Природный рекрацционный потенциал и рекреационное зонирование территории Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

. Цель работы: анализ природного рекреационного потенциала и выявление перспектив развития природоориентированных форм туризма в Самарской области.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Ландшафты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Рельеф . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Водные объекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 Почвенно-растительный покров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Территории регламентированного туризма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.1 Ресурсы экологического туризма (ООПТ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.2 Охотничьи и рыболовные угодья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3. Экологическое состояние природной среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
4. Ландшафтно-рекреационный потенциал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
5. Ландшафтно-рекреационное зонирование территории . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
6. Климат и биоклимат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
6.1 Основные климатообразующие факторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
6.2 Режим солнечной радиации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
6.3 Атмосферная циркуляция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
6.4 Термический режим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
6.5 Ветровой режим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
6.6 Режим влажности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
6.7 Режим осадков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
7. Биоклиматический потенциал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
8. Биоклиматическое зонирование территории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
9. Гидроминеральные ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
9.1 Минеральные воды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
9.2 Лечебные грязи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
10. Культурно-исторический потенциал. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
10.1 Краткая историческая справка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
10.2 Археологические и этнографические памятники. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
10.3 Архитектурные комплексы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
10.4 Культовые сооружения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
11. Социальная инфраструктура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
11.1 Учреждения культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
11.2 Спортивные объекты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
11.3 Зрелищно-досуговая индустрия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
12. Туристская инфраструктура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
12.1 Транспортное обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
12.2 Ресторанно-гостиничное хозяйство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
12.3 Телекоммуникационное обеспечение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
13. Рекреационная сеть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
13.1 Санаторно-курортные и спортивные предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
13.2 Детские лагеря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
14. Действующие туристско-экскурсионные маршруты. . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
ПРОБЛЕМЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ПРИРОДООРИЕНТИРОВАННЫХ ФОРМ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

Файлы: 1 файл

рекреация.doc

— 544.50 Кб (Скачать)
 

10.2 Археологические  и этнографические  памятники 

    На  территории Самарской области известно около двух тысяч археологических  памятников разных эпох. Многие памятники  еще не выявлены и не стали достоянием науки, другие уже не существуют, т. к. разрушены силами природы и человеком в результате его хозяйственной деятельности.

    Разрушение  археологических памятников продолжается по сей день. Ежегодно в результате вспашки нивелируются и уничтожаются насыпи древних курганов, застраиваются дачами, разрушаются карьерами поселения и грунтовые могильники. А ведь археологические памятники - единственные источники для изучения древнейших периодов истории, не оставивших письменных памятников. Разрушая их, люди рубят свои собственные корни, теряют свои истоки.

    Под археологическими памятниками обычно подразумевают следы жизни и  деятельности давно ушедших поколений: древние поселения, производственные мастерские, наскальные изображения, места  захоронений - древние могильники.

    Особую категорию памятников составляют древние могильники, которые делятся на курганные и бескурганные.

    Один  из самых древних археологических  памятников нашего края расположен в  г. Самаре на высоком берегу р. Волги, в устье оврага Подпольщиков (бывшего  Постникова оврага). Это стоянка, относящаяся к эпохе позднего палеолита (древнекаменного века). Позднее территория стоянки заселялась людьми неоднократно: в эпоху мезолита (среднего каменного века), энеолита (меднокаменного века), бронзового века и в средневековье. Наибольший интерес представляет слой эпохи позднего палеолита, т. к. это, по существу, единственный в области памятник столь отдаленной эпохи.

    Культурные  слои в устье оврага Подпольщиков были обнаружены впервые осенью 1922 года слушателями Высших этнолого-археологических курсов под руководством В.В.Гольмстен. В 1924 году М.Г.Маткиным был заложен I шурф, положивший начало раскопкам памятника, которые проводились до 1927 года. В 1926 году в раскопках принял участие известный специалист по палеолиту П.П.Ефименко, а в 1929 г. стоянку обследовал крупнейший археолог В.А.Городцов.

    В древнейшем позднепалеолитическом  слое В.В.Гольмстен обнаружила кострище. Там же найдены обломки бивней мамонта, фрагменты костяной иглы, кремневые  резцы, скребки и другие орудия, принадлежавшие человеку, . жившему от 40 до 14 тысяч лет назад. В эпоху мезолита в устье оврага Подпольщиков возникло новое поселение. Об этом свидетельствуют находки ножевидных пластин и орудий, характерных для этой эпохи.

    В коллекции из раскопок памятника, хранящейся в Самарском областном музее краеведения, содержатся фрагменты сосудов эпохи энеолита, а также абашевской, срубной, приказанской культур эпохи бронзы, относящихся к II тыс. до н.э., что свидетельствует о существовании на территории стоянок и поселений выше указанных культур.

    В V-VII веке здесь существовало селище именьковской культуры, т.к. найдено  значительное количество фрагментов лепных горшковидных сосудов, венчики которых  орнаментированы вдавлениями или  насечками, а также нескольких пряслиц  для веретен.

    Позднейшими обитателями поселения были русские, пришедшие в XIV-XV вв. Об их пребывании свидетельствуют находки гончарных  сосудов с линейным и волнистым  орнаментом.  
В настоящее время памятник почти полностью застроен, поэтому дальнейшее его исследование почти невозможно.

    Нурская стоянка

    В 0,5 км к востоку от поселка Нур  Кинельского района находится стоянка  среднего каменного века мезолита. Эпоха мезолита датируется от IX до VI тыс. до н.э. В это время ледник уже отступил и холодолюбивые  животные вымерли. Животный мир стал близким к современному, загонная охота сменилась индивидуальной. В это время человек изобрел новое орудие охоты лук и стрелы. Охота на водоплавающую птицу и рыболовство стали теперь основными отраслями хозяйства. Для того, чтобы иметь постоянную добычу, человек селился у рек и озер на песчаных холмах - дюнах. Такая дюнная стоянка и находится близ пос.Нур. Культурные слои дюнных стоянок обычно сильно развеяны, и кремневые орудия лежат прямо на поверхности. Жилища мезолитических людей были легкими, переносными и напоминали чумы северных народов, поэтому они не оставили следов.

    На  Нурской стоянке собрано большое  количество кремневых орудий: ножевидных пластин, скребков, резцов, наконечников стрел. Все они имели небольшие  размеры и типичны для эпохи мезолита. Видимо, стоянка была местом обитания родовой общины рыболовов и охотников.

    Виловатовская стоянка

    В 2 км к северо-востоку от с.Виловатое  Богатовского района на левом берегу р.Самары находится стоянка новокаменного  века (неолита) и меднокаменного зека (энеолита). Она была открыта археологом Г.Г.Пениным в 1972 году. В 1977-80 годах совместной экспедицией Куйбышевского и Оренбургского пединститутов под руководством И.Б.Васильева произведены раскопки стоянки. Собрана коллекция фрагментов сосудов, относящихся к пяти разным культурам эпохи неолита и энеолита. Большая часть сосудов имела яйцевидную форму. Днища их округлые или плоские малого диаметра. Часть сосудов, относящаяся к эпохе энеолита, имела характерное утолщение "воротничок". Орнамент прочерченный, накольчатый или нанесенный зубчатым штампом. Найдены многочисленные кремневые изделия: наконечники стрел, скребки, ножи, сверла, мелкие пластинки, вкладывавшиеся в пазы деревянных стержней и составлявшие лезвия ножей и кинжалов. Обнаружены обломки шлифованных тесел и долот. Интересны костяные поделки - острия, проколки, гарпуны и фигурка лошади. К эпохе энеолита относится найденная на стоянке медная игла.  
Полученные материалы указывают на то, что стоянка относится к VI- IV тыс. до н.э. Население стоянки занималось охотой, рыболовством, собирательством моллюсков и растений. Находки костей домашних животных свидетельствуют об их приручении и о зачатках скотоводства. Возможно, уже делались первые шаги в земледелии. Неолитические и энеолитические племена жили родовым строем. 

    Комплекс  памятников у с.Съезжее 

    В 1,5 км от с.Съезжее Богатовского района на левом берегу р.Самары находятся  поселение и два могильника, относящиеся  к разным эпохам. 

    Самым древним из этих памятников является могильник меднокаменного века (энеолита). Он был открыт в 1972 году археологом Г.Г.Пениным. В 1972-75 годах и в 1977 г. экспедиция под руководством И.Б.Васильева и Г.И.Матвеевой произвела раскопки могильника. Было выявлено 9 погребений. Погребенные лежали в вытянутом на спине положении головами на восток или северо-восток. Многие из них были посыпаны красной краской охрой. Вместе с погребенными в могилах находятся каменные шлифованные долота и тесла, кремневые ножи, костяные орудия. В качестве украшений использовались бусы из раковин, нашивки из клыка кабана и костяные подвески в виде фигурок животных: лошади, двуглавого бычка, уточек и др. Рядом с могилами на древней поверхности находились развалы глиняных сосудов яйцевидной формы, вся внешняя поверхность которых покрыта орнаментом. Около одной могилы найдены гарпун и два лошадиных черепа.  
Могильник относится к IV тыс. до н.э. Люди, хоронившие в нем, жили где-то рядом с ним на поселении, которое пока не найдено. Они занимались скотоводством и, возможно, земледелием. Видимо, они уже были знакомы с древнейшим металлом - медью. По одному из найденных в погребениях черепов восстановлен облик человека, которому этот череп принадлежал. Он был европеоидным. По языку съезженцы, видимо, были индоиранцами. Могильник у с.Съезжее был отнесен к самарской культуре эпохи энеолита.  
В эпоху бронзы во II тыс. до н.э. на территории могильника возникло селище племен срубной культуры, а рядом с ним - могильник срубной культуры. Этот могильник необычен, т.к. умершие лежат в грунтовых могилах без курганных насыпей. Возможно, это объясняется тем, что все погребенные в могильнике - дети. 

    I Утевский курганный  могильник 

    Одним из самых выдающихся памятников археологии Самарского края по праву считается I Утевский курганный могильник, открытый и исследованный И.Б.Васильевым.  
Могильник находился на восточной окраине с.Утевка Нефтегорского района и состоял из четырех курганов, расположенных в виде трапеции. 

    Курганы отличались большими размерами. Диаметр  наибольшего из них составлял более 100 м, высота достигла 3,5 м. Три остальных кургана были близки к нему по размерам.

    В трех курганах погребения были ограблены  в древности, поэтому все вещи, сопровождавшие умерших, были похищены. Только курган оказался непотревоженным. Под его насыпью в просторной могильной яме лежал скелет пожилого мужчины, густо окрашенный красной краской - охрой. Его сопровождал богатый погребальный инвентарь: медный топор, тесло, шило, нож и стилетообразный предмет с железным навершием. Все перечисленные предметы были изготовлены из меди. Рядом с ними лежал каменный пест. У черепа погребенного найдены золотые серьги в виде разомкнутых колец, отлитых по форме.

    В изголовье стоял большой сосуд  яйцевидной формы с плоским дном небольшого диаметра. 

    Судя по характеру сосуда и бронзовых изделий, погребение, обнаруженное в кургане, относится к ямной культуре эпохи ранней бронзы и датируется концом III - началом II тыс. до н.э. В этот период медные орудия представляли еще очень большую ценность, поэтому в могилах обычно встречаются лишь единичные предметы, например, небольшие ножи или шилья. Находка богатого набора медных орудий в погребении Утевского кургана - явление исключительное. Еще более редкими, почти уникальными, являются находки золотых серег и железного навершия. По мнению специалистов, эти серьги -одна из самых ранних находок золотых вещей в Восточной Европе. Железный предмет вообще вызвал сенсацию, т.к. известно, что в эпоху ранней бронзы его получать не умели. Анализы, проведенные в лабораториях, показали, что это метеоритное железо, встречающееся крайне редко. 

    Огромные  размеры кургана и уникальный набор вещей свидетельствуют  о высоком общественном положении  погребенного в нем человека. Скорее всего это был племенной вождь, обладавший при жизни большим богатством и властью. Курган для него насыпан, видимо, целым племенем, т.к. сооружение столь крупного кургана было делом весьма трудоемким. 

    Племена ямной культуры жили на обширной территории от р.Урал на востоке до р.Днепр на западе. Ведущую роль в их хозяйстве играло скотоводство. Земледелие развивалось только в западной части территории племен ямной культуры. В Среднем и Нижнем Поволжье климат был засушливым, что препятствовало становлению земледелия.

    Развитие  скотоводства способствовало ускорению разложения первобытнообщинного строя. 

    Язык  племен ямной культуры, по мнению большинства  исследователей, принадлежал к индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. По антропологическому типу они - европеоиды.  
Михайло-Овсянское селище 

    В 6 км к западу от с.Михайло-Овсянка Пестравского района в местности, называемой Каменники, находится I Михайло-Овсянское селище срубной культуры эпохи бронзы, относящееся к середине II тыс. до н.э. Раскопки селища производились в 1971 году отрядом экспедиции под руководством И.Б.Васильева и в 1978-79 годах под руководством Г.И.Матвеевой.  
Во время раскопок было выяснено, что это не только селище, но и место добычи медной руды. Здесь под слоем земли залегал бурый железняк - лимонит, а под ним медная руда - окислы меди: малахит, азурит, куприт. Древние металлурги не умели еще получать железа, поэтому железная руда - бурый железняк, их не интересовала, зато окислы меди их привлекали как сырье для получения меди. 

    На  территории селища обнаружено около  двух десятков колодцеобразных шахт, вырытых с целью добычи руды. Шахты и выработки видны на большой площади, примыкающей к селищу. Добытую в шахтах руду обогащали: дробили, промывали, прокаливали. После этих подготовительных работ приступали к плавке металла. На I Михайло-Овсянском селище такие печи пока не обнаружены, но на соседнем II Михайло-Овсянском селище найдена яма, предназначенная для плавки меди. 

    На I Михайло-Овсянском селище найдены  целые сосуды баночной формы, обломки  горшков с орнаментом, нанесенным зубчатым штампом, костяные изделия и бронзовый нож. 

    Многочисленные  находки костей домашних животных: коровы, лошади, овцы, козы. Гораздо  реже встречаются кости диких  животных. 

    На  огромной территории от Южного Приуралья  до Днепра разбросаны селища и курганные  могильники племен срубной культуры. Ведущая роль в их хозяйстве принадлежала скотоводству, вспомогательную роль играли земледелие, охота и собирательство. Племена срубной культуры добывали руду и плавили медь. 

    Их  язык принадлежал к индоиранской ветви языковой семьи.  
Лузановский курганный могильник 

    Самую многочисленную категорию памятников в Самарской области составляют курганные могильники. Впервые курганный  обряд появился в эпоху ранней бронзы и существовал в раннем железном веке и в средневековье  до XIV века. 

    Значительная  часть курганных могильников  относится к срубной культуре. Их можно найти буквально во всех районах Самарской области. Один из наиболее полно исследованных  курганных могильников срубной  культуры раскопан в 1971-74 годах И.Б.Васильевым, С.А.Агаповым и Л.Н.Жигулиной. 

    Могильник состоял из 17 курганов, под которыми находилось 116 погребений. Умерших хоронили в неглубоких ямах прямоугольной  формы в скорченном на левом боку положении. Руки погребенных обычно сложены перед лицом, ноги согнуты  в коленях. Во многих могилах встречались глиняные горшки и банки. Большинство их имеет орнамент в виде треугольников, ромбов, зигзагов. В некоторых могилах находились бронзовые ножи, шило с костяной рукояткой, браслеты, височные подвески; часть височных подвесок была обложена золотой фольгой. В одном из детских погребений найдена маленькая модель булавы.  
На территории Самарской области в настоящее время исследованы сотни курганов срубной культуры. Раскопки показали, что погребальный обряд племен срубной культуры очень единообразен. Однородна и глиняная посуда, встречающаяся в погребениях и на селищах срубной культуры, на всей ее огромной территории от р.Белой до Днепра.  
Андреевский курганный могильник 

Информация о работе Природный рекрацционный потенциал и рекреационное зонирование территории Самарской области