Национальный и религиозный состав населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе излагается характеристика национального населения России, где рассматриваются особенности численности населения и демографическая ситуации в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Национальный и религиозный состав населения России……...4
1. Воспроизводство населения………………………………………...8
2. Демографическая ситуация в России……………………………..12
3. Расселение и урбанизация населения России……………………15
Глава 2. Национальная проблематика……………………………………19
2.1. Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего СССР……………………………………………....20
2.2. Межнациональная напряженность в региональном аспекте……...24
2.3. Миграция населения…………………………………………………31
Глава 3. Пути преодоления межнациональных конфликтов…………...35
Используемая литература

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 82.44 Кб (Скачать)

        Есть еще одна версия. Возможно, начало военных действий в Чечне было связано с попыткой продемонстрировать силу Президента РФ, способность сохранить единство России накануне президентских выборов, "силовики" обещали сделать это с помощью "блицкрига".

        Другие интерпретации чеченского конфликта - противостояния двух культурных систем, варианта "конфликта цивилизаций" - вряд ли могут объяснить всю сложность ситуации, которая привела к военным действиям. На Северном Кавказе есть и другие зоны межнационального напряжения. К 1990 г. обнажились противоречия между народами Дагестана. Идею суверенизации здесь высказывали кумыки, которые образовали "Народное движение "Тенглик" и ведут борьбу, по сути, за ресурсы (против ущемления их прав на землепользование в связи с переселениями в места их проживания не кумыкского населения, чаще всего лакцев).

        Время от времени активно выступают лезгины. Их движение "Садвал" ставило вопрос об объединении территории их проживания в Дагестане и Азербайджане в единую республику Лезгистан в составе РФ. Но это инициирует конфликт с Азербайджаном и может стимулировать тюркско-горскую напряженность.

        Ногайцы тоже ставили вопрос о своей государственности. Территория, на которой живет этот народ, сейчас разделена между Дагестаном, Карачаево-Черкесией, Чеченской Республикой и Ставропольским краем. Их движение "Бирлик" искало способы объединения территории и какого-то вида самоуправления.

        В Хасавюртском районе переплетаются интересы чеченцев, аварцев и лакцев. Напряжение увеличилось в связи с чеченским конфликтом. Вопрос о представительстве во власти для ногайцев, лезгин и других народов практически не решен. Крупнейшим движением среди горских народов является "Джамаат" - объединение аварцев. Его военно-политическое ядро составляет Народный фронт имени имама Шамиля, способный мобилизовать вооруженное население.

        Кроме того, в Дагестане свои организации имеют терские казаки. Лидеры нижнетерского казачества тоже выдвигали вопрос о территориальной автономии.

        В Кабардино-Балкарии в начале 90-х годов балкарцы на первом съезде провозгласили Балкарскую республику и в 1991 г. провели референдум, который дал положительный результат. Но эта акция крайне отрицательно была воспринята кабардинцами. В этой республике создана организация кабардинцев. Конгресс кабардинского народа - ККН, нацеленный на объединение адыгов - кабардинцев, черкесов, адыгейцев, шапсугов. В Кабардино-Балкарии достаточно жестко осуществляется административное управление. С правительством этой республики Центр подписал один из первых Договоров о разграничении полномочий, как бы демонстрируя политическую поддержку. Правительство этой республики уже не раз выступало своеобразным стабилизатором ситуации на Северном Кавказе: и в период активизации действий Конфедерации народов Кавказа, и после начала военных действий в Чеченской Республике.

        В Карачаево-Черкесии тоже ставился вопрос о разделении. В частности, речь шла о выделении пяти моноэтнических республик. Но территории их практически перекрывают друг друга, и раздел может привести к вооруженным конфликтам. В случае раздела могут обостриться противоречия между карачаевцами и казаками. Попытки черкесов соединиться с кабардинцами и адыгеями могут породить новые противоречия.

     Зоны  этнополитического напряжения появлялись и в Урало-Поволжье, и Сибири. В Урало-Поволжье в конце 80-х - начале 90-х годов это были Татарстан и в известной мере Башкортостан, в Сибири - Саха (Якутия) и Тува.

        Татарстан - одна из наиболее высоких по своему социально-экономическому потенциалу республик Российской Федерации. В 1989-1993 гг. в республике имело место выраженное, достаточно массовое национальное движение. Основной организацией движения был Татарский общественный центр (ТОЦ), затем общественный центр (ВТОЦ).

        Основная направленность национального движения в период пика активности - повышение статуса республики, реальный федерализм, максимально возможный по геополитическим условиям. Крайние радикалы выступали за независимость. Но, как показывают социологические опросы, они не пользовались массовой поддержкой. Между тем, суверенитет в составе Федерации был желателен для большинства татар и части русского населения. Руководство Татарстана проводило продуманную интегрирующую политику внутри республики, поэтому конституционный конфликт с Центром не перерос в межэтнический групповой конфликт. Но напряжение все же возникало в период массовых демонстраций национальных татарских объединений и принятия закона о двуязычии, хотя правительство во главе с М. Шаймиевым демонстрировало умелую тактику сглаживания конфликтности.

        Несмотря на превалирование татар во властных структурах и очевидное повышение авторитета татарской культуры и языка, на межличностном уровне среди татар и русских сохраняются достаточно благоприятные взаимодействия и возможность развития равностатусных отношений.

     Татарстан продемонстрировал мирный вариант  решения сложного конституционного конфликта.

        Имели место конфликты и в Башкортостане. Эта республика подписала федеративный Договор, но на определенных условиях. Напряженность была снята после подписания Договора о разделении полномочий с федеральным центром. В Башкортостане башкиры составляют 21 % населения, но есть русская и татарская общины. Та и другая активно действовали на уровне лидеров национальных объединений. Активность общественных движений к середине 90-х годов снизилась, но лидеры башкир последовательно отстаивают идеи суверенитета.9 Конституционные конфликты имели место еще в двух республиках - Саха (Якутии) и Туве. В них в начале 90-х годов активно действовали национальные объединения, особенно якутские. Связано это было с желанием получить больше самостоятельности в рамках Федерации. В конституциях республик, принятых до Конституции РФ 1993 г., было зафиксировано приоритетное право на использование местных ресурсов, а в Туве - право на выход из состава Федерации.

        Тува более чем на 90 % - дотационная республика, что хорошо понимают как массы, так и руководство. Но социальная напряженность обострена довольно низким уровнем жизни, высокой безработицей.

        Саха (Якутия) - одна из самых ресурсообеспеченных республик, но ее территория расположена в крайне сложных условиях Севера. Якуты заинтересованы в росте национальной интеллигенции, особенно научной и занятой в сфере образования. А в последнее время якуты заметно продвинулись в сфере бизнеса и управления. Статус русских в республике изменился. Благодаря стимулируемой в значительной мере Президентом республики Саха (Якутия) идеологии толерантности и взаимной заинтересованности в равновесии сил, здесь поддерживается межнациональное согласие. Обычно межэтнические напряжения мы рассматривали на уровне республик. Но сейчас в России есть и области, где эти проблемы стали не менее актуальными. К ним относятся прежде всего области высокого притока переселенцев, беженцев - Краснодарский край, Ставрополье, Оренбургская область. Ситуация в них требует постоянного внимания и серьезного изучения.

        На развитие межэтнических конфликтов влияют следующие обстоятельства: во-первых, то, насколько широко они разрастаются, какое охватывают пространство (при этом имеется в виду не просто территория, что важно особенно для насильственных конфликтов, а именно какая это территория - равнинная, горная, лесистая, болотистая и т.д.); во-вторых, население какого региона вовлечено в конфликт - большого или малого города, поселков и т.д. Имеют значение также интенсивность и время развития конфликта, поскольку, чем затяжнее конфликт, тем сложнее выход из него. И, конечно, немалую роль играет то, какого типа субъекты вовлечены в конфликт. Как показали события на постсоветском пространстве, это могут быть и достаточно массовые этнонациональные движения типа тех, что наблюдались в республиках Прибалтики, Армении, Грузии, и локальные столкновения численно небольших групп.

        На сегодняшний день в условиях постепенного ослабления экономической нестабильности Российское правительство в состоянии удерживать страну от развала. Однако пока существуют такие «горячие точки» как «республика

     Чечня». Российское правительство не может гарантировать целостность, как и безопасность государства, тем более, что остальной мир называет этот

     «конфликт»  войной. 
 
 

     2.3.  Миграция населения 

     Численность населения, его структура предопределяются не только естественным, но и миграционным движением.

        До недавнего времени проблема миграции населения как добровольной (трудовой), так и вынужденной (беженцы) находилась в центре социально-политической жизни западноевропейских и ряда стран других регионов мира. Население же Советского Союза практически не принимало участия в миграционных процессах.

        Начиная со второй половины 1980-х годов усиливается миграционный обмен между Россией и странами дальнего зарубежья. Резко увеличился выезд населения на постоянное место жительства в другие государства мира. Международные миграционные потоки усилились в связи с распадом СССР. За 1992- 1995 гг. из Российской Федерации выехали 3 838 тыс. чел., из них в страны СНГ и Балтии 400,2 тыс. чел. Наиболее крупные потоки эмиграции направлялись в бывшие республики СССР: на Украину (49,3%), в Казахстан (17,7%), Беларусь (11,2%) из всех выехавших в государства Балтии и СНГ. Районами выбытия являлись в основном Дальневосточный, Западно-Сибирский и Центральный.

        Направления эмиграции во многом определяются национальным составом переселенцев. Почти 2,5 млн чел. (63,5%) выехали в другие зарубежные страны: в Германию - 69,5%, Израиль - 14,4%, США - 10,1%. По национальным признакам: немцы - 53,5%, русские - 24,0%, евреи - 15,8%. При обмене со странами дальнего зарубежья наша страна имеет отрицательное сальдо до миграции, составившее за последние четыре года 2 436,2 тыс. чел. Большинство эмигрантов из России принадлежит к национальным меньшинствам, имеющим сильные родственные диаспоры в США, Израиле и Германии.

        Только треть выезжающих из России указали в качестве одной из причин выезда преследование по национальному признаку или предвзятое отношение к их национальности. Экономические мотивы миграция превалируют над другими. Абсолютное большинство связывают свои жизненные планы с трудоустройством на новом месте для повышения своего материального уровня.

        В социально-профессиональной структуре выезжающих значительный удельный вес занимают специалисты. Их доля среди эмигрантов почти в 19 раз выше, чем среди населения России. Среди специалистов преобладают лица, имеющие высшее техническое образование (около 70%), 15% имеет ученую степень доктора или кандидата наук.

        Около 30% эмигрирующих имеет высшее образование. Уезжают не только ученые, но и высококвалифицированные рабочие. Все это ведет к снижению качества трудовых ресурсов России. Интеллектуальная эмиграция в основном носит безвозвратный характер, нанося государству значительный ущерб. Отъезд творческой интеллигенции, квалифицированных рабочих обостряет проблемы выхода из кризиса, уменьшает возможности развития экономики и общества.

        Главная задача в настоящее время - не сдерживание эмиграции, а ее регулирование, превращение безвозвратной эмиграции в возвратную. Решение вопросов организованного трудоустройства россиян за рубежом позволит уменьшить безвозвратные потоки почти на треть. Это также позволит ослабить экономическое и социальное напряжение в обществе, даст возможность гражданам приобрести навыки работы в системе рынка, совершенствовать профессиональный опыт и знания, получить накопления для последующего их вложения в экономику России.

        Обострившиеся межнациональные отношения как в бывших республиках Советского Союза, так и в Российской Федерации вызвали многочисленную иммиграцию населения. За 1992-1995 гг. в Российскую Федерацию из государства СНГ и Балтии прибыло 3 836,5 тыс. чел., что составило 99,9% от всех прибывших из других стран мира. Иммиграция выступает в форме беженства и вынужденного переселенчества. За последние четыре года поток беженцев возрос со 160,3 до 974,4 тыс. чел. Наибольший поток переселенцев направлялся из Таджикистана (23,8%), Грузии (15%) и Азербайджана (13,4%).

        Основная часть беженцев приходится на русское население (65% общей численности прибывших в Россию из стран СНГ и Балтии). С точки зрения воспроизводства трудового потенциала России большое значение имеет возрастной состав иммигрантов. Из общей численности прибывших в Россию доля лиц в возрасте до 16 лет составляет 24%, в трудоспособном возрасте - 65,2%, старше трудоспособного возраста - 10,8%.

        С позиций воспроизводства трудовых ресурсов состав иммигрантов в страну можно квалифицировать как положительный процесс, способствующий росту трудового потенциала страны как в настоящее время, так и в будущем. В этом отношении наиболее благоприятна иммиграция для Дальневосточного, Северного, Восточно-Сибирского, Западно-Сибирского, Уральского экономических районов и Калининградской области и менее благоприятна для Северо-Кавказского, Северо-Западного, Центрально-Черноземного и Центрального районов.

        Абсолютные и относительные масштабы иммиграции в Россию из дальнего зарубежья всегда были невелики и не превышают 1% от общего количества прибывших в Российскую Федерацию. Социально-демографическая структура прибывающей в Россию рабочей силы имеет классические черты трудовой Иммиграции. В основном это неквалифицированные рабочие из стран Юго-Восточной Азии. Среди них преобладают мужчины (в среднем 80%), возрастной состав которых - до 40 лет.

        Приезжают они без семей, что оговорено в межправительственных соглашениях. Незначительность масштабов этой категории трудовых иммигрантов особенно наглядно отражается в показателях доли численности иностранных граждан к общей численности работающих. В целом по народному хозяйству России этот показатель очень невелик - менее 0,1%.

Информация о работе Национальный и религиозный состав населения России