Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:05, реферат
Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований. Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.
Многие административные проступки, особенно нарушения общественного порядка, характеризует не только особенность действий нарушителя, включая, например, повторность, но и обстановка, время, место их совершения, а в некоторых случаях и способ совершения. Например, совершение правонарушения в присутствии большого количества людей, во время ночного отдыха трудящихся (с 23 до 7 часов), в сроки, не предназначенные для охоты или рыбной ловли, с использованием недозволенных орудий лова - заколов, сетей с меньшим размером ячей, применением взрывчатых материалов, электротока и т. п.
В законодательстве такие случаи оговариваются (см., например, ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и поэтому они должны учитываться правоприменительно к практике полномочных органов.
Субъектами административного правонарушения признаются: а) физические лица; б) организации, т. е. юридические лица (схема 21).
Среди физических лиц различаются а) граждане; б) другие, весьма разнообразные категории лиц, признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежностью к религиозным объединениям.
Для отдельной категории лиц эти факторы обуславливают дополнительные основания для административной ответственности, для других -ограничение применению ее мер.
К числу первой группы относятся должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. Так, должностные лица в качестве таковых признаются субъектами административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил, обеспечение и выполнение которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.
Ко второй группе относятся военнослужащие срочной службы, беременные женщины, имеющие детей до 14-летнего возраста, инвалиды II и I групп, несовершеннолетние. Так, к военнослужащим срочной службы не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам не может применяться арест и т. п. Кодекс РФ об административных правонарушениях в общей форме определяет, что административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста (ст. 2.3).
Административная ответственность граждан наступает за нарушение ими своих обязанностей в отдельных сферах внешнего государственного управления. При этом объектом их противоправных посягательств и являются общественные отношения в этих сферах управления.
В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения проступка 16-летнего возраста. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административное правонарушение, применяются меры, предусмотренные положениями о комиссиях по делам несовершеннолетних, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, эти лица могут подлежать административной ответственности на общих основаниях.
Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.
Из этого следует, что должностные лица несут административную ответственность не только за нарушение установленных правил своими собственными действиями, но и за неправомерные указания, толкающие подчиненных на нарушение ими установленных правил, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил иными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг их обязанностей. Например, заведующий магазином несет административную ответственность за нарушение подчиненными ему продавцами правил торговли и непринятие им в этой связи соответствующих мер, а также за допущение распития гражданами спиртных напитков в магазине.
Находящиеся на территории России иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом от административной юрисдикции, разрешается дипломатическим путем.
Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения в дисциплинарном порядке. Из этого общего положения в ст. 2.6 КоАП РФ имеются исключения. Смысл их сводится к тому, что при нарушениях, не связанных по службе, когда военнослужащие выступают как обычные граждане (водитель личного автомототранспорта, охотник, рыболов, пассажир), указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако в силу особенностей воинской службы в Кодексе оговорено: к ним не могут быть применены административные наказания в виде штрафа, лишение водительских прав, исправительные работы и административный арест.
При привлечении к административной ответственности военнослужащих или лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел полномочный орган (должностное лицо) вместо наложения наказания может передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
В Общей части КоАП нет упоминания о гражданах как субъектах административной ответственности, но они со всей очевидностью выделяются в статьях его Особенной части.
Правонарушителем может быть только вменяемое лицо, т. е. отдававшее себе отчет в своих действиях и руководившее ими (юридический критерий) и отсутствие какого-либо болезненного состояния, могущего вызвать расстройство психической деятельности (медицинский критерий). В случае состояния невменяемости (ст. 2.8 КоАП) лицо не обладает качествами субъекта правонарушения и административной ответственности не подлежит.
Субъективная сторона - это психическое отношение лица к совершенному им деянию и его последствиям в момент совершения проступка. Ее образует: вина нарушителя, цель и мотив совершенного деяния (схема 22).
Вина может выражаться в форме умысла или неосторожности. В ст.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях указано, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Неосторожная вина в административных правонарушениях, как правило, выражается в форме небрежности, характеризующейся тем, что в результате легкомыслия или неосмотрительности нарушитель не сознает антиобщественный характер своего поведения, хотя в силу определенного возраста, умственного развития, жизненного опыта он мог и должен был сознавать, что его действия являются антиобщественными и противоречат требованиям правовых норм (ст. 2.2 КоАП РФ).
При установлении формы вины в значительной части административных проступков устанавливается лишь отношение нарушителя к фактически совершенным им действиям (мелкому хищению, нарушениям правил хранения огнестрельного оружия, правил противопожарной безопасности, карантинных правил и т.п.) и не рассматривается его отношение к вредным последствиям, поскольку они не всегда могут восприниматься как реальный результат антиобщественного поведения.
Однако для установления формы вины при совершении отдельных проступков решающее значение имеет отношение нарушителя не только к своим действиям, но и к их последствиям. Например, отношение к последствиям своих действий гражданина, допустившего проживание в занимаемом им жилом помещении лиц без паспорта, без прописки или регистрации. Антиобщественная сущность этого правонарушения состоит не только в нарушении правил паспортной системы, но и с предоставлением возможности укрываться от органов следствия и правосудия лицам, скрывающимся от ответственности перед законом.
Для того чтобы привлечь нарушителя к административной ответственности, необходимо доказать вину лица, совершившего правонарушение. Одновременно требуется установить также форму вины: умысел или неосторожность. Это важно для квалификации проступка и особенно при определении меры наказания (наказания).
В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой ее форме. Формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, мелкое хищение и т.д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ либо иных законах, устанавливающих ответственность за те или иные административные правонарушения.
Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то есть действие или бездействие признается административным правонарушением, если они совершены по мотивам и в целях, прямо указанных в законе.
Таким образом, выяснение общего состава административного право- нарушения (проступка) имеет весьма важное практическое значение. Во-первых, оно ориентирует органы, устанавливающие административную ответственность, на то, чтобы формулируемые ими конкретные составы административных проступков соответствовали его общим признакам. Во-вторых, общий состав не позволяет правоохранительным органам при оценке деяний, которые квалифицируются как административные правонарушения, отнести к разряду преступлений.
Таково понятие административного проступка (правонарушения), как основания административной ответственности.
Отграничения административного правонарушения от
преступления и дисциплинарного проступка.
Особый вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений. Практическая потребность в этом определяется тем, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности (см. ст. 2.1 КоАП РФ).
Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений. Например, закон определяет, в каких случаях мелкое хищение государственного имущества является административным правонарушением, а в каких - преступлением; субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения - только лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушение правил безопасности движения лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения - административное правонарушение, а те же действия, повлекшие смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения - преступление; умышленное повреждение насаждений, причинившее значительный ущерб государственному хозяйству - преступление, а те же действия, совершенные по неосторожности, - административное правонарушение. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.
Административное правонарушение отличается от дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признается административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название "административно-
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И
ОСОБЕННОСТИ.
Общественная жизнь, трудовая деятельность, отдых граждан регламентируется правовыми нормами, важное место среди которых занимают административные нормы (правила). К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, пожарной безопасности, санитарные и ветеринарные правила, правила охоты, правила рыбной ловли и охраны окружающей природной среды, правила паспортной системы и многие другие, которые должны выполнять (соблюдать) граждане. Они устанавливаются в законах, указах, постановлениях правительства, решениях местных органов власти и их администрации.
Нарушение таких правил, если это предусмотрено уголовным законодательством, может повлечь уголовную ответственность виновного. Но в большинстве своем вред от нарушения упомянутых правил не настолько велик, чтобы их нарушение считалось преступным. Для подобных случаев государство устанавливает административную ответственность. Административные правонарушения являются одним из наиболее распространенных видов правонарушений. Они посягают на разные виды общественных отношений, служат питательной средой для преступности. Борьбой с ними заняты многие государственные органы и общественные организации, в том числе органы внутренних дел, которые выполняют свои функции, используя определенные формы и способы правовой деятельности. Подавляющее большинство граждан соблюдают Конституцию, предписания других законов и подзаконных актов. Но в нашем обществе есть лица, игнорирующие нормы общественной жизни, не соблюдающие общеобязательные правовые предписания, т.е. допускающие правонарушения.
В отношении их государство вынуждено применять меры юридической ответственности.
В теории права юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его отдельных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований норм права.