Устойчивое развитие территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Можно выделить три главных больных вопроса устойчивого развития:
1) Невозможность обойтись без невозобновляемых природных ресурсов;
2) Стремление людей к росту потребления и материального благополучия, в сочетании с резким экономическим неравенством;
3 ) Моральный аспект отношения к росту народонаселения и демографической политике.
В курсовой работе стоит цель изучения содержания концепции устойчивого развития на примере Краснодарского края и, в частности, Курганинского района.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
1. Механизм устойчивого развития территории……………………………..
1.1. Приоритетные национальные проекты - основа устойчивого развития Краснодарского края……………………
1.2. Экологическая составляющая устойчивого развития…………………..
1.3. Кубань-территория качества………………………………….
1.4. Классические потребления населения…………………………………
2.
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 62.23 Кб (Скачать)

Особенностями социально-демографической  ситуации в регионе является высокая  плотность населения (67,9 чел. на 1 кв. км, что в 8 раз превышает среднероссийский показатель), высокая демографическая  нагрузка на работающих, один из самых  высоких в стране миграционный прирост. Высшее образование имеют 22,3% от общего количества занятых, что ниже, чем  в среднем по России и Южному федеральному округу. Величина уровня регистрируемой безработицы в последние шесть  лет колебалась в пределах 0,6-0,9%, что примерно в 3 раза меньше среднероссийского  показателя.

             Усиление экономической активности в регионе напрямую связано с геополитическим положением края, в настоящее время являющегося единственным выходом России к Черному морю, а через него - к важнейшим международным морским путям. Структура транспортной системы края включает все виды современного транспорта: разветвленную сеть железнодорожных путей и автомобильных дорог, морские порты, внутренние водные пути, аэропорты, портовые терминалы, нефте- и газопроводы. Ею обеспечиваются растущие из года в год объемы экспортно-импортных и транзитных перевозок, прежде всего, в международном сообщении. Объем услуг, оказанных крупными и средними хозяйствующими субъектами транспортного комплекса края в 2008 году, составил 137,7 млрд. руб., что в действующих ценах на 16,3% выше уровня 2007 года. Перевозка грузов достигла 243,8 млн. т или возросла к предыдущему году на 3,7%. Рост объемов обеспечен автомобильным транспортом (101,6%) и магистральным трубопроводным (108,7%). Динамика пассажирских перевозок во всех видах транспорта положительна. В морских портах края переработано 146,4 млн. тонн грузов (100,3% к 2007 г.). На комплексах по перевалке сжиженных углеводородных газов и нефтепродуктов в портах Азовского моря, зернового и балкерного терминалов в порту Туапсе в 2008 году освоено около 4 млрд. рублей. Трубопроводным транспортом формируется наибольшая (свыше 70%) доля объема перевозки грузов транспортом общего пользования. Основное влияние на рост показателя оказало введение в 2001-2002 годах в действие системы "Каспийский трубопроводный консорциум-Р". В 2003 году введен в эксплуатацию газопровод Россия – Турция "Голубой поток". Общая протяженность газопровода составила 1213 км, из которых 314 км проходит по территории края.

Техногенный прессинг на территории края усиливается наличием потенциально опасных промышленных объектов, накоплением  около 10 млн. т отходов, ростом выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта. Загрязнение водоемов приводит к  катастрофическому снижению естественных рыбных запасов. Все вышесказанное  ведет к разноплановым социально-экономическим  издержкам. Спецификой региона является сочетание субтерриторий с чрезмерной концентрацией населения, производственных мощностей и инфраструктуры с особо охраняемыми природными комплексами (Кавказский государственный природный заповедник, Сочинский национальный парк и др.). Таким образом, на одном полюсе региональной эколого-экономической системы находятся кардинально антропогенно измененные территории с полным спектром экологически неблагоприятных воздействий, а на другом – природные «резерваты», выполняющие важную функцию поддержания экосистемной стабильности и влияющие соответственно на устойчивость региональной социо-экономической системы в целом. Можно полагать, что в перспективе Краснодарский край сохранит свои лидирующие позиции в российском масштабе и повышенную притягательность для развития производственных мощностей, инфраструктуры, притока населения, что связано в том числе и с подготовкой к проведению зимней Олимпиады Сочи-2014. Последнее обстоятельство ещё в большей степени актуализирует эколого-экономическую проблематику развития региональной экономики, тем более что основой хозяйственного комплекса по-прежнему будут являться отрасли, весьма чувствительные к качественным параметрам окружающей среды.

В настоящее время региональная экономика характеризуется значительным дисбалансом интересов в природопользовании. Это провоцирует возникновение  и развитие эколого-экономических  конфликтов, которые в случае недостаточного внимания со стороны органов управления могут приобрести качественные изменения  в основе и динамике протекания, а также масштабности и интенсивности  противостояния. На основе обширного  фактического материала проведена  систематизация экологических конфликтов, определены основные стадии их развития. Государственное управление и регулирование  экологическими конфликтами может  обеспечиваться за счет привлечения  и практического применения различных  стратегий, приемов, методов и инструментов.

 

Способы решения проблем

 

В современной экономике  для лиц, принимающих решения, очевидна приоритетность тех проектов, которые  определяют темпы экономического роста  и уровень материального благополучия населения. Появление негативных эффектов (экологических и социальных) вынуждает  реализовывать дополнительные программы  и мероприятия для стабилизации экологической ситуации. Мероприятия, направленные на экологические цели, с ожидаемым экологическим эффектом, носят в большинстве случаев  вспомогательный, компенсирующий, локальный  характер по отношению к проектам экономического развития и рассматриваются  исключительно как затратные  мероприятия. Вышесказанное подтверждает тезис о необходимости использования  методов эколого-экономического анализа  в оценке эффективности региональных инвестиционных проектов, что позволит избежать серьёзных финансовых затрат для устранения негативных последствий непродуманных решений.

Введение в региональную экономическую практику оценки экологической  эффективности природоохранных  мероприятий в качестве инструмента  управления эколого-экономическими отношениями  позволяет регулировать эти отношения  внутри региональной экономической  системы, используя экономические  категории. Подобный подход является более  уместным для лиц, принимающих решения, так как дает возможность адекватно  оценить затраты и выгоды от осуществления  природоохранных мероприятий. Разработанная  в рамках диссертационного исследования методика оценки полной экономической  эффективности природоохранных  мероприятий базируется на основных положениях Экологической доктрины Российской Федерации (2002 г.) и Стратегии  развития Краснодарского края в области  охраны окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности на период с 2008 по 2020 годы.

Выделены два основных направления развития рынка экологических  товаров и услуг в регионе: совершенствование производимого  регионального продукта с точки  зрения его экологичности и производство принципиально новых для региона  товаров и услуг экологической  направленности. В рамках первого  направления, в частности, экологическое  качество продукции аграрного сектора  Краснодарского края должно быть подтверждено международными или российскими  сертификатами и отмечено соответствующей  маркировкой. Возможно создание бренда «Экологически чистые продукты Кубани», что должно сопровождаться широким  освещением в средствах массовой информации. Анализ показывает, что  большинство крупных предприятий  края, для которых экологические  аспекты служат средством рыночного  позиционирования, в той или иной степени заинтересовано в сертификации своей продукции по стандартам

Особое место в межрегиональном  обмене Краснодарского края занимают рекреационные услуги. За период с 2001 по 2007 годы средний темп прироста количества туристов, прибывающих в Краснодарский  край, составляет примерно 14-15% ежегодно. В то же время интенсивность рекреационных  потоков, а также уровень социально-экономического развития различных курортно-рекреационных  зон края крайне неравномерен. В  северных предгорных районах края существуют сельские поселения с уникальным природным рекреационным потенциалом, но слабой степенью развитости инфраструктуры и «индустрии отдыха», низким уровнем  доходов и высокой безработицей, распространением браконьерства, незаконных рубок леса и т.д. Формирование рынка  экологически безопасных продуктов  питания, меда, продуктов пчеловодства, лекарственных трав, минеральной  воды, продуктов на основе лечебных грязей будет способствовать уменьшению социальной напряженности и противоправных действий местного населения в отношении  природных ресурсов.

Устойчивое развитие экономики  Краснодарского края, наиболее благополучного в социально-экономическом отношении  региона Юга России, как и его  конкурентоспособность в общефедеральном  и глобальном масштабе, предопределяются состоянием и эффективностью использования  уникального природно-ресурсного потенциала, а также противоречиями, возникающими при взаимодействии хозяйственного комплекса, природной среды и  демографической ситуации, что позволяет  определить природно-экологическую  составляющую в качестве детерминанты развития региональной системы.

Совершенствование природоохранного законодательства на региональном уровне позволит устранить имеющиеся «пробелы», создать основу для активизации  деятельности в области экологического предпринимательства, определить четкие границы допустимого воздействия  на окружающую среду при реализации инвестиционных проектов и повысить имидж региона, что особенно актуально  в связи с усилением геоэкономически  мотивированного развития на территории края портово-перегрузочных комплексов и в свете подготовки к проведению зимней Олимпиады Сочи-2014.

Развитие экологически ориентированного предпринимательства на территории Краснодарского края будет способствовать решению многих социальных, экономических  и экологических проблем, позволит нивелировать диспропорции территориального развития, однако потребует определенных мер поддержки со стороны органов  регионального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Кубань-территория качества

 

Развитие организации, региона, страны невозможно без динамичного  роста качественных показателей. Управляя качеством товаров и услуг, можно  гарантировать населению региона  высокий уровень качества жизни. Сегодня весь комплекс мер, направленных на обеспечение качества и безопасности товаров, работ и услуг преследует как минимум две цели: социальную и экономическую.

Отметим, что установка  на качество товаров, работ и услуг  стала приоритетным направлением в  политике администрации Краснодарского края. Сегодня это направление, в  рамках которого на Кубани с 2002 года реализуется  краевая целевая программа «Качество» - стратегическая цель и инструмент поступательного развития экономики  края.

Начальный этап реализации программы «Качество» проходил в  условиях, когда рынок заполнял фальсификат, и выделить из общего потока качественные товары и услуги было сложно. Для  рядовых потребителей надежным ориентиром при выборе качественной продукции  стал знак «Качество Кубань».

Сегодня участие в программе  «Качество» носит конкурсный характер. Программа привлекла внимание предпринимателей не только Краснодарского края, но и  других субъектов РФ. Программа охватывает сферы обеспечения качества и  безопасности продукции, защиты населения  края от проникновения на потребительский  рынок недоброкачественных товаров  и услуг, продукции, вредной для  окружающей среды и здоровья людей. Сама схема программы очень похожа на международную систему управления качеством ГОСТ Р ИСО-9000 (серия международных стандартов, разработанных Международной организацией по стандартизации ISO для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества), с той лишь разницей, что в данном случае она была адаптирована не к отдельной организации, а к региону в целом. И если вначале мероприятия Программы имели контрольно-надзорный характер, то сегодня они охватывают многие аспекты экономической и социальной жизни общества и направлены не только на потребителя, но и на поддержку добросовестных участников рынка.

Работа с товаропроизводителями  составляет большую часть мероприятий  Программы. В крае работает общественный Координационный совет по взаимодействию органов, контролирующих качество и  безопасность товаров и услуг, оказываемых  населению края. Возглавляет Координационный  совет первый заместитель главы  администрации края. Совет решает проблемы потребительской сферы  края, намечает перспективы развития, рассматривает заявления на участие  в программе «Качество». Решением Координационного совета формируется  и утверждается ежегодный Перечень мероприятий, принимаются новые  участники, рассматриваются другие аспекты функционирования потребительской  сферы края.

На потребителя также  направлен целый ряд просветительских мероприятий. Это потребительский  всеобуч, который охватывает производственные коллективы и общественные объединения. Часть его, к примеру, это потребительские  конференции, выставки некачественных и фальсифицированных товаров.

В рамках краевой целевой  программы «Качество» департаментом  потребительской сферы и регулирования  рынка алкоголя Краснодарского края, совместно с ГУП КК «Кубань-Качество»  проводится целый комплекс мероприятий:

- дегустации по видам  пищевой, в том числе алкогольной,  продукции. Продукция приобретается  в торговой сети края, испытывается  на качество и безопасность  и предоставляется на дегустациюкак  экспертам-профессионалам, так и  потребителям. Результатом деятельности  дегустационных комиссий является  регулирование рынка алкоголя  Краснодарского края по критериям  качества и безопасности алкогольной  продукции.

- конкурсы профессионального  мастерства среди работников  предприятий розничной торговли.

В целях распространения  передового опыта в области повышения  качества товаров и услуг постановлением главы администрации края были учреждены  премии в области качества. Кроме  того, лучшим из лучших присуждается почетное звание «Лидер потребительского рынка  Краснодарского края», в котором  выражается наивысший статус программы  «Качество». За время реализации программы обладателями этого звания стали, например, такие предприятия, как ЗАО фирма «Агрокомплекс», ЗАО фирма «Калория», ООО «Мясоптицекомбинат «Каневской», ОАО «Анапскийхлебокомбинат», НУЗ «Санаторий «Мыс Видный» ОАО «РЖД» и другие.

Почетному званию «Лидер потребительского рынка Краснодарского края» предшествует почетный приз «Стела качества». В прошедшем 2008 году «Стелы качества» удостоились, к примеру, ЗАО «Тбилисский сахарный завод», ОАО «Пансионат «Урал», ОАО  КСП «Светлогорское», ООО «Павловский  рынок» и другие предприятия Кубани, внесшие вклад в ее процветание  и благополучие.

Всего за время реализации Программы диплом участника получили более тысячи предприятий. Почетного  звания «Лидер потребительского рынка  Кубани» удостоены 47 предприятий. Обладателями почетного приза «Стела качества»  стали 73 хозяйствующих субъекта. Грамотами  «За активное участие в реализации краевой целевой программы «Качество» награждены 497 хозяйствующих субъектов.

В рамках программы среди  кубанских товаропроизводителей ежегодно проводится конкурс «Высококачественные  товары Кубани». Предприятия и организации  Краснодарского края участвуют в  российских программных акциях. Это  конкурс «100 лучших товаров России», выставка «Всероссийская марка (III тысячелетие) «Знак качества 21 века», конкурс  на соискание премии Правительства  Российской Федерации в области  качества.

Информация о работе Устойчивое развитие территории