Отрасли машиностроения: тракторостроение и судостроение

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:44, доклад

Краткое описание

Судостроительная промышленность России традиционно является одной из наиболее технологически развитых отраслей экономики. Российские верфи имеют опыт строительства судов практически любого класса, типа и тоннажа. <…> В отрасли имеются крупнейшие производители силовых систем и систем автоматизации. <…> Особое место в структуре судостроительной промышленности занимают научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории отраслевого и академического направления.

Файлы: 1 файл

машиностроительный комплекс.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Судостроение

 

Судостроение России — отрасль  российского машиностроения.

 

Торгово-промышленная компания «РОКТЭС» так характеризует российское судостроение:

 

Судостроительная промышленность России традиционно является одной  из наиболее технологически развитых отраслей экономики. Российские верфи имеют опыт строительства судов практически любого класса, типа и тоннажа. <…> В отрасли имеются крупнейшие производители силовых систем и систем автоматизации. <…> Особое место в структуре судостроительной промышленности занимают научно-исследовательские и проектные институты, лаборатории отраслевого и академического направления. Научный потенциал этих учреждений позволяет не только выполнять уникальные заказы по проектированию судов, но и разрабатывать новые концептуальные направления в судостроении.

 

Самые большие в мире подводная  лодка и ледокол, разработаны  и построены на верфях России.

Крупнейшими центрами российского  судостроения являются Санкт-Петербург,

 

Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская  область.

По данным на 2009 год, в России действуют 168 судостроительных предприятий, 86 из них — государственные. В 2008 году объём продаж в российском судостроении составил 150 млрд рублей. Содержание 

 

История

 

В 1995—2005 годах на российских судостроительных предприятиях размещалось 4 % объёма российских заказов судов.

В соответствии с указом президента РФ В. В. Путина, подписанным в марте 2007 года, была создана Объединённая судостроительная корпорация (ОСК), основным полем деятельности которой рассматривается  развитие гражданского судостроения. Формирование ОСК завершилось в 2010 году.[4] ОСК консолидировала 19 существующих крупных судостроительных и судоремонтных предприятия. В составе ОСК три региональных центра: Западный центр судостроения, Северный центр судостроения и судоремонта, Дальневосточный центр судостроения и судоремонта. Планируется создание в составе ОСК Южного центра судостроения и судоремонта.

 

8 ноября 2007 года правительство  России одобрило федеральную  целевую программу «Развитие  гражданской морской техники на 2009—2016 годы», предельный объём финансирования программы оценивается в размере около 140 млрд рублей, часть финансирования пойдёт на закупку иностранных и разработку собственных технологий Руководитель Минпромэнерго России В. Б. Христенко заявил, что реализация этой программы позволит к 2015 году увеличить объёмы судопроизводства в 2,5 раза и повысить производительность труда в отрасли.

 

К 2007 году на российских судостроительных предприятиях стало размещаться 6 % объёма российских заказов судов, в 2008 году — 8 %.

 

Объём производства в российском судостроении за 11 месяцев 2009 года увеличился на 50 %.

 

В новый 2010 год российское судостроение вошло с ростом в 62 %. По данным на февраль 2010 года, в портфеле ОСК находилось больше 100 заказов.

 

Предприятия

 

 Калининградский судостроительный  завод «Янтарь»

 

В России существует более 1000 предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного  и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также осуществляющих научную деятельность в области кораблестроения и морской техники.

 

По другим оценкам, в России насчитывается  около 4000 предприятий и организаций, которые в той или иной степени  обеспечивают производство продукции и услуг в области создания техники для изучения континентального шельфа, а также хозяйственной и военной деятельности на внутренних морях и в международных водах.

 

В собственности Северного центра судостроения и судоремонта находятся:

ОАО «ПО „Северное машиностроительное предприятие“» (строительство, ремонт и модернизация атомных и дизель-электрических  подводных лодок, ремонт и модернизация надводных кораблей, строительство  гражданских судов, строительство  морской техники для освоения шельфовых углеводородных месторождений);

ОАО «Центр судоремонта „Звёздочка“» (ремонт и модернизация атомных и  дизель-электрических подводных  лодок, надводных кораблей и гражданских  судов);

ОАО «СПО „Арктика“ (электромонтажные работы на строящихся и ремонтируемых кораблях и судах ВМФ, гражданских судах, иной морской технике)»

 

В собственности Западного центра судостроения находятся:

ОАО «Адмиралтейские верфи» /Санкт-Петербург/ (100 % минус одна акция);

ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» /Санкт-Петербург/(100 % минус одна акция);

ОАО «33 судоремонтный завод» /Калининградская  область/(100 % минус одна акция);

ОАО «Светловское предприятие „ЭРА“» /Калининградская область/(100 % минус  одна акция);

ОАО «Прибалтийский судостроительный завод „Янтарь“» /Калининград/(51 % акций);

ОАО «Завод „Красное Сормово“» /Нижний Новгород/(33,53 %) — строительство  судов типа река—море;

ОАО «Судостроительный завод „Северная  верфь“» /Санкт-Петербург/(20,96 %) — строительство  боевых надводных кораблей и коммерческих судов различного назначения.

 

Другие крупные предприятия:

ОАО «Северный рейд» (изготовление и ремонт пультов управления системами  химической регенерации воздуха, гидроакустических  комплексов, гидроакустических станций, антенн, приборов, блоков и модулей)

Балтийский завод

Канонерский судоремонтный завод

Невский судостроительный завод

 

Экспорт

 

Основная статья: Внешняя торговля России

 

В 2004—2009 годах на заводе «Красное Сормово» было построено 7 танкеров серии 19619, заказанных Азербайджанским государственным Каспийским морским пароходством.

 

В 2004 году на выборгском заводе «Вымпел» была заказана серия танкеров дедвейтом 12 тыс. тонн, три из которых были поставлены казахстанской компании «Казмортрансфлот»  и ещё три — казахстанской  компании Mobilex Energy.

 

В июле 2009 года на заводе «Красное Сормово» был построен танкер «Атырау» с дедвейтом 13 тыс. тонн, предназначенный для  «Казмортрансфлота».

 

23 июня 2010 года с верфи калининградского  завода «Янтарь» был спущен  на воду фрегат проекта 11356 водоизмещением 4 тыс. тонн, предназначенный для ВМС Индии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тракторостроение 

 

Тракторостроение России (Тракторная промышленность России) — отрасль  российского сельскохозяйственного  машиностроения.

 

Тракторная  промышленность России представляет собой одну из отраслей сельскохозяйственного машиностроения в машиностроительном комплексе страны.

 

Кризисные 1990-е годы предприятия сельскохозяйственного  машиностроения пережили тяжелее, чем  другие отрасли машиностроения. Производство продукции сельского хозяйства сократилось, аграрные предприятия всех форм собственности не имели достаточных средств для закупки техники, удобрения, семенного материала. Сельскохозяйственные предприятия были не способны не только приобретать новые машины и оборудование, но даже производить ремонт старой техники и в необходимом объеме закупать запчасти для нее. Обычными в глубинках России стали элементы натурального хозяйства. Мощные, но неповоротливые тракторостроительные производства советского образца не смогли приспособиться к новым условиям и в разы сократили объемы производства. В 2004 г. производство тракторов составило 3,9 % от уровня 1990 г. Выпуск сельскохозяйственных машин в кризисные годы сохранялся лишь благодаря государственной поддержке сельхозпроизводителей. Темпы сокращения производства тракторов и сельхозтехники были выше темпов уменьшения площади пахотных земель. Например, площадь пашни в сельскохозяйственных организациях в 2001 г. сократилась по сравнению с 1996 г. на 11 %, а количество тракторов — на 28 %. Недостаток сельскохозяйственной техники приводил не только к сокращению посевных площадей, но и к нарушению сроков проведения агротехнических работ. Сроки уборки урожая зерновых культур увеличились за 90-е годы в среднем на 10—12 дней.

 

В настоящее  время внешний и внутренний рынок тракторов оценивается в 1 млрд долл. Российским рынком заинтересовались иностранные компании, которые предложили выгодные финансовые условия оплаты и обслуживания техники. Серьезную конкуренцию российским тракторным заводам составили страны СНГ, в первую очередь Белоруссия и Украина. Тракторы Минского тракторного завода, известные под маркой «Беларусь», теперь собираются из машинокомплектов в Омске, Ногинске и Елабуге. Харьковский тракторный завод (ХТЗ) открыл сборочное предприятие в Орле. В Абакане в качестве эксперимента открыто сборочное производство тракторов Ташкентского тракторного завода. В целом по России обеспеченность тракторами составляет 40 %, рынку сельскохозяйственных тракторов не хватает 700—800 тыс. единиц техники, поэтому потенциальный спрос на тракторы остается очень большим, и российский рынок имеет перспективы роста. Производственные мощности тракторных заводов России ныне используются всего на 10—20 %. Это критический порог рентабельности предприятий: падение производства ниже 15 % делает производство тракторов нерентабельным. По данным Минсельхоза, от 55 до 70 % машинно-тракторного парка в России выработало срок службы. Парк тракторов ежегодно пополняется на 1—3 %, в то время как списывается каждый год 6—8 % машин. На сегодняшний день отечественное производство тракторов не покрывает возрастающий спрос, который частично восполняется за счет импорта. Ввозимый «секонд-хэнд» из Германии, Франции и Финляндии часто лучше отечественных аналогов, стоRит примерно столько же, а иногда и дешевле.

 

В России по причине ее бездорожья более популярны  гусеничные тракторы (60 % всего тракторного  парка), доля колесных тракторов 40 %. В  зарубежной Европе ситуация обратная — колесных тракторов больше гусеничных в несколько раз. Тракторы общего назначения составляют 55 % парка, пропашные — 34, трелевочные, применяемые для вывозки леса, — 11 %.

 

Хорошо  известно, что крупнейшие предприятия  по производству тракторов — стратегические объекты, выпускающие продукцию  двойного назначения: для сельского хозяйства и для ВПК (в основном танки, бронетранспортеры, вездеходы и др.). Ходовая часть гусеничных тракторов напоминает ходовую часть танков, поэтому подобное комбинирование производств вполне понятно. По этой причине государство долгое время не дозволяло приватизировать тракторные заводы. Однако в конце 1990-х годов тракторные заводы попали в сферу интересов промышленных групп.

 

История

 

Благодаря Госплану в Советском  Союзе существовала узкая специализация  тракторных заводов. В результате с  распадом СССР Россия лишилась производства сразу нескольких типов тракторов. Самой ощутимой стала потеря Минского тракторного завода (МТЗ), выпускавшего колесные тракторы стандартной компоновки тяговых классов 1,4, 2 и 3, на которые приходилась значительная часть советского тракторного парка.

 

В 1990-е годы аграрная Россия переживала не лучшие времена. Ставка на развитие фермерских хозяйств, которые в стране так и не прижились, дезориентировала не только аграрный сектор, но и сельхозмашиностроение, от которого ожидали массового выпуска мини-тракторов. Практически все тракторные производства в то время проектировали мини-тракторы, но ни один из них в серию так и не пошел. Даже на Кировском заводе был разработан мини-трактор К-20, о котором сегодня помнят лишь ветераны. Приватизация предприятий и последующая консолидация активов тоже не способствовали техническому прогрессу в отрасли. В результате российское тракторостроение вошло в XXI век с неполным и морально устаревшим модельным рядом.

 

Российский парк тракторов для  сельского хозяйства все эти  годы сокращался. И процесс продолжается — в 2004—2010 годах парк уменьшался на 6,5-10 % в год. В результате обеспеченность страны тракторами, по расчетам «Росагромаша», составляет всего 4,3 трактора на 1 тыс. га посевов. Для сравнения: в Германии на 1 тыс. га приходится 64,6, в США — 25,8, в Канаде — 16,3 трактора. Сокращение тракторного парка имеет и объективные причины: сельхозпроизводители приобретают современные широкозахватные орудия и новую технику, более мощную и производительную. В наиболее развитых аграрных регионах средняя нагрузка на трактор составляет 124,6 га, в 2014 году она может вырасти до 170 га. Ситуация усугубляется тем, что большая часть тракторов работают за пределами амортизационного срока, составляющего для сельхозтехники 10 лет. По данным Минсельхоза РФ, на 1 сентября 2010 года этот показатель превышает 75 %.

 

Когда после 2004 года в мире начался  рост цен на продовольствие, а российское сельское хозяйство получило инвестиции и первые прибыли, отечественное тракторостроение не смогло предложить аграриям конкурентный продукт. В результате резко выросли поставки техники зарубежного производства, начали реализовываться проекты российской сборки иностранных моделей.

 

Когда в 2005—2008 годах для сельхозпроизводителей  нашей страны сложились благоприятные  экономические условия, они в  массовом порядке стали покупать иностранные машины с лучшими  технико-эксплуатационными качествами. Зарубежные компании воспользовались либерализмом российского рынка и, опираясь на поддержку своих правительств и стимулирование экспорта, смогли в значительной степени нивелировать главное конкурентное преимущество отечественных предприятий — дешевизну продукции. В результате этой экспансии доля производителей из стран дальнего зарубежья в сегменте энергонасыщенных тракторов выросла с 21,1 % в 2005 году до 71,7 % в 2008-м.

 

Мировой финансово-экономический  кризис резко снизил платежеспособность российского аграрного сектора. В результате сократились продажи техники, причем как импортной, так и отечественной. Активная фаза кризиса пришлась на 2009 год, когда продажи в сегменте энергонасыщенных тракторов снизились на 76,5 %.

Информация о работе Отрасли машиностроения: тракторостроение и судостроение