Устойчивое развитие территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Можно выделить три главных больных вопроса устойчивого развития:
1) Невозможность обойтись без невозобновляемых природных ресурсов;
2) Стремление людей к росту потребления и материального благополучия, в сочетании с резким экономическим неравенством;
3 ) Моральный аспект отношения к росту народонаселения и демографической политике.
В курсовой работе стоит цель изучения содержания концепции устойчивого развития на примере Краснодарского края и, в частности, Курганинского района.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
1. Механизм устойчивого развития территории……………………………..
1.1. Приоритетные национальные проекты - основа устойчивого развития Краснодарского края……………………
1.2. Экологическая составляющая устойчивого развития…………………..
1.3. Кубань-территория качества………………………………….
1.4. Классические потребления населения…………………………………
2.
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 62.23 Кб (Скачать)

            Устойчивое развитие края это трехмерное понятие, которое включает в себя следующие аспекты: экономический; социальный;  экологический, при выделении организационной и контролирующей составляющей. Для того чтобы развитие региона было устойчивым, оно должно осуществляться с учетом сбалансированности экономического роста и потребностей общества.  Кроме того,  следует отметить,  что устойчивое развитие региона тесно связано с потребностью в институциональной устойчивости.

            Выработанные сценарии устойчивого развития края, в том числе и существующие в рамках программы развития Краснодарского края соответствуют основным критериям устойчивого развития:

 - экономический рост (ВРП на душу населения)  устойчиво повышается и/или поддерживается в течение всего периода развития; сглаживается социально-экономическое неравенство (напряженность) как между отдельно взятыми муниципальными образованиями, так и между людьми любого возраста и положения;

 - сокращение использования не возобновляемых природных ресурсов, в т. ч.  минимизация долговременного прессинга на природную среду;

            - формирование социально-эколого-экономических систем.      

 

Приоритетные национальные проекты являются категорией более  высокого порядка, нежели простые реформы или целевые инвестиционные проекты и программы определенных отраслей или хозяйствующих субъектов. На современном этапе развития России и Краснодарского края национальные проекты,  являясь совокупностью финансовых и административных мер, направленных на улучшение многих качественных и количественных показателей развития страны и жизни населения,  представляют собой основу для перехода станы на путь устойчивого развития.

Приведенные выводы и предложения  учитываются Администрацией Краснодарского края при принятии инвестиционных решений  в ходе реализации Программы социально-экономического развития Краснодарского края  на период до 2010  г., являющейся неотъемлемой частью более широкой Программы «Юг  России», охватывающей весь Южный Федеральный  Округ.

1.2 Экологическая составляющая устойчивого развития

 

Краснодарский край является одним из основных лидеров среди  регионов Российской Федерации по темпам экономической динамики. Значимость территории Краснодарского края для  первоочередной реализации стратегии  устойчивого развития определяется высокой плотностью населения, наличием особо охраняемых территорий с уникальными  биоресурсами, традиционной специализацией на сельском хозяйстве и рекреации, т.е. отраслях особенно чувствительных к качественным параметрам окружающей среды. Возрастающий многокомпонентный  техногенный прессинг (сбросы, выбросы, нерациональное землепользование, отходы) создаёт угрозы профильной хозяйственной  деятельности в регионе и негативно  влияет на медико-демографическую ситуацию. Вопросы охраны окружающей среды  являются основополагающими в создании благоприятных условий жизни  населения Краснодарского края, повышения  его инвестиционной, туристической  и рекреационной привлекательности. Ещё более актуальными эти  вопросы стали в связи с  утверждением города Сочи местом проведения зимней Олимпиады в 2014 году.

Очевидно, что состояние  природной среды в ближайшем  будущем может стать фактором все в большей мере сдерживающим экономическое развитие края. Поэтому  устойчивое развитие региона на перспективу  зависит от решения таких вопросов, как обеспечение сложившейся  хозяйственной структуры необходимыми ресурсами при одновременном  уменьшении отрицательного воздействия  на окружающую среду, совершенствование  структуры экономики в пользу развития рынка экологических товаров  и услуг, формирование институциональных  условий оптимизации использования  природно-ресурсного потенциала. В  то же время многие вопросы взаимовлияния  экономических, социальных и экологических  аспектов региональной динамики до сих  пор не получили должного исследования и разработки в контексте устойчивого  регионального развития и требуют  своего научного обоснования.

В Краснодарском крае сформировано обширное законодательство, направленное на поддержку инвестиционного процесса, которое является одним из самых  развитых в стране. Вопрос заключается  в том, какие принятые решения  в области инвестиций будут более  эффективно работать; насколько инвестиционное законодательство учитывает долгосрочные цели        региональной устойчивости.

Ключевой проблемой регионального  развития в современных условиях    становится обеспечение качества экономического роста, которое возможно только на основе тщательного анализа ситуации, сложившейся в экономике региона и ее ведущих секторах, позволяющего определить ресурсную обеспеченность территории и, соответственно, реализовать инвестиционные управленческие решения, позволяющие вывести регион на траекторию устойчивого развития. Кроме собственно экономических целей региональная инвестиционная политика должна отвечать основным принципам устойчивого развития, подразумевающим сохранение природного капитала территории и достижение баланса экономических, социальных и экологических интересов. Для придания этой инвестиционной деятельности желательной динамики необходимо четкое законодательное определение рамок, наличие правовых норм, в которых инвестиционная активность не только не приводила бы к деградации экосистем региона и истощению его природно-ресурсного потенциала, но и способствовала позитивным процессам в этой области.

В связи с реформированием  законодательства и вступлением  в силу Градостроительного Кодекса  РФ радикально изменились условия подготовки к реализации инвестиционных проектов. В отношении большинства объектов капитального строительства государственная  экологическая экспертиза оказалась  отмененной. Недостатки федеральной  правовой базы природоохранной деятельности, отсутствие законодательных стимулов для перехода на экологически эффективные  технологии и проведение природоохранных  мероприятий отмечались на высшем государственном  уровне на заседании Совета безопасности Российской Федерации в январе 2008. Необходимость экологизации инвестиционного  законодательства в целях достижения качества экономического роста подтверждается и региональной практикой.

В настоящее время на побережье  Азовского и Черного морей  расположено 10 портов: Сочи, Туапсе, Новороссийск (с ЗАО КТК-Р), Анапа, Геленджик, порт Темрюк, Порт Кавказ, Ейск, Приморско-Ахтарск  и Таганрог. В стадии активного  строительства находится Таманский  нефтяной терминал Суммарная пропускная способность портовых мощностей  составляет около 300 млн. т в год, в том числе 30% - по переработке  сухих грузов и 70% нефти и нефтепродуктов. В то же время активное инвестирование в освоение территорий для развития портов продолжается. К примеру, по итогам 2008 года в порту Туапсе перевалка  грузов составила 19,6 млн. т, из которых 14,1 млн. т – наливные. К 2010 после  масштабной реконструкции грузооборот  порта планируется на уровне 35 млн. т. Без учета экологических рисков инвестиционной деятельности невозможно избежать управленческих ошибок и материальных затрат при реализации большинства  инвестиционных проектов.

Специфика механизма устойчивого региональной экономики определяет и его важнейшие функции:

-Мониторинг и координацию  конфликтов эколого-экономических  интересов в природопользовании, выработку единых целевых ориентиров, стратегии и тактики поведения  экономических субъектов;

-Обеспечение эффективного  перераспределения финансово-инвестиционных  ресурсов в пользу экологически  целесообразных структур региональной  хозяйственной системы;

-Обеспечение и соблюдение  нормативно-правовых, институциональных,  бюджетно-налоговых условий охраны  окружающей среды и оптимального  природопользования в условиях  усиливающейся геоэкономической  конкуренции и глобальной нестабильности.

Конструирование указанного механизма невозможно без четкого  выстраивания долговременных отношений  по поводу эффективного использования  ресурсных факторов территории между  всеми заинтересованными субъектами микро-, мезо- и макроуровня, где ключевую роль играют отношения в системе  «центр-регион». Важность Формирования оптимального взаимодействия между федеральным центром и региональной общностью для Краснодарского края обусловлены:

1) повышенным интересом  к данному региону столичного  и транснационального капитала;

2) специфическим и уникальным природно-ресурсным потенциалом и высокой степенью хозяйственной освоенности;

3) императивами поддержания максимально благоприятного качества природной среды из-за специализации региона на сельском хозяйстве и рекреации;

4) практической невозможностью самостоятельного преодоления участившихся в последнее время чрезвычайных ситуаций природного характера на территории края.

            В совершенствовании системы отношений между регионом и федеральным центром для устойчивого развития территории принципиальными являются два момента: распределение прав собственности на компоненты природного капитала региона и доля участия федерального «центра» в решении экологических и природоохранных проблем края.

В соответствии с критериями, сформулированными в федеральной  Концепции Стратегии регионального  развития Российской Федерации, Краснодарский  край имеет потенциал для выполнения функции «опорного региона» в  Южном федеральном округе, и в  целом совокупность стратегических инициатив края призвана способствовать формированию инфраструктуры культурного, экономического и политического  влияния России в Кавказском и  Черноморском регионах, созданию в  этих регионах механизмов поддержания  стабильности и обеспечения безопасности.

Принятая в 2008 году «Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2020 г.» предусматривает  активизацию притока инвестиций на основе повышения инвестиционной привлекательности региона. Однако уже сейчас Краснодарский край является одним из основных лидеров среди регионов Российской Федерации по уровню инвестиционной активности, по величине инвестиций в основной капитал и стабильно занимает пятое место в России. Агентством Standard&Poor's региону присвоен международный инвестиционный рейтинг BB (позитивный). Край занимает первое место по объему привлекаемых инвестиций в Южном федеральном округе (на его долю приходится 36,3% объема инвестиций округа .

В то же время Краснодарский  край испытывает определенные трудности  в инвестиционном развитии. Важной проблемой является резкая диспропорция в территориальном распределении  инвестиций среди муниципальных  образований края. Около 75% всех инвестиций в основной капитал освоено в  городах Краснодаре, Сочи, Новороссийске, Геленджике, Тимашевском, Темрюкском районах. Наименьшие инвестиционные потоки зафиксированы  в северной и западной зонах Кубани, из этих же районов увеличивается  отток экономически активного населения  в муниципальные образования  центральной и южной зон края. К числу серьёзных проблем  относятся также процедуры преднамеренного  фиктивного банкротства предприятий, проводимые как резидентами, так  и нерезидентами Краснодарского края, грубые нарушения природоохранных  требований при реализации ряда инвестиционных проектов и т.д.

Ориентация на устойчивое региональное развитие приводит к необходимости  выработки определенной организации  инвестиционной деятельности. Успех  функционирования и развития региона  во многом определяется инвестиционной политикой и инвестиционной стратегией региона, качество которых обусловливает  возможность использования производственного, человеческого, экологического потенциалов  региональной экономической системы. Это предопределяет необходимость  разработки такого планирования инвестиционных процессов на региональном уровне, с помощью которого можно реализовать  имеющиеся в регионе конкурентные преимущества, использовать накопленный  инвестиционный потенциал, в том  числе природный капитал, таким  образом, чтобы достичь целей  устойчивого развития.

Рост прибыли от инвестиций сегодня может базироваться на техногенном  природоемком развитии. В результате завышаются результаты производственной деятельности, и создается возможность  резкого ухудшения экономических  показателей в будущем. Следствием недоучета экологических инвестиционных рисков может быть сокращение возможностей инвестирования. За счет уменьшения экологического инвестиционного потенциала снижается  суммарный инвестиционный потенциал, уменьшается инвестиционная привлекательность  территории, снижается инвестиционная активность. В этом случае все участники  инвестиционного процесса попадают в своего рода экологическую «ловушку» инвестиционной активности.

 

«Социально-экологическая  диагностика экономического развития региона»

 

Экономика региона базируется на природно-ресурсных, демографических, производственно-технологических и  инфраструктурных факторах развития. Разнообразие и особенности природных  ландшафтов служат главной предпосылкой диверсифицированных направлений  хозяйственной деятельности, основными  из которых традиционно являются сельское хозяйство и рекреационная  сфера. Более 63% земельного фонда края относится к землям сельхоззначения, численность сельских жителей составляет 47% в общей численности населения (в среднем по Российской Федерации 27%). Природный агропотенциал края самый высокий в России, урожайность  зерновых культур в среднем в 2,2 раза выше общероссийских показателей. В общем объеме промышленного  производства ведущим направлением является обрабатывающая промышленность - 77 %, в котором более половины составляет пищевое производство. В  целом региональный АПК сбалансирован  по соотношению своих подразделений (общий объем пищевой промышленности к объему произведенной сельскохозяйственной продукции составляет 0,637, по сравнению  с 0,448 по Югу России), что создает  устойчивый рынок сельскохозяйственного  сырья на территории края и аккумулирует на нем финансовые ресурсы. Край дает одну треть всего производимого  в стране растительного масла, 35% сахара-песка, 25% крупы, 37% виноградных  вин, 27% консервов. В то же время весьма существенным фактом является то, что  за последние 30 лет все виды черноземов уменьшили содержание гумуса в пахотном слое на 4,4-7,1% от первоначальной величины, повсеместно уменьшилась и мощность гумусового слоя. Засолению в Краснодарском  крае подвержены 196,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них более 85% находятся  на землях, отведенных под рисовые  системы, на площади около 40% от всей территории почвы загрязнены тяжелыми металлами, достаточно высока площадь  переувлажненных и заболоченных сельскохозяйственных угодий. Деградация земельных ресурсов, обусловленная  непродуманным гидротехническим строительством в предшествующие годы, игнорированием экологических приоритетов в  севооборотах, техногенным загрязнением может неблагоприятно отразиться на положении края как ведущего региона  на рынках сельскохозяйственного сырья  и продовольствия. Вторым по значимости после пищевой промышленности в  индустриальном комплексе Краснодарского края является ТЭК. Кубань - энергодефицитная территория, имеющая острый недостаток генерирующих мощностей. В условиях увеличения стоимости электроэнергии её общее потребление в регионе  продолжает увеличиваться, что требует принятия соответствующих мер в этой области.

Информация о работе Устойчивое развитие территории