Устойчивое развитие территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Можно выделить три главных больных вопроса устойчивого развития:
1) Невозможность обойтись без невозобновляемых природных ресурсов;
2) Стремление людей к росту потребления и материального благополучия, в сочетании с резким экономическим неравенством;
3 ) Моральный аспект отношения к росту народонаселения и демографической политике.
В курсовой работе стоит цель изучения содержания концепции устойчивого развития на примере Краснодарского края и, в частности, Курганинского района.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
1. Механизм устойчивого развития территории……………………………..
1.1. Приоритетные национальные проекты - основа устойчивого развития Краснодарского края……………………
1.2. Экологическая составляющая устойчивого развития…………………..
1.3. Кубань-территория качества………………………………….
1.4. Классические потребления населения…………………………………
2.
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 62.23 Кб (Скачать)

Предприятия-участники краевой  целевой программы «Качество», зарегистрированные в качестве налогоплательщиков на территории Краснодарского края, сертифицировавшие  системы менеджмента качества в  органах по сертификации, могут получить субсидии от государства.

В рамках мероприятий программы  «Качество» созданы обучающие программы  по повышению квалификации. Через  них внедряется мировой опыт управления качеством в организациях, формируются  мотивы его применения. Обучающие  программы находятся в ведении  отдела добровольной сертификации продукции  и услуг ГУП КК «Кубань-Качество». В 2008 году было проведено 49 семинаров, общее число слушателей составило 1620 человек.

Кроме того, в крае создана  и успешно работает система добровольной сертификации услуг «Кубанское качество», в структуре которой работают 133 эксперта по сертификации, испытательная  лаборатория. Предприятия потребительской  сферы сертифицируются на соответствие региональным и федеральным требованиям. И это важно для нашего края.

В рамках программы «Качество» отделом мониторинга ГУП КК «Кубань-Качество»  проводится планомерная работа по сбору  достоверной информации о качестве товаров, работ и услуг предприятий  потребительской сферы Краснодарского края с целью повышения качества жизни населения Кубани как основы социальной стабильности общества. В 2008 году специалистами отдела мониторинга было обследовано 3716 объектов потребительской сферы в 37 муниципальных образованиях края.

В ходе мониторинга предприятий  потребительской сферы нарушения действующего законодательства выявлены в 2860 хозяйствующих субъектах. Уровень нарушений составил 77%. Несмотря на то, что потребительский рынок края развивается и приобретает все более цивилизованный характер, результаты мониторинга свидетельствуют о многочисленных фактах нарушений требований законодательства в данной сфере. Информация о результатах мониторинга проанализирована и направлена главам 26 муниципальных образований края. По фактам грубых нарушений федерального и краевого законодательства направлено 38 писем в контролирующие и правоохранительные органы власти для принятия мер в пределах их компетенции.

Для подтверждения качества продукции, выпускаемой со знаком «Качество  Кубань», на 59 предприятиях отобрано 103 образца для проведения испытаний  в аккредитованной лаборатории. Забракован один образец, что свидетельствует  о стремлении предприятий к достижению высоких показателей в области  контроля над качеством продукции. Также уделено внимание мониторингу  ассортимента товаров, предлагаемых к  продаже в розничной сети Кубани. Отмечено значительное увеличение в  предлагаемом ассортименте товаров  краевых производителей.

Администрация края создает  режим наибольшего благоприятствования  в деятельности участников и дипломантов  программы. Защищает их продукцию от подделок, фальсификата знаком «Качество  Кубань», продвигает ее на товарных рынках, от своего имени рекомендует потребителям.

Реализация программы  «Качество», ее эффективность находится  на контроле краевой администрации  и Законодательного Собрания Краснодарского края. Сегодня программа востребована населением края и предпринимателями. Ее мероприятия вызывают интерес, символика  узнаваема, результативность не вызывает сомнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Классические потребления населения

 

Потребительское поведение, потребление благ и услуг долгое время оставалось периферийным объектом в статистике, которая в большей  степени интересовалась процессом  труда и трудовыми отношениями, а также распределительными конфликтами  и отношениями неравенства. В  конце прошлого столетия потребительская  проблематика начала развиваться очень  активно. Однако основная часть статистических исследований развернулась в культурологической области, фокусируясь прежде всего  на символической стороне потребления. Дополнительный импульс этим исследованиям  придало широкое увлечение постмодернистскими дебатами. В результате статистика потребления развивалась несколько  особняком не только от экономической  теории, но и от основных течений  современной экономической социологии, и такие вопросы, как структура  потребительских рынков, состав и  мотивы их участников, организационное  и институциональное оформление процесса потребления изучались  явно недостаточно, оставлялись на долю маркетологов. Впрочем, к началу XXI века в статистике потребления  наметилось сближение между культурологически  и экономически ориентированными течениями, что позволяет надеяться на плодотворные результаты в будущем.

 

Потребительское поведение: основные подходы.

 Сущность потребительского  поведения

 

Начнем с того, что для  многих потребление ассоциируется  с физическим расходованием (уничтожением) материальных благ (например, поглощением  пищи). Но в современном мире все  более значимая часть потребляемых благ выражена не вещами, а услугами, которые могут вообще не принимать  предметную форму, реализуясь посредством  отношений между людьми.

Под потреблением также обычно понимается использование полезных свойств предметов или процессов, благодаря которым они приобретают  характер блага. И это несомненно верно. Но к потреблению, определяемому  с экономической точки зрения, следует относить использование  не всяких, а только ограниченных благ, в которые, вдобавок, вложены человеческие усилия, что отделяет эти блага  от чистых продуктов природы. В этом смысле правомерно говорить о потреблении  очищенной питьевой воды и неправомерно - о "потреблении" атмосферного воздуха.

Признак использования благ выводит на основную цель потребления - удовлетворение потребностей человека. Но и здесь придется сделать серьезную  оговорку. " Речь идет не о всяких потребностях - например, в процессе творческого труда человек тоже удовлетворяет свою потребность  в креативной деятельности, но мы не называем это потреблением. Или, скажем, человек может получать удовольствие, наблюдая красивый природный пейзаж, но определять это как потребление  не приходит в голову. Иными словами, мы не относим к потреблению ни процессы, связанные с добавлением  стоимости, ни процессы, вовсе не затрагивающие  стоимостных отношений. Потребление  сопряжено с безвозвратным расходованием  стоимости (неважно, затрагиваются  ли в этом процессе предметные формы  благ). И в этом заключается отличие  потребления от других элементов  хозяйственного процесса - производства, распределения и обмена, связанных  с созданием, сохранением стоимости  и сменой ее форм. При этом, чтобы  стать предметом потребления, расходуемые  блага вовсе не обязательно должны покупаться на рынке, проходя через  отношения денежного обмена. Достаточно, если блага обладают некоторой ликвидностью, позволяющей говорить об их способности  к де-нежному обмену и, следовательно, о существовании и расходовании их стоимости.

Следует также подчеркнуть, что речь идет о личных потребностях человека. В этом смысле использование  промежуточных продуктов в качестве производственных ресурсов не относится  к потреблению как таковому. Иными  словами, имеется в виду конечное потребление продуктов и услуг  в домашнем хозяйстве. Правда, вопрос о соотношении конечного потребления  благ и их производства тоже имеет  свои политико-экономические тонкости. С одной стороны, такое потребление  выносится за пределы процесса производства, а с другой стороны, характеризуется  как внутренний элемент производства и воспроизводства самого важного  хозяйственного ресурса - человека, точнее, его способности к труду, его физиологического и человеческого капитала. Но углубляться в эту политико-экономическую диалектику не будем. В данном случае мы также не используем макроэкономические понятия, наподобие "склонности к потреблению" как агрегированного выражения спроса, "припудренного" квазипсихологической терминологией. Мы рассматриваем понятие потребления на микроуровне, увязывая его прежде всего с действиями отдельных людей, домашних хозяйств и малых групп.

Итак, "потребление" - это  использование полезных свойств  того или иного блага, сопряженное  с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага. В этом определении потребление выступает  как совокупность хозяйственных  отношений людей к объектам их желания, а также отношений между  самими людьми.

 

 Общество потребления

 

Двадцатое столетие было отмечено фундаментальной сменой хозяй-ственной ситуации - произошел переход от недопроизводства и дефицита к перепроизводству основных потребительских благ, когда  вместо вопросов о том, "как произвести" и "кому распределить", на первый план выдвинулись вопросы "как  продать" и "что купить". В  этом обществе изобилия главной проблемой  становится контроль не над факторами  производства, а над покупательским спросом населения.

Какие обстоятельства обусловили данный переход? Во-первых, в ре-зультате индустриализации и массовой замены ручного труда машинным произошло  многократное повышение производительности труда, позволившее резко увеличить  объемы выпуска продукции и перейти  к массовому производству. Во-вторых, современные технологии обеспечили стандартизацию полезных характеристик  продуктов и услуг, серьезно повысив  качество массовых товаров. В-третьих, произошло удешевление этих стандартизованных  и качественных потребительских  благ, которые стали доступны широким  слоям населения. Массовое производство породило массовое потребление.

В-четвертых, наметилась тенденция  к стиранию многих границ между элитными и массовыми предметами потребления. В этих условиях исключительность элит поддерживается только особыми (эксклюзивными) моделями вещей и форм деятельности, которые чрезмерно дороги, сложны или насыщены особой эстетикой (не идут в серийное производство). Однако сами продукты и услуги, потребляемые разными  слоями общества, по сути те же, их "сословное  закрепление" исчезает. Более того, новые продукты и услуги изначально создаются как потенциальные  объекты для серийного выпуска  и массового потребления. Даже если сегодня они слишком сложны или дороги для абсолютного большинства населения, они создаются таким образом, чтобы завтра стать достоянием этого большинства.

Но дело не ограничивается количественной и технической сторонами  вопроса. Произошли более фундаментальные  качественные сдвиги в хозяйственных  структурах и институтах, приведшие  к возникновению общества потребления [consumersociety], в котором основные стимулы  людей и основные маркеры социальной дифференциации сосредоточены уже  не вокруг процесса труда и прав собственности на производственные активы, а притягиваются к процессу потребления, где сама идентичность человека все более связывается  с потребительскими практиками.

Общество потребления  часто трактуется как порождение "бегства" человека из сферы рутинного  отчужденного труда в царство "потребительской  свободы". Ориентация на расширение границ потребления становится компенсацией ограниченных возможностей самореализации в процессе основной профессиональной деятельности. Но как мы увидим ниже, дела обстоят несколько более  сложным образом.

Чем характеризуется общество потребления? Во-первых, наряду с массовым предложением потребительских благ, колоссально возрастает разнообразие видов реализуемых продуктов  и услуг, на которое наслаивается множественная и все более  тонкая дифференциация полезных свойств  товаров и товарных марок.

Во-вторых, происходит все  ускоряющееся обновление видов товаров. Исследовательские и изобретательские работы в условиях постоянного, гибкого  приспособления к потребительскому спросу уже не просто предшествуют производственному процессу, но непрерывно его сопровождают, становятся его  неотъемлемой частью. Появление новых  усовершенствованных модификаций  товара становится непрекращающимся процессом. В свою очередь это оказывает  влияние и на принципы действия потребителя. Если раньше, например, среди товаров  длительного пользования он выбирал  самые надежные и добротные предметы, способные прослужить наиболее длительный срок (т.е. предъявлял повышенные требования к физическим характеристикам товаров), то теперь этот признак добротности  утратил свое значение, ибо моральное  устаревание продукта происходит намного  быстрее его физического изнашивания. Предметная основа объектов потребления  становится все более эфемерной  и все менее значимой. Люди безжалостно  выбрасывают то, что по предметным характеристикам еще вполне пригодно к употреблению, заменяя его чем-то новым.

В-третьих, потребителю предлагаются не отдельные потребительские блага, а во все большей мере системы  объектов потребления, т.е. совокупности потребительских благ, которые функционально  и символически связаны между  собой. В результате у потребителя  формируются не отдельные потребности  по отношению к отдельным потребительским  благам, а происходит "насильственная интеграция системы потребностей в систему товаров". Например, покупка машины заставляет решать проблемы ее страхования, хранения и охраны, обслуживания и ремонта, приобретения электроники и дополнительных аксессуаров, не говоря уже о необходимости ее регулярных заправок. Зачастую сопряженные затраты за все время использования вещи превышают ее первоначальную цену. В итоге, приобретя одну вещь, потребитель сразу оказывается вовлеченным в деятельность множества хозяйственных отраслей. Логические и символические цепочки неумолимо влекут его от одного объекта к другому.

Международные данные по конечному  потреблению говорят о том, что  Россия приблизительно в середине глобального  списка.

Более точную оценку благосостояния россиян даст другая статистика - доля продуктов питания в конечном потреблении домашних хозяйств отдельных  стран мира. И здесь наша страна на четвертом месте - более 24 проц расходов составляют расходы на продовольствие. Перед нами – Белоруссия, Украина  и Румыния. Великобритания, США и  Люксембург, напротив, в конце списка – здесь процент продовольственных  трат относительно низок.

Информация о работе Устойчивое развитие территории