Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 17:42, курсовая работа
В данной работе излагается характеристика национального населения России, где рассматриваются особенности численности населения и демографическая ситуации в России.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Национальный и религиозный состав населения России……...4
1. Воспроизводство населения………………………………………...8
2. Демографическая ситуация в России……………………………..12
3. Расселение и урбанизация населения России……………………15
Глава 2. Национальная проблематика……………………………………19
2.1. Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего СССР……………………………………………....20
2.2. Межнациональная напряженность в региональном аспекте……...24
2.3. Миграция населения…………………………………………………31
Глава 3. Пути преодоления межнациональных конфликтов…………...35
Используемая литература
Однако много проблем возникает из-за приезда в Россию так называемых нелегалов. В основном это выходцы их Эфиопии, Афганистана, Ирака, Сомали и ряда других стран. По оценке МВД РФ только в Москве проживает примерно 200 тыс. нелегальных иммигрантов из стран дальнего зарубежья, а в ближайшие годы их численность может достигнуть 6 млн чел.
В Сибири и на Дальнем Востоке без какого-либо разрешения, т.е. незаконно, и часто без определенных занятий, проживает около 1 млн китайцев.
Учитывая, что ни правоохранительные органы, ни органы здравоохранения не в состоянии вести учет мест проживания, работы и состояния здоровья иностранных рабочих, в некоторых регионах возникла реальная угроза распространения инфекций и эпидемий. Растет недовольство со стороны местных жителей. В местах проживания иностранных рабочих резко возрастает социальная напряженность. Неконтролируемое перемещение вынужденных и добровольных переселенцев часто приводит к избытку рабочей силы и к нежелательной для местного населения конкуренции со стороны приехавших.
В ходе реализации в России государственной долговременной программы "Миграция" важное значение приобретает вопрос о создании вместе с другими странами СНГ соответствующих совместных структур, выработки согласованного законодательства о беженцах, определяющего их статус, устанавливающего процедуры и условия его получения, их минимальные социальные гарантии.
В случае реализации этих, а также ряда
других мер в рамках единого социально-экономического
пространства СНГ была бы подведена правовая
база, обеспечивающая равные права беженцев
и вынужденных переселенцев, и они были
бы, таким образом, под покровительством
всех государств Содружества, на территории
которых волею судьбы оказались.
Глава
3. Пути преодоления национальных конфликтов
Концепция
государственной национальной политики
Российской Федерации предполагает
формирование и функционирование взвешенной
и всесторонней системы мер государственного
регулирования национальных отношений,
направленных на создание оптимальных
условий для социально–
В настоящий момент ситуация характеризуется нарастанием внутренней напряженности, опасностью обострения старых конфликтов и возникновением новых очагов нестабильности. Имеется свыше 150 различных факторов, провоцирующих осложнение ситуации в межнациональных отношениях. Особую опасность представляет использование национального фактора в борьбе за передел собственности, ресурсов, в целом за политическую власть. Эта борьба обостряется во время проведения предвыборных кампаний. Действуют также и другие факторы в исторических, культурных, языковых, религиозных сферах.
Показательно, что даже в относительно спокойных по уровню межнациональной напряженности регионах от 15 до 20 процентов опрошенных указывают на ущемление своих прав по национальному признаку. Нарастание межнациональных конфликтов несет в себе угрозу целостности Российской Федерации, и ее национальной безопасности.
Вместе с тем, наблюдения и результаты социологических исследований последнего времени показывают, что в российском многонациональном обществе сохраняются еще достаточно большой потенциал толерантности и взаимного доверия, стремление к сохранению единства российской государственности, единого Отечества.
Деятельность федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Концепции государственной национальной политики с начала своего основания, несмотря на известные трудности, связанные с постоянно реорганизацией органов исполнительной власти и практическим отсутствием финансирования большинства программ, была направлена на:
· законотворческую работу по развитию и гармонизации национальных отношений;
· подготовку и реализации (совместно с органами исполнительной власти республик и регионов) программ по социально–экономическому и национально–культурному развитию народов России;
· принятие неотложных мер по оздоровлению и стабилизации этнополитической ситуации в стране в целом и отдельных взрывоопасных регионах;
· информационно–аналитическое и кадровое обеспечение национальной политики;
· взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов власти на местах с общественными организациями, решение проблем национальной политики.
Принципиально важным положением Концепции явился вывод о необходимости введения в стране института национально–культурной автономии, принятия соответствующего федерального закона. Это решение открыло пути национально–культурного самоопределения народов России без ломки административных границ и создания замкнутых анклавов. Созданы 5 федеральных (украинская, немецкая, корейская, татарская, белорусская) автономий, свыше 40 региональных, около 300 местных автономий.
Представители разных этносов, благодаря новому закону, получили возможность значительно ослабить фактор их территориальной разобщенности. Продуктивная работа в этом направлении развернута в Саратовской, Оренбургской, Новгородской, Пензенской, Тюменской областях, в Удмуртии, Кабардино - Балкарии, Республике Коми, Ямало - Ненецком и Ханты -Мансийском округах.
Большое значение имела ратификация Государственной Думой рамочной
Конвенции о защите национальных меньшинств, дополнения и изменения, внесенные в Закон «О языках народов Российской Федерации». Миннацем России разработан законопроект «О гарантиях государственной целостности и механизме ответственности органов государственной власти и их должностных лиц». Запланированы и ведутся разработки законопроектов «Об этнологической экспертизе», «О порядке изменения конституционно–правового статуса субъекта Российской Федерации», «О порядке предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов в Российской Федерации», «О борьбе с национальным экстремизмом». В республиках, округах, краях и областях в развитии Концепции была начата разработка и реализация региональных концепций национальной политики, учитывающих социально–экономические, этнические и демографические особенности каждого субъекта федерации.
Разрабатывается проект Концепции государственной национальной политики в отношении коренных малочисленных народов и малочисленных этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Министерство анализирует и обобщает накопленный опыт, оказывает методическую помощь в подготовке и реализации их программ.
В соответствии с Концепцией государственной национальной политики была создана Общероссийская общественная организация «Ассамблея народов России», призванная стать консолидирующим центром для согласования интересов всех народов России, для организации постоянного диалога этнических групп с органами государственной власти. Проведен первый съезд Ассамблеи народов
России.
Ассамблея ориентирована на полномерное
сотрудничество с органами власти.
Вся история российского государства с начала его становления до наших дней свидетельствует о том, что многонациональность России – это не слабость ее, а мощный созидательный потенциал. Но чтобы это не осталось красивой политической декларацией, важно умело и энергично на деле обеспечить единство многонационального государства при сохранении доброго самочувствия, самобытности и достоинства каждого российского народа. И в первую очередь необходимо создать прочную правовую базу для демократической модели развития наций и межнациональных отношений.
За годы своего существования Миннац сделало очень много на пути к консолидации и интеграции населения. Например, законопроект “О гарантиях прав коренных малочисленных народов России“ подготовлен Комитетом по делам национальностей Государственной думы при участии Миннаца России. Проект был принят Государственной Думой, Советом Федерации и подписан Президентом.
Однако, в дальнейшем президент Владимир Путин подписал указ, о упразднении данного учреждения.
Хотя очевидно, что эти меры давно назрели из-за наглядной бездеятельности и непрофессионализма бывшего Миннаца, указ президента вызвал неоднозначную реакцию среди политиков России - и резко отрицательную реакцию, прежде всего тех, которые так или иначе связаны с Северным
Кавказом. Это по-своему логично, если вспомнить о том, что в своих многочисленных «концепциях» и проектах бывший Миннац лоббировал прежде всего финансовые интересы этого региона, каждый раз "научно" обосновывая, почему, например, чеченцы или ингуши должны иметь несомненные льготы при поступлении в российские вузы в отличие от всех других жителей страны, а сам регион, неизменно «сидящий» на дотациях, - постоянные и бесконтрольные финансовые вливания за счет других областей России.
На сегодняшний день довольно сложно сказать что правительство контролирует национальную ситуацию в стране. Однако, некоторые представители исполнительного органа РФ, уверены, что в России нет межнациональных конфликтов:
«Россия превратилась в одну из самых привлекательных стран в мире для мигрантов», - заявил министр России Владимир Зорин 16.11.2003, курирующий вопросы национальной политики. По его словам, за последние 13 лет около 6 млн. человек приехали в Россию на постоянное место жительства.
«Именно поэтому в настоящее время проблема толерантного (терпимого) отношения в обществе в России остается в числе актуальных и злободневных»,
-
говорится в заявлении
«День терпимости - это еще и новый рубеж в активизации работы с вынужденными мигрантами, превращении их в ресурс развития общества. В этой сфере толерантные отношения особенно ощутимы и необходимы», - подчеркивает министр.10
По его мнению, «решению задачи по формированию терпимости в Российском государстве способствует и свобода изучения народами родных языков». «Уже сегодня в стране ведется преподавание на 80 языках народов России, радиовещание - на 56, телевидение - на 69, что способствует истинному взаимодействию культур и духовному сотрудничеству, делает общество более терпимым», - считает Зорин.
По его словам, «в целом в России сегодня нет межнациональных и межрелигиозных конфликтов, создана законодательная база по защите прав человека, независимо от его национальной принадлежности».
Вместе с тем, министр, признал, что «на бытовом уровне еще нередки факты ксенофобии, экстремизма, проявляются антикавказские, антисемитские, антирусские настроения».
По словам Зорина, «на устранение негативных явлений в российском обществе (ущемление прав человека, проявление национализма, факты дискриминации и нетерпимости) направлена и федеральная целевая программа, принятая правительством РФ, «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».
В ее реализации, отметил министр, занято более 80 субъектов РФ. «Это содействует снижению межэтнической напряженности, социальной, экономической, межпоколенческой и политической нетерпимости, ликвидации предпосылок для возникновения социальных конфликтов в обществе», - считает
Зорин.
Заключение
Россия - страна многонациональная. Кроме русских, которые составляют 82 % населения, в Российской Федерации живут более 120 различных национальностей. Одни из них насчитывают более миллиона, другие - несколько десятков тысяч человек. Огромное количество этносов уже долгое время живут вместе и, что самое главное, уживаются! Даже несмотря на имевшие место в прошлом и существующие ныне межнациональные конфликты, в целом, отношения между различными народами в стране в течение многовековой истории Российского государства были достаточно стабильными и скорее дружественными, чем враждебными.
Последнее десятилетие было особым для жизни народов страны. Одни называли его временем "взбунтовавшейся этничности", другие - "нового национального возрождения". Совершенно очевидно, что становление гражданского общества в российских условиях взаимосвязано с возросшей этничностью.
Государственная политика призвана стать в большей мере национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету национальных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи - возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой. Убедительный пример консолидированного региона являет собой ассоциация "Сибирское соглашение", объединившая 19 сибирских областей и национальные центры от Тюмени до Читы. На этой необозримой земле проживают свыше 16 млн человек, она располагает богатейшими природными ресурсами, здесь имеются развитая промышленность и множество научных учреждений.
Информация о работе Национальный и религиозный состав населения России