Природный рекрацционный потенциал и рекреационное зонирование территории Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

. Цель работы: анализ природного рекреационного потенциала и выявление перспектив развития природоориентированных форм туризма в Самарской области.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Ландшафты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Рельеф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Водные объекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 Почвенно-растительный покров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Территории регламентированного туризма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.1 Ресурсы экологического туризма (ООПТ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.2 Охотничьи и рыболовные угодья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3. Экологическое состояние природной среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
4. Ландшафтно-рекреационный потенциал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
5. Ландшафтно-рекреационное зонирование территории . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
6. Климат и биоклимат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
6.1 Основные климатообразующие факторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
6.2 Режим солнечной радиации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
6.3 Атмосферная циркуляция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
6.4 Термический режим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
6.5 Ветровой режим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
6.6 Режим влажности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
6.7 Режим осадков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
7. Биоклиматический потенциал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
8. Биоклиматическое зонирование территории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
9. Гидроминеральные ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
9.1 Минеральные воды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
9.2 Лечебные грязи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
10. Культурно-исторический потенциал. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
10.1 Краткая историческая справка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
10.2 Археологические и этнографические памятники. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
10.3 Архитектурные комплексы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
10.4 Культовые сооружения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
11. Социальная инфраструктура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
11.1 Учреждения культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
11.2 Спортивные объекты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
11.3 Зрелищно-досуговая индустрия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
12. Туристская инфраструктура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
12.1 Транспортное обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
12.2 Ресторанно-гостиничное хозяйство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
12.3 Телекоммуникационное обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
13. Рекреационная сеть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
13.1 Санаторно-курортные и спортивные предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
13.2 Детские лагеря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
14. Действующие туристско-экскурсионные маршруты. . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
ПРОБЛЕМЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ПРИРОДООРИЕНТИРОВАННЫХ ФОРМ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

Файлы: 1 файл

рекреация.doc

— 544.50 Кб (Скачать)

    Раскопки  позволили проследить, как рос  город. Самая древняя его часть  внутренний город, расположенный на мысу между двумя оврагами. Здесь  был наиболее густая застройка. Дома горожан были бревенчатыми, срубными глинобитными. Изредка встречались землянки. Общественные здания - бани и жилища феодалов строились из крупного кирпича квадратной формы. Были в городе и мечети, но места их нахождения пока не выявлены. 

    Среди горожан было немало ремесленников. В западной части внутреннего города обнаружены медеплавильные печи, сложенные из глины и камней, остатки мастерской медника, изготовлявшего медную посуду и другие изделия. Поблизости найдены орудия ювелиров. Ближе к валу находился гончарный горн прямоугольной формы, в котором обжигался кирпич. Двухъярусный я прямоугольной формы найден в южной части внешнего города. Городские ремесленники снабжали своей продукцией все окрестные селища. Город был важным торговым центром. Этому способствовало его географическое положение на южной границе Болгарского государства в непосредственной близости от р. Волги. О далеких торговых связях свидетельствуют находки монеты - германского динария XI в., а также фрагменты среднеазиатской и иранской посуды, стеклянных браслетов из русских городов и шиферных пряслиц, изготовленных в г. Овруче, близ Киева. Городское население занималось земледелием. В городе найдены плужные лемехи, сошники, косы-горбуши и серпы. Зернохранилищами служили глубокие ямы колоколовидной формы. В них находят обугленные зерна проса, пшеницы, овса, ячменя. О развитии скотоводства свидетельствуют находки огромного количества костей животных. 

    Муромский городок был цветущим городом. В  нем были мечети, медресе, торжища. 

    Умерших обитатели города хоронили на обширном мусульманском кладбище, расположенном у южной его окраины. Как и все болгары, они были мусульманами, поэтому погребения совершены по мусульманскому обряду. Город достиг своего расцвета к началу XII века. В 1236 году в Волжскую Болгарию вторглись полчища хана Батыя. Они разрушили крупнейшие болгарские города: Биляр, Болгар, Сувар. Но первой их жертвой стал самый южный город Болгарии - Муромский городок. О его внезапной гибели свидетельствует мощный слой пожарища и находки скелетов погибших горожан встрявшими в костях наконечниками монгольских стрел. Сожжены были и местные села. 
После разгрома Муромского городка часть болгарского населения покинула Самарскую Луку и расселилась к югу и к востоку от нее на левобережье лги. Некоторые болгарские поселения избежали разгрома и продолжали существовать. К числу их относится город, расположенный недалеко от Междуреченска. Он продолжал существовать в XIII-ХIX вв.

    Сухореченское селище

    После разгрома Батыем Муромского городка  и многих других поселений Самарской Луки часть оставшихся в живых болгар покинула ее и расселилась по всей территории современной Самарской области. Их поселения появись на реках Кондурча, Сок, Самара, Большой Кинель.

    Одно  из самых крупных и наиболее исследованных болгарских поселений XIII-XIV веков находится на южной окраине ныне не существующей деревни Сухая речка Похвистневского района на берегу р.Большой Кинель. В настоящее время его площадь превышает 12 гектаров, а в эпоху средневековья, видимо, она была значительно больше, т.к. река Кинель ежегодно разрушает поселение во время половодий и значительная его часть уже уничтожена.

    В течение 7 лет в 70-х и в начале 80-х годов производились раскопки Сухореченского поселения. Это позволило  восстановить картину жизни их обитателей. Оно представляло собой крупный торгово-ремесленный центр сельского типа. Он состоял из срубных бревенчатых домов, располагавшихся улицами параллельно реке. В южной части поселка на берегу Кинеля были сосредоточены ремесленные мастерские. Здесь исследованы остатки железоделательного горна, сложенного из глины. Найдены глиняные трубочки - сопла, на которые надевались кожаные мехи для вдувания в горн воздуха, необходимого для получения железа. Вокруг горна обнаружено большое количество железных шлаков. Найдены и железные изделия: ножи, ключи, детали замков, кресала, мотыга и др. Металлурги уже умели получать чугун: найден обломок чугунного котла. Исследовано 4 гончарных горна для обжига посуды. Еще один горн был разрушен рекой. Все горны были цилиндрическими двухъярусными: нижний ярус - топка, верхний - камера для обжига посуды. Один горн оказался загруженным, т.к. гончар, обжигавший в нем кувшины, по какой-то причине не смог извлечь из него свою продукцию. Возможно, ему помешало какое-то чрезвычайное событие, может быть, приведшее к гибели поселения. Сухореченские ремесленники изготовляли на гончарном круге корчаги, горшки, кувшины и миски. Благодаря хорошему горновому обжигу посуда имела красивый красный цвет. 

    Находки многочисленных костяных изделий свидетельствуют о присутствии на поселении косторезов, а находки бракованных стеклянных сосудов о наличии стеклодувного производства. Жили здесь, видимо, также плотники и другие ремесленники, продукция которых изготовлялась по заказам и на продажу. Они снабжали этой продукцией население окрестных сел. 

    Среди обитателей поселения были и торговцы. В центре его, видимо, было торжище. Благодаря торговцам на поселении  встречаются привозные изделия: обломки среднеазиатских сероглиняных сосудов с рельефным орнаментом, а также привезенные из золотоордынских городов Нижнего Поволжья блюд и чаш, покрытых бирюзовой поливой и украшенных мелким узором синего или черного цвета. Весьма интересен обломок бронзового браслета с арабской надписью, от которой сохранились два слова, переводимые как "слава и счастье". Подобные браслеты с изречениями из Корана были широко распространены в странах арабского Востока в Х1П-Х1У веках. На селище найдены золотоордынские монеты. 

    Основная  масса населения занималась сельским хозяйством: распахивала и засевала окружающие поселок поля и разводила стада лошадей, коров, овец и коз. 

    Поселение существовало около двух веков. Причины  его гибели, к сожалению, выяснить не удалось. Возможно, оно было сметено  с лица земли во время похода Тимура в 1391 году. 

    Раскопками  вскрыт лишь очень небольшой участок  поселения. Много тайн хранит его  неисследованная часть. Будущие  исследования селища позволят полнее восстановить его историю как  частицу истории Поволжья золотоорынского  периода. Можно сожалеть лишь о том, что каждый год разрушаются Кинелем все новые участки селища, уничтожаются одна за другой строки и oграницы этой истории. 

    Барбашинский  могильник 

    На  поляне им. Фрунзе в г. Самаре находятся  два археологических памятника, принадлежавших мордве, пришедшей на территорию Самарского края в XIII- XIV вв. с запада. Эти памятники были открыты в 90-х годах прошлого века во время строительства дачи купца Соколова. Самарские краеведы собрата вещи из разрушенных погребений и передали их в музей. В 1934 году ленинградский археолог Б.Н.Латыни. 

    10.3 Архитектурные комплексы 

    Настоящий архитектурный облик Самары создавался на протяжении 400 лет. До сих пор историческая часть города изобилует памятниками  архитектурного творчества: псевдоготический костел (пересечение Фрунзе и Чапаевской), кирха (Некрасовская и Куйбышева), модерновый особняк Клодта, филармония, множество церквей, старинных особняков. Нынешний облик города за последние годы дополняется стильными постройками, зданиями, сооружениями, выполненными с использованием современных продвинутых материалов и технологий по оригинальным проектам, стилистика которых соответствует традициям архитектурных образов Поволжья.

    Самара  по причине массового строительства  во второй половине ХХ века потеряла целый  ряд исторических памятников архитектуры. А так как в последние годы снова наметился строительный бум, то обсуждать проблему сохранения исторического  облика старой Самары сегодня – весьма своевременно. Поэтому ведущие архитекторы города, представители строительных организаций и общественные деятели приняли участие в открытой дискуссии в рамках акции «Архитектурные сезоны: от прошлого к вечному», посвященной Дню города.

    «Можно делать ошибки, но нельзя строить ошибки. Сегодня же мы постоянно именно это и делаем, – считает заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор Ваган Каркарьян. – Повышение этажности и протяженности зданий в исторической части города неприемлемо. Тем самым нарушается масштаб города, его силуэт, теряется связь с прошлым, создается антигуманная среда».

    По  мнению Каркарьяна, даже принятие генерального плана развития Самары не решит в  полной мере колоссальных проблем, возникающих из-за застройки не только в самой старой части, но и в городе в целом. Одна из первых проблем – это увеличение потока транспорта в Самарском и Ленинском районах. «Суть не в том, чтобы прекратить строительство. Город не может не развиваться. Вопрос в том, КАК строить и ЧТО строить. Сегодня, к сожалению, превалируют интересы частной собственности».

    «Для  того чтобы старый район города жил, в нем должно вестись строительство, – убежден известный самарский  архитектор Анатолий Баранников. – Мы должны говорить о качестве архитектуры, об экспертной оценке того или иного исторического здания, которое соответствует или не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Нужно реконструировать и восстанавливать сами здания».

    Застройка этого района города не может сводиться к однозначным ответам: «да, строительство будет» или «нет, строить нельзя». Так считает советник губернатора Самарской области по архитектуре и градостроительству Вадим Мошин. Должны находиться компромиссные решения в судьбе отдельного дома или улицы.

    «Сегодня  получается так, что мы говорим о  самобытности, а строим лишь торговые комплексы, – сетует президент Ассоциации предприятий строительного комплекса  «Средволгострой» Сергей Кузнецов. –  Как 400 лет назад заложили Самару торговым городом, так мы и сейчас продолжаем себя так позиционировать. Увы, сегодня мы строим не город, а просто дома, магазины, больницы, бассейны. Каждый – сам по себе и в своем стиле».

    В этой непростой градостроительной  ситуации, которая сложилась в  Самаре, думается, необходимо и исторический архитектурный облик сохранить, и искать соответствующие мировым стандартам способы строительства, которые не портили бы этот облик. 

    
    1. Культовые сооружения
 

    Костел 

    Среди примечательных зданий города видное место занимает готическое сооружение — бывший польский костел, построенный в 1906 г. по проекту архитектора Ф. О. Богдановича.

    Для России готическая архитектура вообще не характерна. Появление же на Волге  такого сооружения объясняется тем, что в Самарской губернии жили поляки-католики, в общинах которых клерикальные каноны, выработанные на Западе во времена становления практики готической архитектуры, были обязательны в строительстве культовых зданий даже в XX в. Здание костела (ныне — областной краеведческий музей) характерно не только готической остротой композиции, но в не меньшей степени и своей художественной выразительностью. Композиционная структура здания и пластика ограждающих его стен отражают конструктивную схему и эстетические свойства стеновых материалов.

    Самарский Пустынно-Николаевский мужской монастырь

    Самарский Пустынно-Николаевский мужской монастырь - главная святыня запорожских  казаков. Первая церковь с госпиталем и школой была построена запорожцами  на острове между р. Самарой и  ее излучиной Самарчиком ещё в 1576 г. С 1602 г. святыня преобразована в монастырь с приютом для отставных престарелых казаков, однако официальной датой основания считается 1672 г. Во время турецкой войны были сооружены укрепления. Николаевская церковь в стиле барокко построена в 1782-87 гг. В 1930-х гг. монастырь был закрыт, в нём разместили дом престарелых, затем интернат для умственно отсталых. В 1993 г. возвращён православной церкви. Главная святыня - Ахтырская икона Божией Матери, именуемая "Самарской".

    Иверский  женский монастырь

    Иверский  женский монастырь был основан  в Самаре общиной сестёр милосердия 12 октября 1850 года. На территории монастыря  было кладбище. Здесь находились могилы П.Алабина, В.Анненкова, А. Щербачева  и других известных людей. До нашихдней  сохранился лишь памятник на могиле П. Алабина. Древнерусская традиция, предусматривающая устройство церквей над главными въездными воротами крепостей, воплотилась и в ансамбле Самарского Иверского монастыря. Силуэт колокольни, увенчанный грушевидной главкой, напоминал свечу, устремленную к небесам, и считался символом дореволюционной Самары. Ее постройка сделала общий вид монастыря более живописным, приблизив его к традиционным силуэтам древнерусских монастырей.

Информация о работе Природный рекрацционный потенциал и рекреационное зонирование территории Самарской области