), в личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение.
Условиями освобождения от административной ответственности по этой статье являются: наличие в действиях (бездействие) нарушителя состава административного правонарушения; целесообразность применения к лицу, совершившему его, меры общественного воздействия); принятие решения об освобождении от административной ответственности органом (должностным лицом), уполномоченным решать дело о данном правонарушении.
Последствием освобождения от административной ответственности является передача материалов об административной ответственности для применения мер общественного воздействия. Это означает, что в подобных случаях лицо, совершившее административное правонарушение, не освобождается от реакции на него со стороны общественности. Не исключается, что применение мер общественного воздействия может быть преюдицией преступления, то есть совершенно аналогичного административного правонарушения в течение определенного законом срока может квалифицироваться как преступление.
Освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения; принятие решения органом (должностным лицом), уполномоченным решать дела. Им же определяется и характер правонарушения.
Последствия - устное замечание, которое не влечет за собой никаких правовых последствий.
Основаниями освобождения от административной ответственности являются обстоятельства, исключающие неправомерность действия (бездействия). Имеются в виду крайняя необходимость (ст. 2.7). В альбоме схем Коренева А.П. эти обстоятельства указаны как основания освобождения от административной ответственности, что на наш взгляд более верно, потому что потому что юридические последствия идентичны. Отличие лишь в мотивировке и основании освобождения от административной ответственности. Таким образом к обстоятельствам, освобождающим от административной ответственности относятся: невменяемость правонарушителя, крайняя необходимость, необходимая оборона, малозначительность правонарушения, целесообразность применения мер общественного воздействия.
Ограничение административной ответственности применения к тем или иным субъектам административных правонарушений наказаний либо оснований для их применения.
В первом случае лицо признается субъектом данного административного правонарушения, но к нему не может быть применено любое наказание из предусмотренных за данное правонарушение. Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам не достигшим 18 лет, к инвалидам I, II групп. Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охоты является основным источником существования. Имеются и другие ограничения в применении конфискации, возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишения специальных прав.
Ограничение оснований для применения административных наказаний в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей, прокуроров, лиц пользующихся депутатской неприкосновенностью, связанной с применением административных наказаний судом, и в других случаях, предусмотренных законодательством. Так, военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. На общих основаниях они несут ответственность лишь за нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и контрабанду. К ним не могут быть применены исправительные работы, административный арест, к военнослужащим срочной службы также штраф. Но они могут быть освобождены от административной ответственности за эти административные правонарушения органом (должностным лицом), решающим дело, с передачей материалов для решения вопроса о дисциплинарной ответственности.
Не подлежат ответственности за административные правонарушения иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции в Российской Федерации.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ, МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ (изучается самостоятельно)
Административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. Оно определяет круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц) в осуществлении дисциплинарной ответственности ряда категорий государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним в дисциплинарном отношении лиц, функции административного права более обширны. Его нормами определяются основания дисциплинарной ответственности, ее меры и порядок их применения.
В отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права.
Дисциплинарная ответственность некоторых категорий лиц полностью опосредуется административным правом, например, военнослужащих срочной службы и др.
Это объясняется необходимостью наряду с общими началами учитывать особые требования дисциплины в отношении определенных категорий лиц и установления специфики их дисциплинарной ответственности.
В общем, дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что: а) ее основанием является дисциплинарный проступок; б) за такой проступок предусмотрены дисциплинарные наказания; в) они применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами); г) пределы дисциплинарной власти этих органов (должностных лиц) определяются правом.
Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности. По нормам уголовной ответственности. По нормам трудового права под нарушением дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка. Но не все. Обязанности определенных категорий государственных служащих, реализующих свои властные полномочия вне рамок трудовых отношений, военнослужащих определяются законами, указами Президента, утвержденными полномочными органами уставами, положениями.
Содержание таких обязанностей закрепляется в большинстве случаев нормами административного права, а их неисполнение или ненадлежащее исполнение является нарушением дисциплины, образующие дисциплинарный проступок, но часто дисциплинарный проступок трактуется шире.
Так, федеральные государственные служащие подлежат дисциплинарной ответственности не только за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, но и за превышение должностных полномочий, а равно за несоблюдение установленных ограничений, связанных с государственной службой.