Отрасли машиностроения: тракторостроение и судостроение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:44, доклад

Краткое описание

Судостроительная промышленность России традиционно является одной из наиболее технологически развитых отраслей экономики. Российские верфи имеют опыт строительства судов практически любого класса, типа и тоннажа. <…> В отрасли имеются крупнейшие производители силовых систем и систем автоматизации. <…> Особое место в структуре судостроительной промышленности занимают научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории отраслевого и академического направления.

Файлы: 1 файл

машиностроительный комплекс.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

 

Была начата реализация государственной программы развития сельского хозяйства на 2008—2012 годы. В 2009-м и 2010 году сельхозпроизводители приобрели тракторов соответственно 42,4 и 54,9 % от плановых закупок. В 2010 году в России, по информации «Росагромаша», реализовано примерно 19 тыс., а списано — около 40 тыс. тракторов.

 

Временное решение правительства  распространить льготное финансирование закупок сельхозтехники только на отечественную  продукцию привело к резкому  падению доли импорта. В сегменте энергонасыщенных тракторов доля российских предприятий, составлявшая в 2007 году 27,7 %, в кризисном 2009-м возросла до 77,2 %. Директор департамента автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения Минпромторга РФ Алексей Рахманов заявил: «Эффект от введения защитных мер оказался ошеломляющим. Важно правильно ими воспользоваться».

Компании 

 

По состоянию на 2011 год российские производители сельхозтехники практически  завершили консолидацию отрасли. Самым  мощным игроком можно считать  концерн «Тракторные заводы» (КТЗ), которому принадлежат около 20 профильных предприятий, в том числе Красноярский завод комбайнов, Владимирский моторо-тракторный завод, Волгоградский тракторный завод, Алтайский моторный завод и еще целый ряд активов.

 

Волгоградский тракторный завод (ВгТЗ) — крупнейший производитель гусеничных тракторов в России. Сталинградский тракторный завод им. Ф. Э. Дзержинского был введен в строй в 1930 г. В том же году с конвейера завода сошел первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с. В январе 2003 г. завод был приобретен холдингом «Новое содружество» и Сибмашхолдингом. Это одно из немногих предприятий, способных производить продукцию, конкурентоспособную на рынке машинно-тракторной техники. Предприятие поставляет тракторы в страны СНГ: на Украину, в Узбекистан, Казахстан. Завод имеет развитую региональную дилерскую сеть, которая теперь объединяется с дилерской сетью Сибмашхолдинга. Стоимость тракторов колеблется от 15—18 (модель ДТ) до 22 тыс. долл. (модель ВТ). Помимо основной продукции, ВгТЗ по заказу Минобороны выпускает военную технику для российской армии. Военное производство началось в 1932 г. с выпуска танка Т-26 и представляет собой комплекс цехов, лабораторий, вспомогательных производств и испытательного полигона. С 1969 г. завод разрабатывает и выпускает легкую бронированную технику — боевые машины десанта: БМД-1, БМД-1П, БМД-1ПК, БТР-Д, БМД-3, БМД-3К и др.

 

Липецкий тракторный завод в  начале 2002 г. объявил себя банкротом. По решению суда на заводе было введено  конкурсное производство. После договоренности с кредиторами завод был реорганизован в ОАО «Липецкий тракторный завод», партнерами которого стали Новолипецкий металлургический комбинат и государственная компания Росдорлизинг. Сейчас предприятие производит сельскохозяйственные тракторы ЛТЗ-55, ЛТЗ-60, ЛТЗ-155. Стоимость тракторов колеблется от 5 (ЛТЗ-55) до 21 тыс. долл. (ЛТЗ-155). Перспективы дальнейшего развития завода остаются туманными.

 

Петербургский тракторный завод —  дочерняя компания ОАО «Кировский завод». Ситуация на заводе несколько лучше, чем у конкурентов. Его реструктуризация началась в середине 90-х годов. Завод был разукрупнен, и самые рентабельные подразделения приступили к серийному производству современного трактора К-744/734 («К» значит «Кировец»), ориентированного на дальнее зарубежье, в частности на немецкий рынок. В новых моделях используются импортные запчасти. Завод уже заключил контракт на поставку деталей к своим тракторам с компанией «Bosch». Стоимость новых тракторов от 70 до 100 тыс. долл. Эта цена пока высока для российских покупателей, но в два раза ниже цены на иностранные тракторы аналогичного типа.

 

Челябинский тракторный завод (ЧТЗ-Уралтрак) — одновременно один из основных стратегических заводов, выпускающих бронетанковую  технику. Предприятие производит бульдозеры и тяжелые тракторы. Основные модели — Т-10 стоимостью 40 тыс. долл. и ДЭТ-25, ДЭТ-35 — более 100 тыс. долл.

 

Владимирский тракторный завод (ВТЗ), находящийся в составе Владимирского  моторо-тракторного завода, в основном выпускает машины для коммунального  хозяйства. Завод был пущен в строй в 1944 г. Основные модели тракторов — Т-30, T-45, ВТЗ-032, стоимость которых в зависимости от комплектации составляет 4—5 тыс. долл. Завод имеет реальные шансы укрепить свое положение на рынке. Его дешевая продукция может быть востребована индивидуальными частными хозяйствами и коммунальными службами. Эти тракторы хорошо подходят для уборки урожая.

 

Алтайский тракторный завод (АО «Алтрак») выпускает гусеничные тракторы для  сельского хозяйства, лесопромышленного  комплекса и строительно-дорожных предприятий России. Модельный ряд завода представлен в основном тяжелыми тракторами. Основные модели — Т-402 (стоимость 15 тыс. долл.) и Т-404 (29 тыс. долл.). В 2002 г. тракторный завод вышел из промышленного концерна Сибмашхолдинг, который не смог произвести реорганизацию предприятия и вывести его на уровень рентабельности. ОАО «Алтайский трактор» — убыточное предприятие, постепенно сокращающее производство.

 

Онежский тракторный завод. Его  прямой предшественник — Александровский  казенный завод — был основан в 1774 г. и являлся одним из основных поставщиков орудий осадной крепостной и корабельной артиллерии, ядер и снарядов для русской армии и флота. В 1918 г. производство было переориентировано на гражданскую продукцию, завод был переименован в Онежский металлургический и машиностроительный. С 1956 г. предприятие занимается выпуском тракторов различных моделей. Онежский тракторный завод — специализированное предприятие по разработке и производству тракторов для заготовки леса. За 90-е годы объемы производства и продажи тракторов резко снизились. Объективная потребность лесозаготовительных предприятий в трелевочных тракторах марки «Онежец» составляет всего 3—5 тыс. шт. в год, а перераспределение выпущенной ранее техники позволило многим лесозаготовительным предприятиям на несколько лет вообще отказаться от закупки новых машин.

 

Инновационные проекты в отрасли 

 

Инновационные проекты в тракторостроении России:

 разработка  и организация серийного производства  гусеничного трактора класса 5,0 (головной исполнитель — ОАО «Промтрактор»). Общий объем финансирования составил 407 млн руб., в том числе из федерального бюджета — около 142 млн руб., внебюджетное финансирование — 265 млн руб. ОАО «Промтрактор» осуществляет выпуск опытно-промышленной партии гусеничных тракторов. В период до 2012 года планируется осуществление продаж гусеничных тракторов тягового класса 5,0 в объеме до 2 млрд руб.;

 разработка  и организация производства колесного  сельскохозяйственного трактора  классической компоновки и мощностью двигателя от 350 до 400 л.с. и автоматической трансмиссией (головной исполнитель — ЗАО «Агротехмаш»). Общий объем финансирования работы составит 620 млн руб., в том числе из федерального бюджета — около 300 млн руб., внебюджетное финансирование — 320 млн руб.;

 в 2011 году предусмотрено создание  опытных образцов колесного сельскохозяйственного  трактора с выбранным типом  автоматической трансмиссии и  проведение испытаний на государственных  машиноиспытательных станциях в  различных климатических условиях. В 2011 году в рамках данной работы планируются выпуск опытно-промышленной партии тракторов, а также осуществление технологической подготовки серийного производства техники.


Информация о работе Отрасли машиностроения: тракторостроение и судостроение