Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:44, доклад
Судостроительная промышленность России традиционно является одной из наиболее технологически развитых отраслей экономики. Российские верфи имеют опыт строительства судов практически любого класса, типа и тоннажа. <…> В отрасли имеются крупнейшие производители силовых систем и систем автоматизации. <…> Особое место в структуре судостроительной промышленности занимают научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории отраслевого и академического направления.
Судостроение
Судостроение России — отрасль российского машиностроения.
Торгово-промышленная компания «РОКТЭС» так характеризует российское судостроение:
Судостроительная
Самые большие в мире подводная лодка и ледокол, разработаны и построены на верфях России.
Крупнейшими центрами российского судостроения являются Санкт-Петербург,
Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.
По данным на 2009 год, в России действуют 168 судостроительных предприятий, 86 из них — государственные. В 2008 году объём продаж в российском судостроении составил 150 млрд рублей. Содержание
История
В 1995—2005 годах на российских судостроительных предприятиях размещалось 4 % объёма российских заказов судов.
В соответствии с указом президента РФ В. В. Путина, подписанным в марте 2007 года, была создана Объединённая судостроительная корпорация (ОСК), основным полем деятельности которой рассматривается развитие гражданского судостроения. Формирование ОСК завершилось в 2010 году.[4] ОСК консолидировала 19 существующих крупных судостроительных и судоремонтных предприятия. В составе ОСК три региональных центра: Западный центр судостроения, Северный центр судостроения и судоремонта, Дальневосточный центр судостроения и судоремонта. Планируется создание в составе ОСК Южного центра судостроения и судоремонта.
8 ноября 2007 года правительство России одобрило федеральную целевую программу «Развитие гражданской морской техники на 2009—2016 годы», предельный объём финансирования программы оценивается в размере около 140 млрд рублей, часть финансирования пойдёт на закупку иностранных и разработку собственных технологий Руководитель Минпромэнерго России В. Б. Христенко заявил, что реализация этой программы позволит к 2015 году увеличить объёмы судопроизводства в 2,5 раза и повысить производительность труда в отрасли.
К 2007 году на российских судостроительных предприятиях стало размещаться 6 % объёма российских заказов судов, в 2008 году — 8 %.
Объём производства в российском судостроении за 11 месяцев 2009 года увеличился на 50 %.
В новый 2010 год российское судостроение вошло с ростом в 62 %. По данным на февраль 2010 года, в портфеле ОСК находилось больше 100 заказов.
Предприятия
Калининградский
В России существует более 1000 предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также осуществляющих научную деятельность в области кораблестроения и морской техники.
По другим оценкам, в России насчитывается около 4000 предприятий и организаций, которые в той или иной степени обеспечивают производство продукции и услуг в области создания техники для изучения континентального шельфа, а также хозяйственной и военной деятельности на внутренних морях и в международных водах.
В собственности Северного центра судостроения и судоремонта находятся:
ОАО «ПО „Северное
ОАО «Центр судоремонта „Звёздочка“»
(ремонт и модернизация атомных и
дизель-электрических
ОАО «СПО „Арктика“ (электромонтажные работы на строящихся и ремонтируемых кораблях и судах ВМФ, гражданских судах, иной морской технике)»
В собственности Западного центра судостроения находятся:
ОАО «Адмиралтейские верфи» /Санкт-Петербург/ (100 % минус одна акция);
ОАО «Средне-Невский
ОАО «33 судоремонтный завод» /Калининградская область/(100 % минус одна акция);
ОАО «Светловское предприятие „ЭРА“» /Калининградская область/(100 % минус одна акция);
ОАО «Прибалтийский судостроительный завод „Янтарь“» /Калининград/(51 % акций);
ОАО «Завод „Красное Сормово“» /Нижний Новгород/(33,53 %) — строительство судов типа река—море;
ОАО «Судостроительный завод „
Другие крупные предприятия:
ОАО «Северный рейд» (изготовление и ремонт пультов управления системами химической регенерации воздуха, гидроакустических комплексов, гидроакустических станций, антенн, приборов, блоков и модулей)
Балтийский завод
Канонерский судоремонтный завод
Невский судостроительный завод
Экспорт
Основная статья: Внешняя торговля России
В 2004—2009 годах на заводе «Красное
Сормово» было построено 7 танкеров серии
19619, заказанных Азербайджанским
В 2004 году на выборгском заводе «Вымпел» была заказана серия танкеров дедвейтом 12 тыс. тонн, три из которых были поставлены казахстанской компании «Казмортрансфлот» и ещё три — казахстанской компании Mobilex Energy.
В июле 2009 года на заводе «Красное Сормово» был построен танкер «Атырау» с дедвейтом 13 тыс. тонн, предназначенный для «Казмортрансфлота».
23 июня 2010 года с верфи калининградского завода «Янтарь» был спущен на воду фрегат проекта 11356 водоизмещением 4 тыс. тонн, предназначенный для ВМС Индии.
Тракторостроение
Тракторостроение России (Тракторная
промышленность России) — отрасль
российского
Тракторная промышленность России представляет собой одну из отраслей сельскохозяйственного машиностроения в машиностроительном комплексе страны.
Кризисные
1990-е годы предприятия
В настоящее время внешний и внутренний рынок тракторов оценивается в 1 млрд долл. Российским рынком заинтересовались иностранные компании, которые предложили выгодные финансовые условия оплаты и обслуживания техники. Серьезную конкуренцию российским тракторным заводам составили страны СНГ, в первую очередь Белоруссия и Украина. Тракторы Минского тракторного завода, известные под маркой «Беларусь», теперь собираются из машинокомплектов в Омске, Ногинске и Елабуге. Харьковский тракторный завод (ХТЗ) открыл сборочное предприятие в Орле. В Абакане в качестве эксперимента открыто сборочное производство тракторов Ташкентского тракторного завода. В целом по России обеспеченность тракторами составляет 40 %, рынку сельскохозяйственных тракторов не хватает 700—800 тыс. единиц техники, поэтому потенциальный спрос на тракторы остается очень большим, и российский рынок имеет перспективы роста. Производственные мощности тракторных заводов России ныне используются всего на 10—20 %. Это критический порог рентабельности предприятий: падение производства ниже 15 % делает производство тракторов нерентабельным. По данным Минсельхоза, от 55 до 70 % машинно-тракторного парка в России выработало срок службы. Парк тракторов ежегодно пополняется на 1—3 %, в то время как списывается каждый год 6—8 % машин. На сегодняшний день отечественное производство тракторов не покрывает возрастающий спрос, который частично восполняется за счет импорта. Ввозимый «секонд-хэнд» из Германии, Франции и Финляндии часто лучше отечественных аналогов, стоRит примерно столько же, а иногда и дешевле.
В России по причине ее бездорожья более популярны гусеничные тракторы (60 % всего тракторного парка), доля колесных тракторов 40 %. В зарубежной Европе ситуация обратная — колесных тракторов больше гусеничных в несколько раз. Тракторы общего назначения составляют 55 % парка, пропашные — 34, трелевочные, применяемые для вывозки леса, — 11 %.
Хорошо известно, что крупнейшие предприятия по производству тракторов — стратегические объекты, выпускающие продукцию двойного назначения: для сельского хозяйства и для ВПК (в основном танки, бронетранспортеры, вездеходы и др.). Ходовая часть гусеничных тракторов напоминает ходовую часть танков, поэтому подобное комбинирование производств вполне понятно. По этой причине государство долгое время не дозволяло приватизировать тракторные заводы. Однако в конце 1990-х годов тракторные заводы попали в сферу интересов промышленных групп.
История
Благодаря Госплану в Советском Союзе существовала узкая специализация тракторных заводов. В результате с распадом СССР Россия лишилась производства сразу нескольких типов тракторов. Самой ощутимой стала потеря Минского тракторного завода (МТЗ), выпускавшего колесные тракторы стандартной компоновки тяговых классов 1,4, 2 и 3, на которые приходилась значительная часть советского тракторного парка.
В 1990-е годы аграрная Россия переживала не лучшие времена. Ставка на развитие фермерских хозяйств, которые в стране так и не прижились, дезориентировала не только аграрный сектор, но и сельхозмашиностроение, от которого ожидали массового выпуска мини-тракторов. Практически все тракторные производства в то время проектировали мини-тракторы, но ни один из них в серию так и не пошел. Даже на Кировском заводе был разработан мини-трактор К-20, о котором сегодня помнят лишь ветераны. Приватизация предприятий и последующая консолидация активов тоже не способствовали техническому прогрессу в отрасли. В результате российское тракторостроение вошло в XXI век с неполным и морально устаревшим модельным рядом.
Российский парк тракторов для сельского хозяйства все эти годы сокращался. И процесс продолжается — в 2004—2010 годах парк уменьшался на 6,5-10 % в год. В результате обеспеченность страны тракторами, по расчетам «Росагромаша», составляет всего 4,3 трактора на 1 тыс. га посевов. Для сравнения: в Германии на 1 тыс. га приходится 64,6, в США — 25,8, в Канаде — 16,3 трактора. Сокращение тракторного парка имеет и объективные причины: сельхозпроизводители приобретают современные широкозахватные орудия и новую технику, более мощную и производительную. В наиболее развитых аграрных регионах средняя нагрузка на трактор составляет 124,6 га, в 2014 году она может вырасти до 170 га. Ситуация усугубляется тем, что большая часть тракторов работают за пределами амортизационного срока, составляющего для сельхозтехники 10 лет. По данным Минсельхоза РФ, на 1 сентября 2010 года этот показатель превышает 75 %.
Когда после 2004 года в мире начался рост цен на продовольствие, а российское сельское хозяйство получило инвестиции и первые прибыли, отечественное тракторостроение не смогло предложить аграриям конкурентный продукт. В результате резко выросли поставки техники зарубежного производства, начали реализовываться проекты российской сборки иностранных моделей.
Когда в 2005—2008 годах для
Мировой финансово-экономический кризис резко снизил платежеспособность российского аграрного сектора. В результате сократились продажи техники, причем как импортной, так и отечественной. Активная фаза кризиса пришлась на 2009 год, когда продажи в сегменте энергонасыщенных тракторов снизились на 76,5 %.
Информация о работе Отрасли машиностроения: тракторостроение и судостроение